Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства
Владимирской области
от 07.07.2023 N 537-р
Основные направления
бюджетной политики Владимирской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной политики Владимирской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджетная политика на 2024 - 2026 годы) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяют цели, задачи и приоритеты бюджетной политики в среднесрочной перспективе.
1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2024 - 2026 годы
Целью бюджетной политики на 2024 - 2026 годы является определение основных подходов, используемых для формирования проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Задачей бюджетной политики является переход от антикризисной повестки к реализации национальных целей развития, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, повышение благосостояния граждан и народосбережение, опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, в том числе за счет федеральных инфраструктурных бюджетных кредитов, бюджетных кредитов на опережающее финансирование строительства и средств, высвобождаемых в рамках реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, проведение сбалансированной долговой политики, рациональное и эффективное использование имеющихся бюджетных средств. При этом выплаты социальных пособий и заработной платы работникам бюджетной сферы являются безусловным приоритетом бюджетной политики и будут исполнены в полном объеме в любой экономической ситуации.
Исходя из поставленной задачи бюджетной политики на 2024 - 2026 годы главные администраторы средств областного бюджета должны обеспечить:
- формирование реалистичного прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, осуществляемого на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития области на предстоящий трехлетний период;
- привлечение дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в областной бюджет в максимально возможном объеме;
- сохранение уровня финансового обеспечения расходных обязательств Владимирской области по всем первоочередным и социально значимым направлениям. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10.12.2022 N Пр-2360 расходы на оплату труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации 2012 года, должны быть предусмотрены исходя из динамики темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере экономики. Расходы на оплату труда категорий работников бюджетной сферы, не подпадающих под действие данных указов, на социальное обеспечение населения должны быть увеличены на прогнозный уровень инфляции, определенный на федеральном уровне. В необходимом объеме должны быть предусмотрены средства на повышение уровня минимального размера оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы;
- направление инвестиционных расходов областного бюджета в первую очередь на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта областной и муниципальной собственности;
- включение в проект областного бюджета бюджетных ассигнований на строительство, реконструкцию объектов областной и муниципальной собственности при наличии актуальной проектной документации с государственной экспертизой по состоянию на 1 августа 2023 года и отвода земельного участка под строительство, а также при условии софинансирования указанных расходов из федерального бюджета. Решение о строительстве нового объекта должно быть обосновано наличием дополнительной потребности населения в предоставлении государственных услуг и источниками финансового обеспечения деятельности введенных в эксплуатацию объектов;
- реализацию новых инвестиционных и инфраструктурных проектов;
- расстановку приоритетов в расходовании бюджетных средств, оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов. В целях финансового обеспечения приоритетных направлений расходов областного бюджета в полном объеме отдельными приложениями к законопроекту о бюджете должны быть предусмотрены расходы на реализацию региональных проектов, осуществляемых в рамках национальных проектов, на поддержку материнства и детства ("Детский бюджет"), на комплексное развитие сельских территорий, включая опорные населенные пункты, а также на поддержку некоммерческих организаций. Необходимо обеспечить взаимосвязь каждого направления расходов регионального проекта государственной программы области с результатом регионального проекта, постоянный мониторинг ритмичности кассового исполнения мероприятий, выполнения контрольных точек планов по достижению результатов и показателей госпрограмм, а также устранить замечания Счетной палаты Владимирской области по отчету об исполнении областного бюджета за 2022 год в части реализации "программных" мероприятий. В целях осуществления контроля за исполнением наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Владимирской области следует сформировать отдельное приложение к законопроекту о бюджете с указанием в нем объемов бюджетного финансирования на реализацию наказов. Необходимо обеспечить ликвидацию сложившейся дебиторской задолженности областного бюджета, в том числе образовавшейся в связи с авансированием договоров (контрактов), а также сокращение необеспеченных контрактами расходов, осуществляемых за счет средств областного бюджета по состоянию на 1 марта по нацпроектам и на 1 июня соответствующего финансового года по остальным расходам на закупку товаров, работ и услуг, с направлением указанных средств в резервный фонд Правительства Владимирской области;
- развитие инициативного бюджетирования в части включения в государственные программы области мероприятий по реализации проектов инициативного бюджетирования;
- совершенствование межбюджетных отношений с органами местного самоуправления с целью их стимулирования к повышению доходов местных бюджетов, предусмотрев предоставление муниципальным образованиям грантов за достижение наилучших результатов по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, а также повышение доли софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из областного бюджета при укрупнении муниципальных образований.
В целях обеспечения выполнения условий реструктуризации федеральных бюджетных кредитов, утвержденных Законом Владимирской области от 5 октября 2020 года N 66-ОЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к Соглашениям о предоставлении бюджету Владимирской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Владимирской области, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области" (далее - Закон Владимирской области от 5 октября 2020 года N 66-ОЗ), в 2024 - 2025 годах планируется поэтапное снижение дефицита областного бюджета и предусмотрен выход на бездефицитный бюджет в 2026 году. При этом дефицит областного бюджета означает перераспределение через бюджетную систему заимствований, в основном из федерального бюджета, в форме инвестиционных бюджетных кредитов. За счет данных средств будет обеспечено ускоренное развитие инфраструктуры региона, созданы новые рабочие места, будут увеличены поступления доходной части областного бюджета.
2. Методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований областного бюджета на 2024 - 2026 годы
Формирование расходной части областного бюджета на 2024 - 2026 годы осуществляется исходя из необходимости решения задач, достижения целей и показателей национальных проектов, а также результатов входящих в их состав региональных проектов.
Расходы за счет федеральных трансфертов прогнозируются по проекту федерального бюджета на 2024 - 2026 годы. Объемы софинансирования будут определяться с учетом предельных уровней софинансирования расходных обязательств из федерального бюджета, установленных для Владимирской области на федеральном уровне.
В соответствии с действующим законодательством в расходах должен быть применен принцип раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Владимирской области.
Основой для формирования расходов областного бюджета на 2024 - 2026 годы на исполнение действующих расходных обязательств Владимирской области является реестр, составленный главными распорядителями средств областного бюджета (далее - главные распорядители) и направленный в июне 2023 года Губернатором области в Министерство финансов Российской Федерации. Данные реестра будут использованы для определения объема дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
При этом объемы расходов на исполнение действующих расходных обязательств на 2024 - 2025 годы соответствуют объемам бюджетных ассигнований, утвержденным Законом Владимирской области от 26 декабря 2022 года N 129-ОЗ "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Объемы расходов на 2026 год приняты с учетом:
сохранения длящихся расходных обязательств области на уровне объемов бюджетных ассигнований 2025 года;
исключения прекращающихся расходных обязательств области.
