г. Краснодар |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А15-2430/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Махачкалатеплоэнерго" (ИНН 0562071497, ОГРН 1080562001541) - Ибрагимова М.М. (доверенность от 04.09.2017), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан" (ИНН 05610490721096, ОГРН 1030502523787) и третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала", Министерства по земельным, имущественным отношениям и по вопросам торговли Республики Дагестан, акционерного общества "Дагнефтегаз", администрации муниципального района "Казбековский район", государственного казенного учреждения "Спецгазстройсервис", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Махачкалатеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.12.2017 (судья Исаев М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 (судьи Макарова Н.В., Годило Н.Н., Джамбулатов С.И.) по делу N А15-2430/2017, установил следующее.
ОАО "Махачкалатеплоэнерго" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Дагестангазсервис" (в настоящее время ООО "Газпром газораспределение Дагестан"; далее - общество) о взыскании 50 568 962 рублей неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", Министерство по земельным, имущественным отношениям и по вопросам торговли Республики Дагестан (далее - министерство), АО "Дагнефтегаз", администрация муниципального района "Казбековский район" и ГКУ РД "Спецгазстройсервис".
Решением от 22.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2018, в иске отказано. Суды исходили из того, что компания не доказала факт неосновательного обогащения общества в результате транспортировки газа по спорным газопроводам.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, судебными актами по делу N А15-3055/2014 установлен факт принадлежности компании газопроводов протяженностью 167 км. Общество данное обстоятельство не оспорило и в письме от 28.11.2017 N ДБ-04-01/2997 указало компании на изношенность сетей и необходимость их ремонта.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество транспортирует газ в Казбекском районе Республики Дагестан.
Право собственности на газопроводы протяженностью 167 355 м зарегистрировано за компанией, на газопроводы протяженностью 108 696 м - за Республикой Дагестан. Общество арендовало у Республики Дагестан газопроводы протяженностью 76 242 м.
Компания, ссылаясь на пользование обществом принадлежащими ей объектами, обратилась к нему с требованием о неосновательном обогащении.
В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В предмет доказывания по спору о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу, факт использования ответчиком этого имущества, период пользования имуществом, сумма неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7.
В соответствии с пунктом 4 указанных Методических указаний Федеральной службой по тарифам утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (пункты 10,11 и 15 данных Методических указаний).
В соответствии с пунктами 8 и 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами.
Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.
Исходя из закрепленных в статье 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех организаций - собственников газораспределительных систем, выручка истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.
Компания не отрицает, что не обращалась в уполномоченный орган для установления ей тарифа по транспортировке газа по спорным объектам, тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям для нее не утвержден.
Кроме того, суд установил, что общество арендовало спорные объекты у министерства. Данные объекты являются предметом спора между компанией и министерством.
Следовательно, общество не извлекло дохода за счет компании.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Компания приводит в жалобе доводы, которые фактически направлены на оценку судом кассационной инстанции доказательств и исследование фактических обстоятельств. Однако суд кассационной инстанции не исследует обстоятельства дела и не оценивает доказательства.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А15-2430/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.