Правовое положение государственных
и муниципальных унитарных предприятий
Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации унитарных
предприятий
Порядок участия унитарных предприятий в других юридических лицах,
создание филиалов и представительств
Фонды и чистая прибыль (доходы) унитарного предприятия
Управление унитарным предприятием
Сделки, совершаемые унитарным предприятием
3 декабря 2002 года (дата опубликования в "Российской газете") вступил в силу, и внес множество правовых новелл в правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее по тексту - Закон N 161-ФЗ) (основание статья 36 Закона N 161-ФЗ). Этот закон является основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее по тексту - унитарных предприятий). Напомним, что до 3 декабря 2002 года правовое положение унитарных предприятий регламентировалось:
1. ГК РФ;
2. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий";
3. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ";
4. Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1348 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения";
5. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности";
6. Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности";
7. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
8. Иными нормативными правовыми актами.
Теперь все вышеперечисленные нормативные правовые акты согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 161-ФЗ применяются постольку, поскольку они не противоречат этому закону. Отметим также, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 161-ФЗ и уставами самих унитарных предприятий, которые являются основными учредительными документами этих предприятий, так же применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону N 161-ФЗ. На практике это значит, что если положения устава унитарного предприятия противоречат Закону N 161-ФЗ, то они не применяются, а применяются положения, установленные Законом N 161-ФЗ. Кроме того, отметим, что на основании пункта 2 статьи 36 Закона N 161-ФЗ уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона N 161-ФЗ в срок до 1 июля 2003 года, то есть в указанный срок в уставы этих предприятий должны быть внесены изменения, обусловленные изменением правового регулирования по Закону N 161-ФЗ.
Закон N 161-ФЗ внес много существенных изменений в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий. К принципиально новым моментам правового регулирования деятельности унитарных предприятий относятся следующие:
1) запрет на создание дочерних предприятий;
2) расширение полномочий и контрольных функций собственника имущества унитарных предприятий;
3) установление минимального размера уставного фонда для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
4) ограничения в совершении отдельных видов сделок унитарным предприятием (распоряжение имуществом, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, крупная сделка, сделки заимствования);
5) иные существенные изменения.
Проанализировав суть внесенных изменений в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий в целом можно сделать вывод о том, что в основной своей массе изменения носят следующий характер:
1) ограничение самостоятельности унитарных предприятий;
2) укрупнение унитарных предприятий;
3) повышение финансовой устойчивости унитарных предприятий (снижение риска несостоятельности (банкротства).
Рассмотрим все вышеперечисленное более детально в рамках освещения правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Унитарные предприятия - это юридические лица, не наделенные правом собственности на закрепленные за ними имущество. Унитарные предприятия на основании пункта 1 статьи 113 ГК РФ и пункта 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ являются коммерческими организациями, то есть основной целью их функционирования является извлечение прибыли.
Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом на основании пункта 1 статьи 113 ГК РФ и пункта 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками такого предприятия.
Для того чтобы точно понять суть имущественных отношений в рамках унитарного предприятия необходимо разобраться в следующих понятиях: государственная собственность, муниципальная собственность, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, что мы и сделаем далее.
На основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом. Напомним, что понятие собственность на имущество включает в себя: право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде.
На основании пункта 1 статьи 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 215 ГК РФ права собственника осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как уже упоминалось, имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно статье 294 ГК РФ унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение унитарным предприятием, закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого унитарного предприятия, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 ГК РФ унитарное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Учитывая реальные различия между правовым положением имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, гражданское законодательство делит все унитарные предприятия на два вида:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (статья 114 ГК РФ и пункт 2 статьи 2 Закона N 161-ФЗ):
федеральное государственное предприятие;
государственное предприятие субъекта Российской Федерации;
муниципальное предприятие;
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (статья 115 ГК РФ и пункт 2 статьи 2 Закона N 161-ФЗ) (далее по тексту - казенные предприятия):
федеральное казенное предприятие;
казенное предприятие субъекта Российской Федерации;
муниципальное казенное предприятие.
Основные сходства и различия между этими унитарными предприятиями напрямую вытекают из сходств и различий рассмотренных нами права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Однако кроме правовой природы имущества существуют иные основания практической необходимости подробно рассматривать как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, так и казенные предприятия.
