г. Краснодар |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А32-36046/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ПАО "Кубаньэнеро", ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Александрина С.Н. (доверенность от 22.11.2017), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Войченко Е.Г. (доверенность от 13.03.2018), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "РусЭнергоСбыт" (ИНН 7706284124, ОГРН 1027706023058), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу ПАО "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу А32-36046/2017, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене решения управления от 23.05.2017 N 336/2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "РусЭнергоСбыт".
Решением суда от 15.01.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.04.2018, в удовлетворении требований отказано. Суды пришли к выводу о доказанности факта нарушения обществом срока согласования однолинейных схем, представленных ООО "РусЭнергоСбыт", и соответственно нарушении антимонопольного законодательства субъектом естественных монополий.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, удовлетворить требования общества. По мнению заявителя, ООО "РусЭнергоСбыт" является субъектом оптового рынка электрической энергии, общество - субъектом розничного рынка. На розничном рынке услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям с напряжением 110 кВ и ниже общество обладает доминирующим положением. Поскольку общество не является субъектом оптового рынка электрической энергии, оно не может обладать доминирующим положением на указанном рынке. В данном случае факт согласования (несогласования) однолинейных схем относится к сфере гражданско-правовых отношений, не подлежит контролю со стороны антимонопольного органа. Требование ООО "РусЭнергоСбыт" о согласовании однолинейных схем, не может рассматриваться как законное, поскольку в таком случае общество вынуждено принять на себя права и обязанности собственника имущества, право на которое ему не принадлежит, и нести, предусмотренное действующим законодательством бремя содержания такого имущества. Согласование однолинейных схем фактически исключает из правоотношений действительных владельцев сетей.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы. Представители антимонопольного органа и третьего лица по делу высказались против удовлетворения жалобы, указав на законность и обоснованность судебных актов.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и судами установлено, ООО "РусЭнергоСбыт" является энергосбытовой организацией и субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности), приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) по зарегистрированной группе точек поставки ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края, в рамках заключенного договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 29.04.2005 N 58/011-Р/86Д-05.
В уведомлении от 27.10.2015 N 01-02/15-28412 ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" уведомило ООО "Русэнергосбыт" об изменении сечения ОАО "Кубаньэнергосбыт" - ООО "РусЭнергоСбыт" (ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края) в связи с лишением АО "ГТ Энерго" с 01.11.2015 права участия в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке. В данном уведомлении АО "АТС" также сообщило о необходимости в установленные сроки внести изменения в регистрационную информацию в соответствии с пунктами 4.2.1.3 и 4.2.2 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка и о предусмотренной Положением о применении санкций на оптовом рынке электроэнергии и мощности ответственности за нарушение сроков выполнения указанных требований.
В соответствии с требованиями пункта 2.5 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, для согласования изменений в группе точек поставки ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края на ОРЭМ в составе комплекта документов необходимо представить графическую электронную копию фрагмента(-ов) однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети по сечению с группами точек поставки смежного субъекта оптового рынка электроэнергии и мощности, заверенной(-ых) подписями уполномоченных представителей заявителя и собственников энергооборудования, а также по их усмотрению печатями организаций. Руководствуюсь требованиями данного пункта, ООО "Русэнергосбыт" в письме от 27.10.2015 N 5268-ПР-РЭС/15 обратилось в адрес общества с заявлением о согласовании однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО "РусЭнергоСбыт" (ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края).
В письме от 03.11.2015 общество сообщило ООО "РусЭнергоСбыт" о том, что представленные на согласование однолинейные схемы не могут быть согласованы ввиду отсутствия части утвержденных актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (далее - АРБП и АРЭО), возможных изменений (дополнений) со стороны ОАО "РЖД", общество предложило ООО "РусЭнергоСбыт" ускорить процесс подтверждения оставшихся АРБП и АРЭО со стороны ОАО "РЖД".
Не согласившись с требованиями, указанными в письме общества от 03.11.2015, ООО "РусЭнергоСбыт" в письме от 13.11.2015 N 5595-ПР-РЭС/15 сообщило о необходимости соблюдения обществом требований пункта 8 Правил N 861 и направления в адрес ООО "РусЭнергоСбыт" согласованных однолинейных схем, представленных в письме от 27.10.2015 N 5268-ПР-РЭС/15.
В дальнейшем, в письме от 08.12.2015 N КЭ/011/9659 общество рассмотрело представленные однолинейные схемы и направило в адрес ООО "РусЭнергоСбыт" требования о внесении соответствующих изменений в представленные однолинейные схемы. ООО "РусЭнергоСбыт" в письме от 21.12.2015 N 6355-ПР-РЭС/15 не согласовало представленные замечания к однолинейным схемам, повторно направило обществу однолинейные схемы на согласование с приложением документов, подтверждающих необоснованность замечаний общества.
В письме от 31.12.2015 N КЭ/001/1690 общество вновь отказало ООО "РусЭнергоСбыт" в согласовании однолинейных схем и направило требования о внесении соответствующих изменений в представленные акты.
25.01.2016 и 26.01.2016 в связи с устранением части замечаний общество и ООО "РусЭнергоСбыт" согласовали и подписали однолинейные схемы по пяти подстанциям, за исключением однолинейных схем следующих объектов: электросетевого хозяйства - ПС "Навагинская-тяговая" 110/10кВ, ПС "Гойтх-Тяговая" 110/10кВ, ПС "Кривенковская-тяговая" 110/10кВ, ПС "Магри-тяговая" 110/10 кВ, ПС "Чилипси тяговая", ПС "Туапсе тяговая", ПС "Чинары тяговая".
