г. Краснодар |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А32-31603/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Фирма "Рино" (ИНН 2309058521, ОГРН 1022301436926) - Ерофеева Д.Н. (доверенность от 03.06.2017), от отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования города Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) и третьих лиц: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Фирма "Рино" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 (судьи Сулименко О.А., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А32-31603/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "РИНО" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконными действия администрации, направленные на освобождение земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Захарова, 23/3, кадастровый номер 23:43:0209068:87 (зона 1 - 5);
- признать недействительным постановление главы администрации от 12.07.2017 N 2886 "О перемещении (демонтаже) самовольно размещенных временных сооружений, установленных на территории муниципального образования город Краснодар" в части пунктов с 1 по 23 (включительно) приложения к постановлению о демонтаже павильонов по адресу: г. Краснодар, ул. им. Захарова, 23/3 (в части демонтажа павильонов, принадлежащих обществу).
Требования мотивированы незаконностью решения (действий) администрации. Общество является арендатором земельного участка общей площадью 874 кв. м кадастровый номер 23:43:0209068:87, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Захарова, 23/3. На участке размещены торговые павильоны, принадлежащие обществу. Земельный участок используется обществом на основании договора аренды от 05.07.2010 N 4300016441, которое регулярно вносит арендные платежи. В соответствии с проектной документацией, согласованной главным архитектором города Краснодара, общество произвело реконструкцию торговых павильонов, понеся существенные финансовые затраты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что на основании договора от 05.07.2010 N 4300016441 обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209068:87 площадью 874 кв. м, расположенный в Западном внутригородском округе города Краснодара по улице имени Захарова, 23/3. Участок предоставлен арендатору для временного размещения объектов движимого имущества (торговый центр и гостевая автостоянка) на срок с 02.04.2010 по 02.04.2013 (пункт 6.1). Действие договора прекращается по истечении срока аренды земельного участка (пункт 7.1). Земельный участок предоставлен без права возведения объектов недвижимости на предоставленном земельном участке (пункт 9.1). Соглашением от 21.03.2013 N 243 о внесении изменений в договор аренды от 05.07.2010 N 4300016441 уточнены порядок определения размера и уплаты арендной платы. Пункт 6.1 изложен в новой редакции, согласно которой договор действует по 02.04.2016. Администрацией в адрес общества направлено уведомление от 16.01.2017 о прекращении договора аренды от 05.07.2010 N 4300016441 с требованием освободить земельный участок, которое получено обществом 21.01.2017. Из письма департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 13.06.2017 N 16553.26 следует, что уведомление об отказе от договора было получено обществом 21.01.2017, в связи с чем, действие договора аренды земельного участка прекратилось 21.04.2017. По данным кадастрового паспорта от 16.06.2010 N 2343/12/10-461571 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209068:87 площадью 874 кв. м имеет разрешенное использование - для временного размещения объектов движимого имущества (торговый центр и гостевая автостоянка). Из указанного участка образован земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209068:1126 площадью 869 кв. м с разрешенным использованием - для временного размещения объектов движимого имущества (торговый центр и гостевая автостоянка). В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 01.11.2017 N 23/001/013/2017-1077 и от 01.11.2017 N 23/001/013/2017-1078 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0209068:87 и 23:43:0209068:1126 право аренды не зарегистрировано. Согласно письму управления Росреестра по Краснодарскому краю от 15.05.2017 N 14-23/16199 регистрационная запись о праве аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209068:1126 погашена 13.05.2017 на основании заявления администрации. По сведениям управления торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар от 09.06.2017 N 1921/18 объекты общества не включены в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов. В акте визуальной фиксации использования земельного участка от 07.12.2017 N 224, подготовленном управлением муниципального контроля администрации, также отражено, что размещение торговых объектов на земельном участке по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Захарова, 23/3, не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов. По информации департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (письмо от 09.01.2018 N 29/7) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209068:1126 в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры и в зоне застройки малоэтажными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2). Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды руководствовались положениями статей 39.33, 39.36, 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Установив, что арендные отношения прекращены, запись об аренде в ЕГРН погашена, а принадлежащие обществу объекты в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар не включены, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для занятия земельного участка. Отсутствие правовых оснований для использования земельного участка в целях размещения торгового комплекса из некапитальных торговых объектов влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Судебные расходы распределены между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кассационная жалоба повторяет доводы заявления, а также апелляционной жалобы общества, и мотивирована следующим. Земельный участок предоставлен обществу с соблюдением порядка предоставления публичных земель, установленного действующим законодательством. Отношения сторон по использованию земельного участка оформлены договором аренды от 05.07.2010 N 4300016441 (с изменениями), о нарушении порядка его предоставления органы местного самоуправления не заявляют. Общество является добросовестным арендатором участка с кадастровым номером 23:43:0209068:87. При реконструкции (переоборудовании) торгового комплекса обществом понесены значительные финансовые затраты. Оспариваемое заявителем постановление администрации противоречит статьям 606, 614, 616 и 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, которую просил удовлетворить.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на основании договора от 05.07.2010 N 4300016441 предоставлен в аренду земельный участок площадью 874 кв. м с кадастровым номером 23:43:0209068:87, расположенный в Западном внутригородском округе города Краснодара по улице имени Захарова, 23/3. Участок предоставлен арендатору для временного размещения объектов движимого имущества (торговый центр и гостевая автостоянка). Договор аренды действует в течение трех лет - с 02.04.2010 по 02.04.2013 (пункт 6.1). Действие договора прекращается по истечении срока аренды земельного участка (пункт 7.1). Земельный участок предоставлен без права возведения на нем объектов недвижимости (пункт 9.1).