Бюджетные ассигнования на исполнение вновь принимаемых расходных обязательств Владимирской области должны быть сформированы в целях реализации приоритетов бюджетной политики на 2024 - 2026 годы. В их составе учтены бюджетные ассигнования на реализацию законов Владимирской области и постановлений Правительства Владимирской области, устанавливающих новые расходные обязательства Владимирской области, принятых в текущем году.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10.12.2022 N Пр-2360 расходы на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации 2012 года, планируются исходя из динамики темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере экономики, - 109% к 2023 году или до уровня 42,7 тыс. рублей в месяц.
Ассигнования на оплату труда работников областных государственных учреждений, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, и государственных гражданских служащих органов государственной власти области (госорганов) будут рассчитываться с учетом индексации с 1 января ежегодно на прогнозный уровень инфляции, определенный на федеральном уровне (4%).
В соответствии с планируемым внесением изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" будет предусмотрено повышение расходов на заработную плату низкооплачиваемых работников бюджетной сферы с 16242 рублей до 19242 рублей с 1 января 2024 года. Уровень оплаты труда вырастет у 17 тысяч работников областных и муниципальных учреждений.
По мерам социальной поддержки, которые отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, учитывается ежегодная индексация с 1 января на прогнозный уровень инфляции, определенный на федеральном уровне (4%). Будут финансово обеспечены законы Владимирской области в части усиления мер социальной защиты многодетных семей, принятые в 2023 году.
Стипендиальный фонд для обучающихся в областных государственных организациях профессионального образования рассчитывается с ежегодным ростом с 1 сентября на прогнозный уровень инфляции, определенный на федеральном уровне (4%).
Бюджетные ассигнования на оплату коммунальных услуг на 2024 - 2026 годы рассчитываются исходя из планируемой индексации регулируемых цен и тарифов на продукцию (услуги) отраслей инфраструктурного сектора.
Увеличиваются расходы на оплату суточных при направлении работников органов государственной власти и областных государственных учреждений в командировку за пределы Владимирской области со 100 рублей до 300 рублей в день.
Расходы на дорожное хозяйство планируются в соответствии с областным законом о дорожном фонде. При этом средства межбюджетных трансфертов в сфере дорожного хозяйства (на строительство Рпенского проезда и на приведение в нормативное состояние дорог регионального значения) на 2024 год будут направлены на погашение задолженности Владимирской области перед федеральным бюджетом по бюджетному кредиту, предоставленному в 2023 году на опережающее финансирование указанных расходов.
При планировании межбюджетных трансфертов будет учитываться необходимость решения приоритетных задач социально-экономического развития Владимирской области, повышения самостоятельности органов местного самоуправления и развития инициативного бюджетирования. Предлагается индексация объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на уровень инфляции, определенный на федеральном уровне. В целях гарантированного обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, недопущения фактов образования просроченной кредиторской задолженности предусмотрены дополнительные средства на доведение общего объема дотаций местным бюджетам на 2024 - 2026 годы до уровня 2023 года. В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации от 04.06.2023 N Пр-1111 в части включения в государственные программы области мероприятий по реализации проектов инициативного бюджетирования необходимо запланировать дополнительные средства в размере до 5% объема госпрограмм по мероприятиям, направленным на софинансирование полномочий органов местного самоуправления. Будут предусмотрены межбюджетные трансферты стимулирующего характера за развитие налогового потенциала и повышение качества бюджетного процесса.
В целях оперативного направления бюджетных ассигнований на финансирование непредвиденных расходов, возникающих в условиях текущей геополитической ситуации, необходимо сформировать резервный фонд Правительства Владимирской области на 2024 год на уровне не ниже текущего года.
Для обеспечения участия Владимирской области в реализации государственных программ Российской Федерации и привлечения дополнительных средств из федерального бюджета в областном бюджете должен быть сформирован резерв на эти цели.
В связи с прогнозируемым привлечением рыночных заимствований на покрытие дефицита областного бюджета в 2024 - 2026 годах потребуется увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга области.
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть предусмотрены условно утверждаемые расходы на 2025 и 2026 годы.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение вновь принимаемых расходных обязательств Владимирской области на 2024 - 2026 годы должен быть ограничен предельным размером дефицита областного бюджета (10% от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета) и государственного долга области (14% от налоговых и неналоговых доходов, в том числе по рыночным заимствованиям - до 8%). Ограничения установлены соглашениями о реструктуризации, которые заключены с Минфином России и утверждены Законом Владимирской области от 5 октября 2020 года N 66-ОЗ.
3. Основные приоритеты бюджетной политики в отраслях бюджетной сферы
Бюджетная политика призвана обеспечить финансовыми ресурсами расходные обязательства Владимирской области по закрепленным за ним федеральным законодательством полномочиям. С этой целью более 68% расходов областного бюджета будет направлено на финансирование отраслей социальной сферы. В числе основных подходов бюджетной политики в социальной сфере предусмотрено увеличение уровня доходов граждан и повышение качества услуг в отраслях социальной сферы. Таким образом, социальные расходы - важнейший приоритет расходов областного бюджета.
Реализация бюджетной политики в сфере образования и молодежной политики будет направлена на достижение стратегических целей и решение задач путем реализации мероприятий, осуществляемых в рамках национальных проектов "Образование" и "Демография".
Будет продолжено строительство школ, в том числе с учетом привлечения средств федерального бюджета на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В трехлетнем периоде планируется ввод в действие школ в г. Покрове, г. Владимире, г. Суздале, а также интерната к школе в г. Суздале.
В целях обеспечения современного, качественного образования во Владимирской области должны быть проведены капитальные ремонты зданий школ с участием средств федерального бюджета в рамках программы модернизации школьных систем образования. Кроме того, в соответствии с перечнем Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 26.01.2023 N Пр-144 должен быть проработан вопрос с Министерством образования и молодежной политики Владимирской области о необходимости привлечения в регион средств федерального бюджета на обновление образовательных пространств в детских садах.
Продолжится оказание финансовой поддержки местным бюджетам на укрепление материально-технической базы муниципальных школ, детских садов и оздоровительных лагерей, в том числе на проведение мероприятий антитеррористической направленности. Планируется проведение мероприятий по ремонту и оснащению областных образовательных организаций средствами безопасности.
В школах, расположенных в сельской местности и малых городах, продолжится создание Центров естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" для реализации программ цифрового и гуманитарного профилей, способствующих формированию современных компетенций и навыков у детей.