Решением антимонопольного органа от 23.05.2017 по делу N 336/2016 в действиях общества установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в препятствовании ООО "РусЭнергоСбыт" выходу на оптовый рынок электрической энергии путем несогласования в установленный абзацем 5 пункта 8 Правил срок недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО "РусЭнергоСбыт" (ОАО "РЖД" - в границах Краснодарского края) - ОАО "Кубаньэнергосбыт".
Полагая, что решение антимонопольного органа нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отсутствуют оснований для согласования однолинейных схем в редакции ООО "РусЭнергоСбыт", общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) юридическое лицо получает статус субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке после совершения им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе, проведения мероприятий технического характера и иных мероприятий, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка согласно правилам оптового рынка, а также вступления в члены совета рынка и подписания договора о присоединении. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются Правилами оптового рынка (пункт 3 статьи 35 Закона об электроэнергетике).
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка (далее - субъекты оптового рынка, услуги администратор), а также порядок оказания этих услуг, установлены Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденными Правилами N 861. Пунктом 2 указанных Правил определяется недискриминационный доступ к услугам администратора, который предусматривает обеспечение равных условий оказания субъектам оптового рынка услуг независимо от их организационно-правовой формы и отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора, подает заявление об этом и представляет администратору, в том числе однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети, согласованную с собственником или иным законным владельцем сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, с указанием названий и уровней напряжения шин внешних подстанций, предполагаемых групп точек поставки, мест подключения приборов коммерческого учета, измерительных трансформаторов напряжения и границ балансовой принадлежности, заверенной представителями смежных владельцев электрических сетей и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласованные с собственниками или иными законными владельцами сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых заявитель намерен представлять, за исключением случаев, когда присоединение осуществлено в отношении энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических лиц (пункт 6 Правил N 861). В соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 8 Правил N 861, в целях обеспечения равного доступа к услугам администратора собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан в течение 30 дней со дня получения указанных документов согласовать однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности и ответственности. Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны согласовать с ним документы, подтверждающие обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка. Согласно пунктам 4 и 5 Правил N 861 администратор вправе отказать заявителю в доступе к услугам администратора, если он не представил документы и информацию, предусмотренную пунктом 6 данных Правил (пункт 9 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Судебные инстанции, установив, что общество и ОАО "РЖД" включены в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии, пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае общество и ОАО "РЖД" не являются субъектами оптового рынка электрической энергии. Общество, получив заявление ООО "РусЭнергоСбыт" от 27.10.2015 N 5268-ПР-РЭС/15, обязано в 30-тидневный срок осуществить действия по согласованию представленных однолинейных схем/представить разногласия.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что комиссия антимонопольного органа обоснованно установила в действиях (бездействии) общества факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в препятствовании ООО "РусЭнергоСбыт" выходу на оптовый рынок электрической энергии путем несогласования в срок, установленный абзацем 5 статьи 8 Правил N 861, однолинейных схем присоединения внешней электрической сети в сечении ООО "РусЭнергоСбыт" (ОАО "РЖД" - в границах Краснодарского края) - ОАО "Кубаньэнергосбыт".
Суды исследовали довод общества о том, что товарные рынки, на которых осуществляют свою хозяйственную деятельность ООО "РусЭнергоСбыт" и общество, являются различными, поскольку ООО "РусЭнергоСбыт" - субъект оптового рынка электрической энергии, а общество - розничного рынка, и обоснованно отклонили. Энергосбытовая организация вправе реализовывать по договорам, заключенным ею с потребителями на розничном рынке, электрическую энергию, приобретаемую на розничном и (или) оптовом рынке электроэнергии. ООО "РусЭнергоСбыт" является субъектом как оптового, так и розничного рынка электроэнергии; для исполнения принятых на себя перед ОАО "РЖД" обязательств на розничном рынке электрической энергией приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке по зарегистрированной ГТП, в связи с чем, ООО "Русэнергосбыт" является также субъектом и оптового рынка.
Для сохранения своего статуса субъекта оптового рынка, в соответствии с Правилами оптового рынка, Регламентами оптового рынка и Договором присоединения ООО "РусЭнергоСбыт" обязано выполнять требования, предусмотренные указанными актами, в том числе вносить изменения в регистрационную информацию по всем имеющимся ГТП, предоставляя необходимые документы (однолинейные схемы, АРБП и т.п.). В противном случае в отношении ООО "РусЭнергоСбыт" могут быть применены санкции вплоть до лишения статуса субъекта оптового рынка по соответствующим ГТП. ООО "РусЭнергоСбыт" будет вынуждено приобретать электрическую энергию (мощность) только на розничном рынке у гарантирующего поставщика по большей стоимости, ввиду наличия сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, следовательно, возникнет риск потери потребителя на розничном рынке.
Суды установили, что переоформленные АРБП подписаны двумя сетевыми организациями (обществом и ОАО "РЖД") только 08.09.2016, т. е. спустя 10 месяцев с момента обращения ООО "РусЭнергоСбыт" в адрес общества за согласованием однолинейной схемы. Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку указанные АРБП от 08.09.2016 на дату необоснованного отказа обществом в согласовании однолинейной схемы не оформлены, подписание и содержание указанных АРБП от 08.09.2016 не имело правового значения для принятия решения антимонопольным органом по делу N 336/2016.
Иные доводы кассационной жалобы следует отклонить, поскольку они фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 по делу А32-36046/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.