Порядок учреждения, реорганизации
и ликвидации унитарных предприятий
Закон N 161-ФЗ закрепил устоявшееся правило, согласно которому создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается (пункт 4 статьи 2 Закона N 161-ФЗ). Вместе с тем, данное утверждение вызвало ряд необоснованных мнений о том, что при его буквальной трактовке невозможно создание унитарных предприятий на основе объединения нескольких объектов имущества, находящегося в собственности одного собственника, будь то Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Порядок государственной регистрации унитарных предприятий регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
В отличие от других юридических лиц, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, на основании пункта 2 статьи 3 Закона N 161-ФЗ до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением этого предприятия. Это новое положение, введенное Законом N 161-ФЗ, распространяется только на унитарные предприятия, решение об учреждении которых принято после 3 декабря 2002 года.
Закон N 161-ФЗ ввел более жесткие требования к полному наименованию унитарных предприятий. Напомним, что ранее на основании пункта 3 статьи 113 ГК РФ наименование унитарного предприятия должно было содержать указание только на собственника его имущества. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 161-ФЗ теперь полное наименование унитарных предприятии должно в обязательном порядке содержать точное указание на их организационно-правовую форму и собственника имущества:
для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения:
"федеральное государственное предприятие";
"государственное предприятие";
"муниципальное предприятие";
для казенных предприятий:
"федеральное казенное предприятие";
"казенное предприятие";
"муниципальное казенное предприятие".
Получается, что все унитарные предприятия, которые в своем полном наименовании не имеют вышеуказанных словосочетаний, должны изменить свое полное наименование (включить необходимые словосочетания в свое название) и перерегистрировать унитарное предприятие.
Еще одним ограничением деятельности унитарных предприятий является то, что на основании пункта 3 статьи 4 Закона N 161-ФЗ они обязаны уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Напомним, что согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" этим органом является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 161-ФЗ решение об учреждении унитарного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в рамках своей компетенции, уполномоченным органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Закон N 161-ФЗ в пункте 4 статьи 8 четко ограничил (определил закрытый перечень) круг оснований, по которым может быть создано унитарное предприятие, причем разделил эти основания по видам унитарных предприятий:
случаи создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения:
1) необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
3) необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
4) необходимость осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
5) необходимость разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
6) необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
случаи создания казенных предприятий:
1) если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
2) необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
3) необходимость осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
4) необходимость разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
5) необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
6) необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
7) необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Фактически это означает, что создание унитарного предприятия по иным основаниям, не указанным в рассматриваемом пункте Закона N 161-ФЗ, запрещено. К счастью, это положение не относится к уже созданным унитарным предприятиям, так как в противном случае унитарные предприятия, созданные по иным основаниям (а их на практике достаточно много), должны бы были быть ликвидированы.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона N 161-ФЗ Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления устанавливается:
1) порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием;
2) порядок утверждения устава унитарного предприятия;
3) порядок заключения контракта с руководителем унитарного предприятия.
Отметим, что в настоящий момент ни один из вышеперечисленных порядков не установлен, что мешает работе уже существующих и препятствует созданию новых унитарных предприятий.
На основании пункта 5 статьи 8 Закона N 161-ФЗ стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, то есть по правилам, установленным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519 "Об утверждении стандартов оценки". Эта норма коренным образом меняет принцип формирования стоимости передаваемого собственником унитарному предприятию имущества, поскольку ранее использовалась остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета собственника. Теперь стоимость передаваемого имущества будет приближена к его рыночной стоимости, то есть существенно возрастет по сравнению с его балансовой стоимостью у собственника имущества.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 161-ФЗ унитарные предприятия могут быть реорганизованы по решению собственника имущества, а в отдельных предусмотренных действующим законодательством случаях по решению уполномоченного государственного органа или суда. Реорганизация унитарных предприятий осуществляется на основании ГК РФ, Закона N 161-ФЗ и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона N 161-ФЗ реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. Кроме того, унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ, а в некоторых случаях и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Напомним, что ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Порядок участия унитарных предприятий
в других юридических лицах, создание филиалов
и представительств
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Это серьезное изменение правового положения унитарных предприятий, так как до вступления в силу Закона N 161-ФЗ на основании пункта 7 статьи 114 ГК РФ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могли создавать дочерние предприятия, утверждали устав дочернего предприятия и назначали его руководителя.
Наиболее спорной и влекущей за собой ряд правовых и финансовых проблем эта норма Закона N 161-ФЗ является потому, что унитарные предприятия не могут не только создавать, но и иметь дочерние предприятия. А ведь ни для кого не секрет, что дочерних унитарных предприятий создано очень много, причем у самих дочерних предприятий могут быть дочерние предприятия.