Планируется модернизация спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для создания условий для занятий физической культурой и спортом.
Должна быть обеспечена доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В государственных, муниципальных и частных образовательных организациях продолжится работа по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование.
В соответствии с Законом Владимирской области от 03.02.2023 N 4-ОЗ "О внесении изменения в статью 5 Закона Владимирской области "Об образовании во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных законов Владимирской области в сфере образования" предусматривается дополнительное финансовое обеспечение деятельности групп продленного дня в муниципальных и частных общеобразовательных организациях для обучающихся 1 - 4 классов.
Предусматриваются мероприятия по созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, внедрения инструментов федеральной цифровой платформы в образовательный процесс.
Продолжится создание центров цифрового образования детей "IT-куб" на базе государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. За весь период реализации с 2020 года будет создано шесть таких центров.
Планируется увеличить площади и расширить функционал регионального центра поддержки одаренных детей для реализации дополнительных образовательных программ по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство".
Продолжится развитие новых моделей организации дополнительного образования детей (детские и мобильные технопарки "Кванториум", центры цифрового образования детей), а также школы креативных индустрий на базе Владимирского областного колледжа культуры и искусства.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 28.09.2022 N Пр-1764 в трехлетнем периоде необходимо продолжить работу по развитию регионального и местных отделений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" с целью воспитания, создания равных возможностей для всестороннего развития, самореализации, творческой и общественной активности детей и молодежи.
Будет продолжено проведение мероприятий по обеспечению в общеобразовательных организациях деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В целях повышения эффективности механизмов защиты прав и законных интересов детей, проживающих в детских домах-интернатах, а также детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот, планируется переход к единой модели подчиненности таких организаций.
Будет продолжено участие региона в федеральном проекте "Профессионалитет", направленном на развитие образовательных кластеров среднего профессионального образования в целях повышения квалификации педагогических работников для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В целях подготовки высококвалифицированных кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий на базе областных колледжей планируется дальнейшее создание мастерских, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием. Для проведения государственной итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена будут созданы и оснащены необходимым оборудованием площадки в областных колледжах.
Будет продолжена грантовая поддержка негосударственных православных гимназий, реализующих мероприятия по духовно-нравственному развитию обучающихся.
В целях укрепления здоровья и обеспечения отдыха детей и подростков предусматривается направление их в оздоровительные организации области и другие регионы России. Продолжится работа по развитию детского туризма в рамках организации туристско-экскурсионных мероприятий с детьми в каникулярное время. Сохранится финансирование проектов, направленных на поддержку лучших муниципальных загородных оздоровительных лагерей по итогам областного конкурса.
В целях укрепления здоровья и обеспечения отдыха детей и подростков предусматривается направление их в оздоровительные организации области и другие регионы России. Продолжится работа по развитию детского туризма в рамках организации туристско-экскурсионных мероприятий с детьми в каникулярное время. Сохранится финансирование проектов, направленных на поддержку лучших муниципальных загородных оздоровительных лагерей по итогам областного конкурса.
Сохранятся предусмотренные областным законодательством меры социальной поддержки работников системы образования, включая программы ипотечного кредитования учителей. В целях стимулирования молодых специалистов и опытных учителей к переезду в сельскую местность и малые города должен быть проработан вопрос по продолжению участия региона в реализации программы "Земский учитель" с привлечением средств из федерального бюджета. В трехлетнем периоде будет осуществляться выплата ежемесячного вознаграждения за классное руководство в размере не менее 5000 рублей педагогическим работникам общеобразовательных организаций и педагогическим работникам - кураторам учебных групп областных колледжей и техникумов. Кроме того, сохранятся ранее установленные региональные выплаты на эти цели.
В сфере молодежной политики актуальным является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания молодежи. Планируется проведение областных мероприятий в сфере гражданско-патриотического воспитания и спортивно-патриотической направленности.
Планируется реализация проекта "Молодежная биржа труда", который направлен на организацию круглогодичной занятости подростков, учащихся и студенческой молодежи, в том числе в части информационной поддержки, правового просвещения и организации трудовых и студенческих отрядов.
Будет продолжена реализация проектов - победителей конкурсов в сфере молодежной политики, в том числе добровольческих проектов молодежи, а также проведение молодежных обучающих форумов. Планируется предоставление грантов молодым ученым, реализующим научно-технические проекты.
За счет субсидии из областного бюджета автономной некоммерческой организацией "Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" Владимирской области" будет обеспечиваться организация учебных сборов по основам военной службы и военно-патриотических смен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений и студентов первого курса учреждений среднего профессионального образования, а также комплекс мер, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности жизни - главные задачи бюджетной политики в сфере здравоохранения. Чтобы это обеспечить, качественная диагностика и квалифицированное лечение должны быть доступны всем жителям Владимирской области.
Базой для выполнения намеченных целей станет проводимая в области модернизация первичного звена здравоохранения, включающая строительство и реконструкцию больниц и поликлиник, капитальный ремонт ФАПов и амбулаторий, оснащение медицинских учреждений нужным оборудованием, приобретение машин скорой помощи и автомобилей для перевозки врачей и пациентов. В трехлетнем периоде будут построены поликлиники в г. Собинке, г. Лакинске, г. Кольчугино, г. Александрове и в г. Суздале.
Приоритетными остаются направления по совершенствованию и повышению доступности кардиологической и онкологической служб. Перевод первичных сосудистых отделений в региональные сосудистые центры позволит улучшить качество оказания медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а организация центров амбулаторной онкологической помощи обеспечит диагностику и раннее выявление онкологических заболеваний в целях повышения шансов пациентов на успешное лечение.
Более доступной должна стать медицинская реабилитация. Необходимо продолжить работу по стандартизованному переоснащению медицинских организаций современным медицинским оборудованием и аппаратурой для создания дополнительных возможностей по восстановлению здоровья населения области.
Будет продолжена реализация мероприятий по проведению массового обследования новорожденных на врожденные и наследственные заболевания (расширенный неонатальный скрининг) в рамках федерального проекта "Обеспечение расширенного неонатального скрининга" с учетом софинансирования из федерального бюджета.
Приоритетом в расходах на здравоохранение остается бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан.
Существенная роль в развитии здравоохранения региона отведена созданию единой цифровой среды для всех участников сферы здравоохранения, включая широкий доступ населения к личным данным о собственном здоровье, развитие телемедицины, централизованных диагностических сервисов для динамического наблюдения пациентов.
