Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2018 г. N Ф08-5390/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
03 апреля 2018 г. |
дело N А32-36046/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представители Федоров Д.В. по доверенности от 30.12.2017, паспорт; Коперский Д.С. по доверенности от 30.12.2017, паспорт;
от третьего лица: представитель Песковская О.Г. по доверенности от 19.12.2016, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 по делу N А32-36046/2017 (судья Нигоев Р.А.),
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт"
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России о признании незаконным и отмене решения N 336/2016 от 23.05.2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Кубаньэнерго" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что заявителем неоднократно заявлялось и не опровергалось сторонами, что товарные рынки, на которых осуществляют свою хозяйственную деятельность ООО "Русэнергосбыт" и ПАО "Кубаньэнерго" являются различными: ООО "Русэнергосбыт" является субъектом оптового рынка электрической энергии, ПАО "Кубаньэнерго" - розничного рынка. Именно на розничном рынке услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям напряжением 110 кВ и ниже ПАО "Кубаньэнерго" обладает доминирующим положением. Заявитель не является субъектом оптового рынка электрической энергии, в связи с чем, не может обладать доминирующим положением на указанном рынке. В данном случае факт согласования/несогласования однолинейных схем относится к сфере гражданско-правовых отношений и не подлежит контролю со стороны антимонопольного органа. Требование ООО "Русэнергосбыт" о согласовании однолинейных схем, не может рассматриваться как законное, поскольку в таком случае ПАО "Кубаньэнерго" вынуждено принять на себя права и обязанности собственника имущества, право на которое ему не принадлежит, и нести, предусмотренное действующим законодательством бремя содержания такого имущества (статья 210 ПК РФ). Кроме того, согласование таких однолинейных схем фактически исключает из правоотношений действительных владельцев сетей.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23.05.2017 по делу N 336/2016 в действиях ПАО "Кубаньэнерго" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в препятствовании ООО "Русэнергосбыт" выходу на оптовый рынок электрической энергии путем несогласования в срок, установленный абзацем 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа N 861, однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО "Русэнергосбыт" (ОАО "РЖД" - в границах Краснодарского края) - ОАО "Кубаньэнергосбыт".
ПАО "Кубаньэнерго" считает, что вышеуказанное решение не соответствует закону, нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и должно быть признано недействительным.
ПАО "Кубаньэнерго" настаивает на отсутствии достаточных правовых оснований для согласования однолинейных схем в редакции ООО "Русэнергосбыт", а также указывает, что не является субъектом оптового рынка электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, ООО "Русэнергосбыт" является энергосбытовой организацией и субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) по зарегистрированной группе точек поставки ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края, в рамках заключенного договора купли-продажи электрической энергии (мощности) N 58/011-Р/86Д-05 от 29.04.2005.
Уведомлением от 27.10.2015 N 01-02/15-28412 ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" уведомило ООО "Русэнергосбыт" об изменении сечения ОАО "Кубаньэнергосбыт" - ООО "Русэнергосбыт" (ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края) в связи с лишением АО "ГТ Энерго" права участия в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с 01.11.2015.
Указанным уведомлением АО "АТС" также сообщило о необходимости в установленные сроки внести изменения в регистрационную информацию в соответствии с п. п. 4.2.1.3, 4.2.2 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка и о предусмотренной Положением о применении санкций на оптовом рынке электроэнергии и мощности ответственности за нарушение сроков выполнения указанных требований.
В соответствии с требованиями п. 2.5 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, для согласования изменений в группе точек поставки ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края на ОРЭМ в составе комплекта документов необходимо представить графическую электронную копию фрагмента(-ов) однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети по сечению с группами точек поставки смежного субъекта оптового рынка электроэнергии и мощности, заверенной(-ых) подписями уполномоченных представителей заявителя и собственников энергооборудования, а также по их усмотрению печатями организаций.
Руководствуюсь требованиями данного пункта, ООО "Русэнергосбыт" письмом от 27.10.2015 N 5268-ПР-РЭС/15 обратилось в адрес ПАО Кубаньэнерго" с заявлением о согласовании однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО "Русэнергосбыт" (ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края).
Письмом от 03.11.2015 ПАО "Кубаньэнерго" сообщило, что представленные на согласование однолинейные схемы не могут быть согласованы ввиду отсутствия части утвержденных актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (далее по тексту - АРБП и АРЭО), возможных изменений/дополнений со стороны ОАО РЖД". Также указанным письмом ООО "Русэнергосбыт" было предложено организовать ускорение процесса подтверждения оставшихся АРБП и АРЭО со стороны ОАО "РЖД".