Что же делать с такими дочерними предприятиями.
Пункт 3 статьи 37 Закона N 161-ФЗ дает однозначный, но далеко не устраивающий дочерние предприятия ответ: созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Закона N 161-ФЗ дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона N 161-ФЗ, то есть в течение 6 месяцев с 3 декабря 2002 года.
Проблемы и споры возникают из-за того, что дочерние предприятия перестают существовать как юридические лица, а ведь их создание было чем-то оправдано. Отметим, что основная причина создания все дочерних предприятий на практике - осуществление унитарными предприятиями наряду со своей основной уставной деятельностью отдельных смежных видов деятельности. Имущество, занятое при осуществлении этих видов деятельности обосабливалось, им наделялось дочернее предприятие. В качестве примеров к вышесказанному можно привести следующие ситуации:
1) производственное унитарное предприятие имеет на своем балансе ферму. На базе имущества фермы создается дочернее предприятие, занимающееся животноводством;
2) нефтебаза имеет автоколонну, гаражи и мастерские. На базе имущества автоколонны, гаражей и мастерских создается дочернее предприятие, занимающееся автотранспортными перевозками;
3) транспортное предприятие имеет на своем балансе детский сад. На базе имущества детского сада создается дочернее предприятие, оказывающее воспитательные услуги;
4) швейная фабрика имеет на своем балансе столовую. На базе имущества столовой создается дочернее предприятие, оказывающее услуги общественного питания;
5) другие примеры.
Предлагаем несколько вариантов разрешения спорной ситуации, которые позволят сохранить рабочие места, самостоятельность и продолжить осуществлять ту деятельность, которой занимались до 3 декабря 2002 года дочерние предприятия.
1 вариант. В течение 6 месяцев с 3 декабря 2002 года на основании пункта 3 статьи 37 Закона N 161-ФЗ дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям, имущество дочерних предприятий приходуется на баланс унитарных предприятий. В это же время руководство и трудовые коллективы дочерних предприятий учреждают юридические лица в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества. Эти юридические лица арендуют на долгосрочной основе у унитарных предприятий имущество, которое ранее принадлежало на праве хозяйственного ведения дочерним предприятиям. Договор аренды имущества обязательно заключается с согласия собственника имущества. Положительная сторона решения рассматриваемой проблемы таким способом состоит в том, что созданное юридическое лицо ни от кого не зависит, однако существует опасность, что собственник имущества откажет унитарному предприятию в заключении договора аренды или предложит слишком высокую арендную плату.
2 вариант. В течение 6 месяцев с 3 декабря 2002 года на основании пункта 3 статьи 37 Закона N 161-ФЗ дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям, имущество дочерних предприятий приходуется на баланс унитарных предприятий. Унитарные предприятия создают свои филиалы с обособленным балансом и расчетным счетом и передают на баланс этих филиалов имущество, которым ранее владели дочерние предприятия. Положительная сторона решения рассматриваемой проблемы таким способом состоит в том, что нет необходимости платить арендную плату за использование имущества, однако филиал имеет меньшую самостоятельность, чем обособленное юридическое лицо и его создание возможно по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия, который вправе отказать в создании филиала унитарному предприятию.
Унитарные предприятия на основании пункта 1 статьи 6 Закона N 161-ФЗ могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц за исключением участия в кредитных организациях, однако собственник имущества унитарного предприятия согласует:
1) решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации;
2) распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями.
В отношении федеральных государственных унитарных предприятий на основании подпункта б) пункта 1 постановления N 940 полномочия собственника имущества в данном случае осуществляет Министерство имущественных отношений РФ.
На практике большинство унитарных предприятий имеют в своем составе филиалы и представительства - обособленные подразделения унитарных предприятий, расположенные вне места их и представляющие интересы унитарных предприятий или осуществляющие часть их функций, поэтому рассмотрим основные практические особенности правового положения унитарных предприятий, имеющих филиалы и представительства.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства. Однако, на основании подпункта а) пункта 1 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (далее по тесту - постановление N 940) полномочия собственника имущества в отношении федеральных государственных унитарных предприятий по вопросу согласования создания филиалов и представительств переданы федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные унитарные предприятия.
Обособленные подразделения унитарных предприятий по действующему гражданскому законодательству не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшими их унитарными предприятиями и действуют на основании утвержденных унитарными предприятиями положений об обособленных подразделениях.