Для решения кадровой проблемы в отрасли усилены профессиональные льготы специалистам здравоохранения, в том числе обеспечены в полном объеме специальные социальные выплаты медицинским работникам и водителям машин выездных бригад скорой медицинской помощи. С 1 сентября 2023 года откроется филиал Приволжского исследовательского медицинского университета, что позволит осуществлять подготовку медицинских кадров на территории области. По специальности "лечебное дело" выделено 100 бюджетных мест, в том числе 65 мест - за счет квоты приема на целевое обучение по федеральному бюджету и 35 мест за счет средств областного бюджета в дополнение к федеральному финансированию.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 464-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения" планируется осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Приоритетом в сфере социальной политики является реализация мероприятий, направленных на снижение бедности, оказание адресной поддержки нуждающимся семьям с детьми, а также улучшение благополучия социально незащищенных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Продолжится оказание помощи семьям с невысокими доходами, в которых растут дети. По инициативе Президента Российской Федерации на принципах социального казначейства введено единое пособие для нуждающихся беременных женщин и родителей, воспитывающих детей до 17 лет, при назначении которого учитываются индивидуальные жизненные обстоятельства и финансовое положение семьи.
Сохранена и расширена с 2023 года программа областного материнского (семейного) капитала путем его предоставления на каждого рожденного (усыновленного) с 1 января 2022 года третьего, четвертого, пятого и последующего ребенка.
Кроме того, продлен период предоставления льгот многодетным семьям до достижения детьми, которые продолжают обучение, возраста 23 лет (ранее - до 18 лет), а также восстановлен статус многодетных для семей, имеющих в своем составе инвалида с детства, признанного судом недееспособным, имевшего статус ребенка-инвалида и находящегося на иждивении родителей.
В целях обеспечения семей с новорожденными детьми предметами первой необходимости предусмотрена дополнительная мера поддержки в виде подарочного набора для новорожденного при условии рождения ребенка в медицинских организациях государственной системы здравоохранения нашей области.
Расширены направления использования средств социального контракта, как эффективной и востребованной формы социальной поддержки нуждающихся семей по преодолению трудной жизненной ситуации. С 2023 года возможно устранение последствий пожара, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций в жилых помещениях по месту жительства граждан, а также осуществление работ по замене (ремонту) ветхой электропроводки, отопительных печей, дымохода с одновременным оборудованием жилых помещений автономными пожарными извещателями.
Продолжится организация летнего отдыха и оздоровления детей путем выдачи сертификатов малоимущим и многодетным семьям на оплату услуг по организации отдыха, предоставленных оператором, в размере, установленном областным нормативным правовым актом.
Значимое направление в социальной сфере - это забота о людях старшего поколения.
Запланировано начало строительства стационарного учреждения социального обслуживания - пансионата для пожилых граждан и инвалидов вместимостью 150 мест в г. Юрьев-Польский, где будут созданы условия для жизнедеятельности указанных категорий граждан в соответствии с их состоянием.
Продолжат развиваться стационарозамещающие технологии.
Также планируется дальнейшее развитие служб сиделок и патронажа в рамках новой системы долговременного ухода за пожилыми людьми, нуждающимися в социальном обслуживании, с привлечением средств федерального бюджета.
В трехлетнем периоде сохраняется объем расходов областного бюджета, направляемых на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В сфере физической культуры и спорта продолжится реализация федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", направленного на доведение к 2026 году до 62,5% доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
Продолжится реализация плана мероприятий по обеспечению финансирования учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта и программами спортивной подготовки.
Будут реализованы дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в организациях физической культуры и спорта, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности и отнесенных к учреждениям дополнительного образования в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный законом "Об образовании в Российской Федерации".
В целях развития массового спорта планируется дальнейшее внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
Будет продолжено оказание финансовой поддержки бюджетам муниципальных районов и городских округов на частичное содержание объектов спортивной инфраструктуры и укрепление материально-технической базы спортивных объектов. Продолжится закупка и монтаж оборудования для создания на сельских территориях малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
К концу 2024 года во всех муниципальных районах при центрах тестирования ГТО должны быть созданы и оснащены оборудованием малые спортивные площадки в общем количестве 21 единица.
К концу 2025 года будут созданы три "умные" спортивные площадки с аппаратным цифровым контролем занимающихся и аппаратным методическим сопровождением проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом по рекомендуемым программам.
Ежегодно планируется проведение физкультурных, спортивных и массовых мероприятий для всех групп населения, в том числе совместно со спортивными федерациями, а также фестивалей народных традиций, отечественных видов спорта и боевых искусств "Богатырские игры".
Будет осуществляться строительство физкультурно-оздоровительного центра в сельском поселении Новосельское Ковровского района, регионального центра подготовки спортивного резерва по спортивной борьбе и реконструкция малой спортивной арены и футбольного поля на территории спортивного комплекса "Торпедо". Планируется продолжить работу по формированию единого земельного участка под строительство многофункционального спортивного комплекса в г. Владимире.
Особое внимание уделяется спорту высших достижений и системе подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации. В 2024 - 2026 годах будет оказано содействие развитию спортивных школ, на базе которых проводятся тренировочные мероприятия, позволяющие подготовить спортсменов к участию в мероприятиях по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта.
В целях повышения уровня подготовки спортсменов Владимирской области будет продолжена закупка современного спортивно-технологического оборудования, а также планируется оказание финансовой поддержки спортивным школам муниципальных образований на развитие базовых и олимпийских видов спорта.
Как и в предыдущие годы, сохранится финансовая поддержка автономным некоммерческим организациям "Футбольный клуб "Торпедо-Владимир" и "Мотобольный клуб "Ковровец".
В целях стимулирования спортивных достижений сохраняются учрежденные в регионе выплаты персональных стипендий спортсменам - членам спортивных сборных команд Российской Федерации и премий спортсменам Владимирской области, а также их тренерам.
В сфере культуры продолжится реализация региональных проектов "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура" национального проекта "Культура".
Планируется оказание финансовой помощи местным бюджетам по созданию и модернизации учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, укреплению их материально-технической базы, поддержке муниципальных музеев, библиотек, муниципальных театров окр. Муром и г. Александрова. В целях обеспечения культурного обслуживания населения, проживающего в сельских населенных пунктах, будет осуществляться закупка специализированного автотранспорта, автоклубов. Завершится строительство центра культурного развития в г. Вязники.
В трехлетнем периоде предусматриваются гранты на поддержку любительских творческих коллективов, реализацию творческих проектов на селе в сфере культуры и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Будет обеспечено проведение мероприятий по укреплению гражданского единства, гармонизации национальных и межнациональных отношений, развитию добровольчества и волонтерства.