Статьей 35 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что юридическое лицо получает статус субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке после совершения им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе, проведения мероприятий технического характера и иных мероприятий, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка согласно Правилам оптового рынка, а также вступления в члены совета рынка и подписания Договора о присоединении.
Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются Правилами оптового рынка (пункт 3 статьи 35 Закона об электроэнергетике).
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка (далее соответственно - субъекты оптового рынка, услуги администратор), а также порядок оказания этих услуг, установлены Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правилам недискриминационного доступа N 861), Пунктом 2 вышеуказанных правил определяется недискриминационный доступ к услугам администратора, который предусматривает обеспечение равных условий оказания субъектам оптового рынка услуг независимо от их организационно-правовой формы и отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, установлено, что юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору, в том числе однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети, согласованную с собственником или иным законным владельцем сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, с указанием названий и уровней напряжения шин внешних подстанций, предполагаемых групп точек поставки, мест подключения приборов коммерческого учета, измерительных трансформаторов напряжения и границ балансовой принадлежности, заверенной представителями смежных владельцев электрических сетей и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласованные с собственниками или иными законными владельцами сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых заявитель намерен представлять, за исключением случаев, когда присоединение осуществлено в отношении энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических лиц.
В соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа N 861, в целях обеспечения равного доступа к услугам администратора собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан в течение 30 дней со дня получения указанных документов согласовать однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности и ответственности.
В свою очередь, смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны согласовать с ним документы, подтверждающие обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил недискриминационного доступа N 861, администратор вправе отказать заявителю в доступе к услугам администратора, если он не представил документы и информацию, предусмотренную пунктом 6 Правил (пункт 9 Правил).
В силу приведенных норм необходимость согласования однолинейных схем ПАО "Кубаньэнерго" с ООО "Русэнергосбыт" обусловлена не только обязанностью юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить данные документы для получения доступа к услугам администратора, но и обязанностью ПАО "Кубаньэнерго" обеспечить такое согласование.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО "Кубаньэнерго" и ОАО "РЖД" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, в рассматриваемом деле, ПАО "Кубаньэнерго" и ОАО "РЖД" не являются субъектами оптового рынка электрической энергии.
При изложенных обстоятельствах, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о необходимости ПАО "Кубаньэнерго" согласовать направленные ООО "Русэнергосбыт" в адрес ПАО "Кубаньэнерго" письмом от 27.10.2015 N 5268-ПР-РЭС/15 однолинейные схемы, в соответствии с требованиями и в срок установленный абзацем 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа N 861.
В ходе рассмотрения дела N 336/2016 из представленных ПАО "Кубаньэнерго" сведений и документов следует, что ООО "Русэнергосбыт" направило в адрес ПАО "Кубаньэнерго" заявление от 27.10.2015 N 5268-ПР-РЭС/15 о согласовании однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО "Русэнергосбыт" (ОАО "РЖД" в границах Краснодарского края).
Письмом от 03.11.2015 N КЭ/001/1438 ПАО "Кубаньэнерго" сообщило, что представленные на согласование однолинейные схемы не могут быть согласованы ввиду отсутствия части утвержденных актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, возможных изменений/дополнений со стороны ОАО РЖД". Также указанным письмом ООО "Русэнергосбыт" было предложено организовать ускорение процесса подтверждения оставшихся АРБП и АРЭО со стороны ОАО "РЖД".
Не согласившись с требованиями указанными в письме ПАО "Кубаньэнерго" от 03.11.2015, ООО "Русэнергосбыт" письмом от 13.11.2015 N 5595-ПР-РЭС/15 сообщило о необходимости соблюдения со стороны ПАО "Кубаньэнерго" требований пункта 8 Правил недискриминационного доступа N 861 и направления в адрес ООО "Русэнергосбыт" согласованных однолинейных схем, представленных письмом от 27.10.2015 N 5268-ПР-РЭС/15.
В дальнейшем письмом от 08.12.2015 N КЭ/011/9659 ПАО "Кубаньэнерго" рассмотрело представленные однолинейные схемы и направило в адрес ООО "Русэнергосбыт" требования о внесении соответствующих изменений в представленные однолинейные схемы.
ООО "Русэнергосбыт" письмом от 21.12.2015 N 6355-ПР-РЭС/15 не согласовало представленные замечания к однолинейным схемам и повторно направило однолинейные схемы на согласование в ПАО "Кубаньэнерго" с приложением документов, подтверждающих необоснованность замечаний ПАО "Кубаньэнерго".