Соглашением от 21.03.2013 N 243 о внесении изменений в договор аренды от 05.07.2010 N 4300016441 сторонами уточнены порядок определения размера и внесения арендной платы. Пункт 6.1 также изложен в новой редакции, согласно которой договор действует по 02.04.2016.
В соответствии с кадастровым паспортом от 16.06.2010 N 2343/12/10-461571 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209068:87 площадью 874 кв. м имеет разрешенное использование - для временного размещения объектов движимого имущества (торговый центр и гостевая автостоянка). Из указанного земельного участка был образован участок с кадастровым номером 23:43:0209068:1126 площадью 869 кв. м с разрешенным использованием - для временного размещения объектов движимого имущества (торговый центр и гостевая автостоянка).
Администрацией в адрес общества направлено уведомление от 16.01.2017 о прекращении договора аренды от 05.07.2010 N 4300016441, в котором изложено требование об освобождении земельного участка. Уведомление администрации о прекращении арендных отношений получено обществом 21.01.2017.
Согласно выпискам из ЕГРН от 01.11.2017 N 23/001/013/2017-1077 и от 01.11.2017 N 23/001/013/2017-1078 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0209068:87 и 23:43:0209068:1126 право аренды общества не зарегистрировано. Управление Росреестра по Краснодарскому краю в письме от 15.05.2017 N 14-23/16199 указало, что регистрационная запись о праве аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209068:1126 погашена 13.05.2017 по заявлению администрации.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в письме от 13.06.2017 N 16553.26 сообщил, что уведомление об отказе от договора получено обществом 21.01.2017, в связи с чем, действие договора аренды земельного участка прекратилось 21.04.2017.
По информации управления торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар (письмо от 09.06.2017 N 1921/18) объекты (торговый рынок) общества не включены в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов.
В акте визуальной фиксации использования земельного участка от 07.12.2017 N 224, подготовленном управлением муниципального контроля администрации, также отражено, что размещение торговых объектов на земельном участке по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Захарова, 23/3, действующей схемой размещения нестационарных торговых объектов не предусмотрено.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в письме от 09.01.2018 N 29/7 сообщил следующее. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209068:1126 по ул. Захарова, 23/3, расположен в зоне транспортной инфраструктуры и в зоне застройки малоэтажными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2).
Главой администрации принято постановление от 12.07.2017 N 2886 "О перемещении (демонтаже) самовольно размещенных временных сооружений, установленных на территории муниципального образования город Краснодар". В приложении к постановлению приведены самовольно размещенные временные сооружения, подлежащие перемещению (демонтажу). В названное приложение включены объекты, принадлежащие обществу на праве собственности (пункты 1 - 23), расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. им. Захарова, 23/3.
Общество оспорило постановление (действия) органа местного самоуправления, обязывающие его осуществить демонтаж принадлежащих ему на праве собственности некапитальных объектов, в арбитражный суд, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно статьей 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 610 (пункты 1, 2) Гражданского кодекса договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, или в состоянии, обусловленном договором (статья 622 Гражданского кодекса).
На основании абзаца шестого статьи 12 и статьи 13 Гражданского кодекса признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые акт, решение и (или) действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Пунктом 3 части 1 статьи 199 Кодекса установлена обязанность заявителя по указанию прав и законных интересов, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым ненормативным актом, действием (бездействием). При этом в силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частями 1 и 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса судебные инстанции установили, что общество занимает (использует) земельный участок в отсутствие правовых оснований. Срок действия договора аренды от 05.07.2010 N 4300016441 истек 02.04.2016. Администрация уведомила общество об отказе от договора с соблюдением требований, предусмотренных статьей 610 Гражданского кодекса, запись об аренде в ЕГРН погашена. Некапитальные торговые объекты, размещенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0209068:87 (23:43:0209068:1126), не включены в действующую схему размещения. Материалы дела также не подтверждают, что право на осуществление розничной торговли в торговых павильонах основано на обстоятельствах размещения их в границах организованного рынка. Не представлены и доказательства того, что нестационарные торговые объекты размещены в соответствии с требованиями статьи 10 Закона N 381-ФЗ. С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания постановления администрации от 12.07.2017 N 2886 (в оспариваемой обществом части) незаконным и нарушающим права (интересы) заявителя.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества. Эти доводы не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило в федеральный бюджет 3 тыс. рублей государственной пошлины (платежное извещение от 25.04.2018 N 57). Исходя из подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплате подлежит пошлина в размере 1500 рублей. Поэтому излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы пошлина (в сумме 1500 рублей) подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А32-31603/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Рино" (ИНН 2309058521, ОГРН 1022301436926) из федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу кассационной жалобы.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Рино" (ИНН 2309058521, ОГРН 1022301436926) справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.