Планируются мероприятия по укреплению материально-технической базы государственных учреждений культуры, развитию библиотечного дела, проведению музыкальных и театральных фестивалей, традиционных праздников, организации выставочных проектов региональных музеев.
В целях повышения доступности культурных ценностей для населения Владимирской области продолжится реализация мероприятий по реконструкции и реставрации объектов культурного наследия. В 2024 году планируется завершить работы по капитальному ремонту объекта культурного наследия федерального значения "Торговые ряды, 1811 г." в г. Суздале.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2015 года N 37 "О праздновании 1000-летия основания г. Суздаля Владимирской области" продолжится реализация мероприятий по празднованию в 2024 году 1000-летия основания г. Суздаля, а также планируется проведение г. Суздале мероприятия "Новогодняя столица".
Будет обеспечено предоставление мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения работникам культуры и педагогическим работникам образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры. Продолжится социальная поддержка работников областных и муниципальных организаций культуры при ипотечном жилищном кредитовании.
В сфере экономики на предстоящий период приоритетом является опережающее развитие инфраструктуры. Продолжится реализация мер по созданию конкурентоспособного экспортно ориентированного сегмента в базовых отраслях промышленности, поддержке сельского хозяйства, развитию малого и среднего бизнеса, обеспечению доступным жильем и формированию комфортной городской среды, а также развитие цифровой экономики.
С учетом привлечения средств федерального бюджета, в том числе на возвратной основе, реализация данных проектов будет способствовать повышению темпов развития экономики, улучшению качества жизни населения.
Продолжится реализация комплекса мер в целях содействия развитию промышленности и формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в экономику региона, для развития экспорта, повышения доступности промышленных предприятий региона к заемным средствам, предоставленным на льготных условиях, использование инструментов "бережливого производства".
Будет продолжено предоставление грантов на реализацию научных, научно-технических программ и проектов.
Оказанию различных мер государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим промышленное производство, будет способствовать некоммерческая организация "Фонд развития промышленности Владимирской области", активизации инвестиционной деятельности, увеличению притока инвестиций в экономику региона, продвижению инвестиционной привлекательности Владимирской области - АНО "Агентство экономического развития Владимирской области".
В 2024 году продолжится реализация двух инфраструктурных проектов по комплексному развитию пос. Доброград Ковровского района (благоустройство культурно-общественного пространства), строительству источников теплоснабжения и тепловых сетей в зоне перспективной многоэтажной застройки в г. Александрове.
В 2024 - 2025 годах начнется реализация четырех новых инфраструктурных проектов по развитию промтехнопарка высокоточной механики и мехатроники в г. Муроме (строительство производственного корпуса), капитальному ремонту и строительству транспортной инфраструктуры и объектов ЖКХ в Киржачском районе и г. Киржаче, по сбалансированной застройке г. Коврова (реконструкция и ремонт дороги, сетей водоотведения, закупка троллейбусов), по обеспечению сбалансированной застройки поселка Вольгинский (реконструкция дороги, инженерных сетей и объектов ЖКХ, благоустройство набережной).
Высвободившиеся средства областного бюджета в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, в 2024 году будут направлены на реализацию новых инвестиционных проектов в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
Планируется приобретение подвижного состава транспорта общего пользования (автобусы, троллейбусы).
Расходы на дорожное хозяйство планируются в соответствии с Законом Владимирской области от 11 октября 2011 года N 72-ОЗ "О дорожном фонде Владимирской области".
В рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" продолжится реализация мероприятий, направленных на увеличение доли автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Владимирской области, снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.
Из регионального дорожного фонда будет оказываться поддержка муниципальным образованиям на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, строительство дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов.
Предусматривается ввод в эксплуатацию автомобильных дорог Вяткино - Павловская в Судогодском районе, Загорье - Мосино в Суздальском районе, а также начало строительства обхода г. Киржача, автомобильной дороги от площади Фрунзе до автодороги Ладога - Лунево в г. Владимире, реконструкции автомобильной дороги Брыковы Горы - Арсаки - Никульское в Александровском районе.
Также будет продолжена работа по цифровизации транспортной отрасли региона, внедрены интеллектуальные транспортные системы, предусматривающие автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек.
Продолжится реализация мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива.
Планируется сохранение государственной поддержки в целях обеспечения транспортного обслуживания населения железнодорожным и автомобильным транспортом, предоставление льготного проезда железнодорожным транспортом пенсионеров и обучающихся образовательных организаций, а также реализация мероприятий по организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Ключевыми ориентирами развития области в сфере сельского хозяйства остается обеспечение продовольственной безопасности, развитие экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса, отраслей растениеводства и животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности, субъектов малого предпринимательства на селе, создание квалифицированного кадрового потенциала.
Базой для развития сельскохозяйственного производства региона является земельный фонд, поэтому первоочередная задача - активизация ввода неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.
Особое внимание планируется направить на создание условий для привлечения инвестиций в отрасль. В первую очередь на развитие направлений по глубокой переработке сырого молока, таких как сыроделие и производство сухого молока. В отдельное направление выделено восстановление свиноводческой отрасли.
Для решения поставленных задач и обеспечения развития экономики региона в условиях внешнего санкционного давления в рамках реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области предусмотрены меры государственной поддержки, стимулирующие рост производства продукции сельского хозяйства, а также повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей области.
В основе развития сельского хозяйства региона остается повышение качества жизни людей на селе. В рамках реализации государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Владимирской области", федерального (регионального) проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и других государственных целевых программ Владимирской области запланированы мероприятия, направленные на повышение занятости и благосостояния сельского населения, строительство социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях. Дальнейшее развитие получит практика по вовлечению граждан в принятие конкретных решений по благоустройству общественных пространств на сельских территориях и осуществление общественного контроля за эффективностью их результатов. Особый акцент будет сделан на проведение мероприятий по предотвращению распространения борщевика Сосновского.
Также будет продолжена реализация мероприятий в сфере обращения с животными без владельцев. В связи с готовностью проектно-сметной документации и планируемым в 2023 году началом строительства приюта для животных без владельцев в планируемом периоде предусмотрены средства на его содержание.
Бюджетная политика в области развития малого и среднего бизнеса будет направлена на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории региона.
В целях решения данной задачи в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" будут продолжены мероприятия, направленные на повышение доступности финансовых ресурсов и инфраструктуры поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса и пропаганды предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности), в том числе:
- оказание организационной, информационной, имущественной и финансовой поддержки организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- дальнейшее развитие деятельности гарантийного фонда для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к финансовым ресурсам;
- формирование положительного образа предпринимателя и вовлечение в предпринимательскую деятельность;
- содействие заключению субъектами малого и среднего предпринимательства договоров на поставку товаров, работ, услуг за пределы территории Российской Федерации.