Филиалы и представительства сближает то, что они являются обособленными подразделениями унитарных предприятий, но знак равенства между филиалами и представительствами ставить нельзя. Согласно статье 55 ГК РФ и пунктам 2, 3 статьи 5 Закона N 161-ФЗ понятие филиал намного шире, чем понятие представительство.
Представительством является обособленное подразделение унитарного предприятия, которое представляет интересы этого предприятия и осуществляет их защиту.
А филиалом является обособленное подразделение унитарного предприятия, осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Как видим, различия между филиалом и представительством в основном в круге функций и полномочий. Получается, что представительство осуществляет только юридические действия от имени унитарного предприятия (представительские функции, заключение договоров, реклама и пр.), а филиал как юридические, так и фактические действия (осуществление отдельных или всех видов деятельности унитарного предприятия).
Все созданные унитарным предприятием обособленные подразделения на основании пункта 5 статьи 5 Закона N 161-ФЗ обязательно должны быть указаны в учредительных документах унитарного предприятия. Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 161-ФЗ филиалы и представительства создаются только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия. Решение об открытии филиала или представительства принимается руководством унитарного предприятия и отражается в протоколе о создании обособленного подразделения. Конкретные организационные, функциональные и иные особенности создания и деятельности обособленного подразделения унитарного предприятия должны быть зафиксированы в положении об этом обособленном подразделении.
Руководители обособленных подразделений согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 161-ФЗ назначаются руководителем унитарного предприятия и действуют на основании доверенности. При наличии полномочий, оформленных доверенностью, все сделки, заключенные руководителем обособленного подразделения, считаются совершенными от имени самого унитарного предприятия.
Всю ответственность за действия обособленного подразделения (включая обязательства, принятые ими от имени унитарного предприятия), так же как, например, за действия своих работников, несет унитарное предприятие, а точнее руководители унитарного предприятия. В то же время по долгам унитарного предприятия взыскание может обращаться на имущество, переданное обособленным подразделениям. Фактически это означает, что унитарное предприятие и его обособленные подразделения несут ответственность по долгам друг друга.
Фонды и чистая прибыль (доходы) унитарного предприятия
Унитарное предприятие в обязательном порядке должно создавать резервный фонд за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли.
Порядок создания и размер которого согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 161-ФЗ должны быть предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие за счет чистой прибыли может создавать иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные уставом унитарного предприятия или действующим законодательством.
В унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, обязательно создается уставный фонд. При этом согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 161-ФЗ устав таких предприятий должен содержать сведения о размере их уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
В унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, на основании пункта 5 статьи 12 Закона N 161-ФЗ уставный фонд не формируется.
Рассмотрим порядок формирования, увеличения и уменьшения уставного фонда унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Закон N 161-ФЗ ввел понятие минимального уставного фонда для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Так, согласно пункту 3 статьи 12 закона N 161-ФЗ размер уставного фонда:
государственного предприятия (государственного унитарного предприятия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда;
муниципального предприятия - не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Для определения размера уставного фонда унитарного предприятия применяется минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на дату государственной регистрации унитарного предприятия.
Рассматриваемое новшество призвано обеспечить наибольшую финансовую устойчивость унитарных предприятий. Однако, учитывая тот факт, что большинство унитарных предприятий имеют уставный фонд менее минимального уставного фонда (причина этого в том, что большинство унитарных предприятий создавалось давно, а имущество, которым они наделялись, находится на их балансе по старой стоимости, которая ниже рыночной в сотни, а то и тысячи раз), то им придется или ликвидироваться или увеличить свой уставный фонд до минимально установленного Законом N 161-ФЗ размера.
Напомним, что на основании пункта 1 статьи 13 Закона N 161-ФЗ уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия, в противном случае уставный фонд, заявленный в уставе унитарного предприятия подлежит уменьшению до размера оплаченной части.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 161-ФЗ увеличение уставного фонда унитарного предприятия может осуществляться только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год за счет:
дополнительно передаваемого собственником имущества;
доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Для обеспечения финансовой устойчивости унитарных предприятий ГК РФ и Законом N 161-ФЗ введен показатель чистые активы унитарного предприятия, которые рассчитываются по правилам, регламентированным приказом Минфина РФ N 71, ФКЦБ РФ N 149 от 5 августа 1996 г. "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ". Этот показатель используется следующим образом.