ПАО "Кубаньэнерго" письмом от 31.12.2015 N КЭ/001/1690 вновь отказало ООО "Русэнергосбыт" в согласовании однолинейных схем и направило требования о внесении соответствующих изменений в представленные акты.
25.01.2016 и 26.01.2016 в связи с устранением части замечаний между ПАО "Кубаньэнерго" и ООО "Русэнергосбыт" согласованы и подписаны однолинейные схемы по пяти подстанциям, за исключением однолинейных схем следующих объектов - электросетевого хозяйства - ПС "Навагинская - тяговая" 110/10кВ, ПС "Гойтх-Тяговая" 110/10кВ, ПС "Кривенковская-тяговая" 110/10кВ, ПС "Магри-тяговая" 110/10 кВ, ПС "Чилипси тяговая", ПС "Туапсе тяговая", ПС "Чинары тяговая".
В соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа N 861, в целях обеспечения равного доступа к услугам администратора собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан в течение 30 дней со дня получения указанных документов согласовать однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности и ответственности.
Таким образом, ПАО "Кубаньэнерго", получив заявление ООО "Русэнергосбыт" от 27.10.2015 N 5268-ПР-РЭС/15, обязано было в 30-тидневный срок осуществить действия по согласованию представленных однолинейных схем/представить разногласия. Однако в нарушение указанных норм, данные действия со стороны ПАО "Кубаньэнерго" не были произведены, ввиду не переоформления с ОАО "РЖД" АРБП и АРЭО.
С учетом вышеизложенного, комиссией Краснодарского УФАС России, в действиях (бездействии) ПАО "Кубаньэнерго" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в препятствовании ООО "Русэнергосбыт" выходу на оптовый рынок электрической энергии путем несогласования в срок, установленный абз. 5 статьи 8 Правил недискриминационного доступа N 861, однолинейных схем присоединения внешней электрической сети в сечении ООО "Русэнергосбыт" (ОАО "РЖД" - в границах Краснодарского края) - ОАО "Кубаньэнергосбыт.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что антимонопольный орган пришел к обоснованному и правомерному выводу о наличии в действиях ПАО "Кубаньэнерго" нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О Защите конкуренции".
При изложенных основаниях, оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
В апелляционной жалобе указано, что товарные рынки, на которых осуществляют свою хозяйственную деятельность ООО "Русэнергосбыт" и ПАО "Кубаньэнерго" являются различными: ООО "Русэнергосбыт" является субъектом оптового рынка электрической энергии, ПАО "Кубаньэнерго" - розничного рынка.
Вместе с тем, энергосбытовая организация вправе реализовывать по договорам, заключенным ею с потребителями на розничном рынке, электрическую энергию, приобретаемую на розничном и (или) оптовом рынке электроэнергии.
ООО "Русэнергосбыт" является субъектом как оптового, так и розничного рынка электроэнергии.
ООО "Русэнергосбыт" для исполнения принятых на себя перед ОАО "РЖД" обязательств на розничном рынке электрической энергией приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке по зарегистрированной ГТП, в связи с чем, ООО "Русэнергосбыт" является также субъектом и оптового рынка.
Для сохранения своего статуса субъекта оптового рынка, в соответствии с Правилами оптового рынка, Регламентами оптового рынка и Договором присоединения ООО "Русэнергосбыт" обязано выполнять требования, предусмотренные указанными актами, в том числе вносить изменения в регистрационную информацию по всем имеющимся ГТП, предоставляя необходимые документы (однолинейные схемы, АРБП и т.п.). В противном случае в отношении ООО "Русэнергосбыт" могут быть применены санкции вплоть до лишения статуса субъекта оптового рынка по соответствующим ГТП.
В этой связи, ООО "Русэнергосбыт" будет вынуждено приобретать электрическую энергию (мощность) только на розничном рынке у гарантирующего поставщика по большей стоимости, ввиду наличия сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, следовательно, возникнет риск потери потребителя на розничном рынке.
Переоформленные АРБП подписаны двумя сетевыми организациями (ПАО "Кубаньэнерго" и ОАО "РЖД") только 08.09.2016, т.е. спустя более 10 месяцев с момента обращения ООО "Русэнергосбыт" в адрес ПАО "Кубаньэнерго" за согласованием однолинейной схемы.
Поскольку указанные АРБП от 08.09.2016 на дату необоснованного отказа ПАО "Кубаньэнерго" в согласовании однолинейной схемы не были оформлены, подписание и содержание указанных АРБП от 08.09.2016 г. не имело правового значения для принятия решения УФАС по Краснодарскому краю по делу N 336/2016 и не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 по делу N А32-36046/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.