Кроме того, предусматривается реализация мероприятий, не софинансируемых из федерального бюджета:
- субсидия ГАУ "Бизнес-инкубатор" на оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной, информационной, консультационной поддержки;
- субсидирование "Центра поддержки экспорта Владимирской области" для оказания услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
- субсидирование Центра "Мой бизнес" на оказание услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
- субсидии бюджетам монопрофильных муниципальных образований для поддержки социального предпринимательства.
В сфере занятости населения бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
- формирование сбалансированного регионального рынка труда;
- содействие в реализации прав граждан в области труда;
- создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Наряду с социальной поддержкой безработных граждан и трудоустройством граждан, ищущих работу, будут осуществляться меры активной политики занятости, способствующие снижению уровня безработицы (профессиональная ориентация граждан, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, организация проведения оплачиваемых общественных работ, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и безработных граждан, создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан).
Будут проведены мероприятия по содействию занятости инвалидов, способствующих повышению заинтересованности работодателей в оснащении рабочих мест.
Продолжится обеспечение занятости молодежи. Планируется проведение мероприятий по профессиональной ориентации и организация стажировок для выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Будет оказано содействие добровольному переселению в область соотечественников и членов их семей, проживающих за рубежом.
В 2024 году продолжится работа центров занятости населения в новых современных условиях, созданных в результате проведенной в 2023 году комплексной модернизации государственных учреждений службы занятости региона, направленной на повышение эффективности деятельности центров занятости населения и обеспечение роста уровня оплаты труда работников до уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности во Владимирской области.
Для обеспечения кадровой потребности приоритетных для экономики предприятий, обеспечения возможности трудоустройства, повышения информированности граждан о доступных карьерных траекториях и перспективных профессиях продолжится организация ярмарки трудоустройства "Работа России. Время возможностей".
В сфере туризма продолжается реализация государственной программы "Развитие туризма во Владимирской области", направленной на создание условий для увеличения числа туристических поездок по территории Владимирской области, а также внедрение системы поддержки общественных инициатив по развитию внутреннего туризма. Приоритетным направлением является формирование туристского комплекса, интегрированного в экономику региона и удовлетворяющего потребностям жителей и гостей Владимирской области в отдыхе.
В связи с этим в 2024 - 2026 годах будут осуществляться мероприятия, направленные на формирование конкурентных региональных туристских продуктов, развитие существующих и создание новых туристских маршрутов, создание, развитие и продвижение туристских кластеров, в том числе в муниципальных образованиях области.
Ежегодно на конкурсной основе будет поддержано не менее 10 муниципальных инициатив юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленных на развитие туризма на территориях муниципальных образований.
В целях реализации государственной политики поддержки и развития внутреннего и въездного туризма планируется принимать участие в федеральном конкурсном отборе субъектов Российской Федерации по привлечению средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по проектированию туристского кода центра города. Финансовая поддержка позволит создать благоприятные условия для посещения туристами региона, обеспечение информационной доступности и объединение основных объектов туристического показа в единое привлекательное архитектурно-культурное пространство.
Исполнителем мероприятий по организационной, информационной и кадровой поддержке туристического комплекса Владимирской области определена автономная некоммерческая организация "Туристический информационный центр".
Бюджетная политика в области жилищно-коммунального хозяйства направляется на реализацию мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" по ликвидации аварийного жилья, улучшению качества питьевой воды, повышению комфортности городского пространства.
Планируется начало нового этапа переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, за счет привлечения поддержки от публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
Строительство жилья и предоставление выплат на приобретение жилых помещений, в том числе на первоначальный ипотечный взнос, будет осуществляться для нуждающихся в улучшении жилищных условий малоимущих граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых семьей, ветеранов, ветеранов войны и боевых действий, инвалидов, семей с детьми-инвалидами, многодетных семей, работников бюджетной сферы, молодых специалистов и граждан, проживающих на селе. Будет оказываться поддержка обманутым дольщикам по защите их прав.
Будет продолжена комплексная поддержка семей, имеющих трех и более детей, в рамках которой в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" земельные участки, бесплатно предоставленные таким семьям, будут обустраиваться коммунальной и транспортной инфраструктурой. Кроме того, дополнительно предусматривается предоставление многодетным семьям социальных выплат на приобретение и строительство жилья в размере до 70%.
В рамках программы стимулирования развития жилищного строительства завершится строительство дороги в мкр. Юрьевец г. Владимира.
Выполнение региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, утвержденной до 2043 года, будет осуществляться за счет платежей собственников жилья, обеспечение деятельности регионального оператора - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - за счет бюджетных ассигнований, а также привлечения средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий", в том числе на замену лифтов.
Повышение качества питьевой воды в населенных пунктах будет обеспечиваться в рамках реализации федерального проекта "Чистая вода" на 2019 - 2024 годы.
В трехлетнем периоде будет введена в действие система транспортировки сточных вод из г. Лакинска и Воршинского сельского поселения до станции очистки г. Собинки.
В целях повышения надежности и эффективности работы систем коммунальной инфраструктуры, соответствия их требованиям безопасности и энергоэффективности предусматривается строительство, реконструкция и модернизация котельных, сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях области.
Планируется осуществление мероприятий по энергосбережению, включающих строительство и реконструкцию котельных, модернизацию уличного освещения с применением современных энергосберегающих технологий.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 30.10.2022 N Пр-2067 предусмотрено финансирование программы газификации и догазификации населенных пунктов, в том числе компенсация части стоимости работ по подготовке внутридомового оборудования к приему газа и по замене газового оборудования с истекшим сроком службы для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, пенсионеров, многодетных и малоимущих семей.
В целях создания комфортной городской среды будет осуществляться благоустройство дворовых территорий, парков, скверов, площадей по проектам, получившим наибольшую оценку от граждан, что обеспечит повышение индекса качества городской среды, увеличение числа городов с благоприятной средой. Планируется реализация в малых городах и исторических поселениях лучших проектов создания комфортной городской среды - победителей Всероссийского конкурса, поддержка проектов местных инициатив граждан по благоустройству сельских территорий.
Реализация мероприятий в сфере охраны окружающей среды будет направлена на повышение уровня экологической безопасности, снижение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, улучшение экологической обстановки во Владимирской области за счет создания эффективных механизмов управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, сохранение и восстановление водных объектов.
Запланированы мероприятия по капитальному ремонту и ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений, установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Будет продолжена работа по реализации Плана природоохранных мероприятий, разрабатываемого ежегодно согласно пункту 1 статьи 16.6, пункту 1 статьи 75.1 и пункту 1 статьи 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Для решения поставленных задач в области охраны природы будут предусмотрены расходы на развитие комплексного мониторинга окружающей среды и государственного экологического надзора, на экологическое оздоровление водных объектов и сохранение особо охраняемых природных территорий регионального значения, на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, на мероприятия в сфере обращения с отходами, а также на формирование основ экологической культуры населения области. Конкретные природоохранные мероприятия и объекты будут определены после отбора направленных регионом в Минприроды России бюджетных заявок.
В сфере лесного хозяйства продолжится работа по воспроизводству лесов, охране их от пожаров, защите от вредных организмов и иных негативных факторов, регулированию использования лесов и учету лесных ресурсов.
В рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" планируются мероприятия по лесовосстановлению и оснащению специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием.
Особое внимание будет направлено на выполнение мероприятий по предупреждению, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах в целях исключения крупных лесных пожаров и перехода огня на населенные пункты, социально значимые объекты региона, а также борьбу с незаконной рубкой леса и теневым оборотом древесины на территории области.
В области государственного управления бюджетная политика должна быть направлена на реализацию следующих основных задач:
- обеспечение выполнения установленного Правительством Российской Федерации норматива расходов на содержание органов государственной власти области. С этой целью следует исключить принятие решений, приводящих к увеличению расходов областного бюджета на обеспечение деятельности органов государственной власти. Не допускать увеличения штатной численности государственных гражданских служащих и работников органов государственной власти области, государственных органов. Дополнительно возложенные функции и полномочия необходимо исполнять на основе перераспределения штатной численности государственных гражданских служащих и работников между органами государственной власти области, а также с учетом численности автономных некоммерческих организаций, созданных исполнительными органами области;
- оптимизация деятельности органов государственной власти области, исключение дублирования функций и полномочий, централизация обеспечивающих функций;
- повышение эффективности деятельности органов государственной власти области путем внедрения современных технологий на базе цифровизации возложенных на них функций;
- ограничение использования средств вакантного фонда на премирование работников и выплату компенсаций за неиспользованные отпуска выше 15%.
Предполагается уменьшение численности государственных гражданских служащих с 01.01.2026, введенной на период до 2025 года для выполнения задач по организации проектной деятельности и мониторинга реализации национальных проектов в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N ДМ-П6-10163.
Продолжится материально-техническое обеспечение аппарата мировых судей штатной численностью 216 единиц на 75 участках мировых судей.
Предоставление государственных и муниципальных услуг населению области будет осуществляться на областном уровне ГБУ "МФЦ Владимирской области" и его филиалами на территории области.
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, борьбы с ландшафтными пожарами будет сформирован областной резервный фонд - фонд чрезвычайных ситуаций.
Должна быть обеспечена работа системы вызовов экстренных оперативных служб по номеру "112", систем оповещения населения (РАСЦО, ОКСИОН, КСЭОН), аварийно-спасательных подразделений.
В области капитального строительства бюджетная политика должна быть направлена на приоритетное обеспечение финансированием капитальных вложений в объекты, реализуемые в рамках национальных проектов, объектов, находящихся в стадии завершения, значимых объектов для социально-экономического развития региона, а также на расширение инвестиционных планов и программ с новыми возможностями по развитию инфраструктуры.
Решения об инвестиционных вложениях должны приниматься при наличии на 1 августа текущего года обоснований бюджетных инвестиций, разработанной проектно-сметной документации, положительного заключения государственной экспертизы, принятых решений о выделении земельных участков под строительство и заключения Министерства архитектуры и строительства Владимирской области о полноте и актуальности проектно-сметной документации по каждому объекту на трехлетний период.
Планирование расходов на капитальный ремонт объектов областной собственности должно осуществляться по утвержденной проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы (при необходимости) по состоянию на 1 августа текущего года.
4. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области
Важнейший приоритет в расходах областного бюджета - финансовая поддержка муниципальных образований.
По отчету за 2022 год доля расходов областного бюджета на предоставление финансовой помощи местным бюджетам составила 37% всех расходов областного бюджета. При формировании проекта областного бюджета на 2024 - 2026 годы необходимо обеспечить сохранение данного уровня поддержки.
Межбюджетные отношения в 2024 - 2026 годах будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Владимирской области от 10 октября 2005 года N 139-ОЗ "О межбюджетных отношениях во Владимирской области".
Основными направлениями бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений будут являться: содействие в обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов муниципальных образований, стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы, повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов, реализация мер по укреплению финансовой дисциплины и соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, вовлечение граждан в процесс принятия решений о распределении муниципальных финансов.
В целях стимулирования местных администраций к увеличению доходного потенциала муниципальных образований области сохранятся единые нормативы отчислений от:
налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, в бюджеты городских округов и муниципальных районов;
транспортного налога с физических лиц в бюджеты муниципальных районов, городских округов и городских поселений;
платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты городских округов и муниципальных районов.
Также сохранятся дифференцированные нормативы отчислений от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, в бюджеты городских округов и муниципальных районов.
В части выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области сохранится формализованный порядок определения критериев выравнивания финансовых возможностей поселений и выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов за счет средств областного бюджета, а также минимальных критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений за счет средств бюджетов муниципальных районов. Исходя из необходимости достижения указанных критериев, будет сформирован объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов и субвенции на осуществление полномочий органов государственной власти Владимирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских и сельских поселений за счет средств областного бюджета. При этом планируется увеличение объема дотации на выравнивание исходя из установленного Правительством Российской Федерации уровня инфляции.
Будет продолжена положительно зарекомендовавшая себя практика замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) полностью или частично дополнительными нормативами отчислений в бюджеты соответствующих муниципальных районов (городских округов) от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами, повышения ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику продолжится практика заключения с главами администраций муниципальных районов и городских округов соглашений, предусматривающих мероприятия по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также проведение оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях области.
Планируется сохранить финансовую поддержку муниципальных образований на компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов в части повышения минимального размера оплаты труда.
В целях исключения рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств муниципальных образований продолжится мониторинг исполнения местных бюджетов с оказанием нецелевой финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований в течение текущего финансового года.
Выделение субсидий из областного бюджета будет осуществляться в рамках государственных программ области на основании перечня приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований. Планируется сохранить общие подходы к определению предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, в том числе продолжить практику зачета стоимости проектной документации, разработанной муниципальным образованием при определении предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности. Вместе с тем, в целях создания стимулов для укрупнения муниципальных образований предлагается для муниципальных образований, перешедших к одноуровневой структуре, устанавливать повышенный предельный уровень софинансирования расходных обязательств за счет средств областного бюджета - 95% сроком на три года.
В среднесрочной перспективе в целях повышения уровня финансовой самостоятельности муниципальных образований в исполнении конкретных расходных обязательств главными распорядителями должна быть продолжена работа по укрупнению субсидий в целях предоставления одной "единой субсидии" в рамках одной государственной программы области.
Софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности будет осуществляться при наличии на 1 августа 2023 года проектной документации, определяющей реальную стоимость строительства объектов. Критерием отбора муниципального образования для предоставления субсидии капитального характера должно быть отсутствие нарушений сроков ввода в эксплуатацию объектов муниципальной собственности, строительство и реконструкция которых осуществлялась с использованием средств областного бюджета, более чем на один год.
В целях прямого вовлечения населения в решение приоритетных социальных проблем местного уровня в государственных программах области планируется предусмотреть межбюджетные трансферты на реализацию инициативных проектов.
Финансовое обеспечение осуществления муниципальными образованиями области государственных полномочий Владимирской области будет осуществляться за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Задачей в сфере предоставления субвенций является обеспечение достаточности средств областного бюджета, направляемых на исполнение переданных полномочий.
5. Реализация основных направлений бюджетной политики на 2024 - 2026 годы
В ходе формирования проекта областного бюджета на 2024 - 2026 годы в целях выполнения условий реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам федерального бюджета, утвержденных Законом Владимирской области от 5 октября 2020 года N 66-ОЗ, главным администраторам доходов областного бюджета необходимо продолжить работу по уточнению прогноза налоговых и неналоговых доходов.
Главным распорядителям по согласованию с первыми заместителями Губернатора области и заместителями Губернатора области (в соответствии с распределением обязанностей) при подготовке проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов:
1) в пределах доведенных финансовым органом бюджетных ассигнований предусмотреть в полном объеме расходы на исполнение полномочий субъекта Российской Федерации и совместных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обусловленных областными законами и (или) нормативными правовыми актами Владимирской области, а также с учетом реализации наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Владимирской области;
2) в пределах доведенных бюджетных ассигнований предусмотреть в полном объеме расходы на реализацию региональных составляющих национальных проектов в целях достижения контрольных точек по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) распределить все межбюджетные трансферты между муниципальными образованиями на 2024 - 2026 годы законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (за исключением конкурсных субсидий и конкурсных иных межбюджетных трансфертов, а также субсидий, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды);
4) предусматривать в порядках предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности возможность направления указанных средств на разработку проектно-сметной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы. В случае разработки проектной документации муниципальным образованием за счет средств местного бюджета уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования при реализации объекта из областного бюджета может быть увеличен на сумму средств, направленных муниципальным образованием на разработку проектной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы, но не может превысить 97% от стоимости расходного обязательства муниципального образования;
5) при определении объема расходов на 2024 - 2026 годы по межбюджетным трансфертам муниципальным образованиям на повышение оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений общего образования, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и работников учреждений культуры в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и от 1 июня 2012 года N 761 учитывать оптимизацию расходов на содержание административно-управленческого и вспомогательного персонала с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов;
6) сократить количество субсидий местным бюджетам путем их объединения (укрупнения) с целью повышения самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений о направлении их использования;
7) распределить бюджетные ассигнования по бюджетным и автономным учреждениям с учетом прогнозируемых неиспользованных остатков средств на счетах подведомственных учреждений по состоянию на 1 января 2024 года. Провести анализ деятельности областных государственных бюджетных и автономных учреждений в части соответствия объема государственного задания объему и качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг и до 1 октября 2023 года представить предложения Губернатору области по повышению эффективности деятельности таких учреждений (при необходимости путем их оптимизации, перераспределения между ними субсидий из областного бюджета);
8) до 20 августа 2023 года принять исчерпывающие меры по подготовке актуальной проектно-сметной документации по состоянию на 1 августа текущего года по строительству (реконструкции) объектов областной (муниципальной) собственности, начало строительства (реконструкции) которых планируется в 2024 году, проектно-сметной документации по строительству (реконструкции) объектов областной (муниципальной) собственности или обоснований (решений) бюджетных инвестиций (с указанием цели и стоимости строительства, сроков ввода объекта) по состоянию на 1 августа текущего года, начало строительства (реконструкции) которых планируется в 2025 - 2026 годах;
9) до 20 августа 2023 года принять исчерпывающие меры по подготовке актуальной проектной документации на капитальный ремонт объектов областной собственности по состоянию на 1 августа текущего года, капитальный ремонт которых планируется в 2024 году, проектной документации на капитальный ремонт объектов областной собственности или обоснований расходов (актов обследований, укрупненного сметного расчета) по состоянию на 1 августа текущего года, капитальный ремонт которых планируется в 2025 - 2026 годах;
10) в срок до 1 января 2024 года заключить с федеральными органами исполнительной власти соглашения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2024 - 2026 годы;
11) подготовить в 2023 году необходимую конкурсную документацию по расходам капитального характера, в том числе осуществляемым в рамках национальных проектов, для проведения контрактации расходов до 1 марта 2024 года, по остальным расходам на закупку товаров, работ и услуг - до 1 июня 2024 года;
12) учесть заключения Счетной палаты Владимирской области по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также заключение по отчету об исполнении областного бюджета за 2022 год.
Заместителю Губернатора области, курирующему вопросы развития инфраструктуры, ЖКХ и энергетики, Министерству архитектуры и строительства Владимирской области обеспечить:
1) подготовку проекта распоряжения Правительства Владимирской области об утверждении реестра объектов капитального строительства и рассмотрение его в октябре 2023 года на заседании Правительства Владимирской области по вопросу планирования проекта областного бюджета на 2024 - 2026 годы;
2) утверждение проекта распоряжения Правительства Владимирской области об утверждении реестра объектов капитального строительства в течение трех рабочих дней с момента подписания Губернатором области закона об областном бюджете на 2024 - 2026 годы.
В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации от 4 июня 2023 года N Пр-1111 по интеграции проектов инициативного бюджетирования в государственные программы первым заместителям Губернатора области и заместителям Губернатора области по курируемым направлениям деятельности до 1 августа 2023 года дать предложения в Министерство финансов Владимирской области об объемах бюджетных ассигнований на 2024 - 2026 годы, предлагаемых для включения в государственные программы области на реализацию инициативных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.