Согласно пункту 2 статьи 15 закона N 161-ФЗ:
если в конце финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше уставного фонда, то собственник имущества обязан принять решение об уменьшении уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;
если в конце финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда, установленного для этого предприятия на дату его регистрации и в течение 3 месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена, то собственник имущества обязан принять решение о ликвидации такого предприятия.
На основании пункта 4 статьи 15 Закона N 161-ФЗ в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда унитарное предприятие обязано:
в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере;
опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
При этом кредиторы унитарного предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарным предприятием и возмещения им убытков.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, которая является доходом собственника имущества такого предприятия.
Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления определяются:
порядок перечисления части прибыли, остающейся в распоряжении такого унитарного предприятия;
размер перечисления части прибыли, остающейся в распоряжении такого унитарного предприятия;
сроки перечисления части прибыли, остающейся в распоряжении такого унитарного предприятия.
Порядок распределения доходов унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 161-ФЗ определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Управление унитарным предприятием
Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества этого предприятия либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Согласно пункту 2 статьи 21 Закона N 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия - новое положение в правовом регулировании деятельности унитарных предприятий, которое позволит повысить качество управления этими предприятиями.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию.
В Законе N 161-ФЗ существенно расширены полномочия собственника имущества унитарного предприятия.
Так, согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
1) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
2) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
3) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий полномочия собственника имущества в данном случае на основании подпункта а) пункта 1 постановления N 940 осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится такое унитарное предприятие;
4) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
5) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
6) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий полномочия собственника имущества в данном случае на основании подпункта б) пункта 1 постановления N 940 осуществляет Министерство имущественных отношений РФ;
7) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, помимо вышеперечисленных правомочий, вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Сделки, совершаемые унитарным предприятием
Закон N 161-ФЗ существенно ограничил самостоятельность унитарных предприятий при заключении ряда сделок. Ограничение заключается в том, что унитарное предприятие не может совершить ту или иную сделку без разрешения собственника имущества этого предприятия. Напомним, что ранее (до вступления в силу Закона N 161-ФЗ) унитарные предприятия были ограничены только в совершении сделок по распоряжению недвижимым имуществом (унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, на основании пункта 2 статьи 295 ГК РФ) и всем имуществом (унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, на основании пункта 1 статьи 297 ГК РФ).
К сделкам, в совершении которых ограничены унитарные предприятия на основании Закона N 161-ФЗ, относятся:
1) сделки по распоряжению движимым и недвижимым имуществом унитарных предприятий;
2) сделки, в совершении которых заинтересован руководитель унитарного предприятия;
3) крупные сделки - все сделки суммой более 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия или более 50000 минимальных размеров оплаты труда;
4) заимствования унитарного предприятия и предоставление в заем имущества и денежных средств.
Рассмотрим особенности ограничений совершения вышеуказанных сделок подробнее.
Сразу оговоримся, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными со всеми вытекающими последствиями применения к предприятию санкций, предусмотренных законодательством (особенно финансовых).
Отметим, что Закон N 161-ФЗ не внес существенных изменений в порядок ограничения распоряжения имуществом унитарного предприятия. Это означает, что согласно пунктам 1, 2 статьи 18 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, распоряжается (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться иным образом) движимым имуществом самостоятельно, а недвижимым только с согласия собственника недвижимого имущества. То же самое относится и к унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления, то есть на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 161-ФЗ унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, не вправе самостоятельно (без согласия собственника имущества) распоряжаться любым имуществом (движимым или недвижимым).
Вместе с тем, полномочия собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия по согласованию сделок с недвижимым имуществом на основании подпункта б) пункта 1 постановления N 940 осуществляет Министерство имущественных отношений РФ.
Закон N 161-ФЗ ввел понятие сделки, в которой заинтересован руководитель унитарного предприятия. Такие сделки руководитель унитарного предприятия должен совершать только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
3) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
4) в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.
Полномочия собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия по согласованию таких сделок на основании подпункта а) пункта 1 постановления N 940 осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное унитарное предприятие.
Кроме того, Закон N 161-ФЗ ввел понятие крупной сделки, совершать которую унитарное предприятие может также только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. На основании пункта 1 статьи 23 Закона N 161-ФЗ крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.
Поясним вышесказанное на конкретных примерах.
Пример 1. ФГУП "Авиация" в январе реализовало ООО "Техника" запчасти к самолетам на сумму 2 млн. рублей. В марте ФГУП "Авиация" планирует реализовать ООО "Техника" запчасти к самолетам на сумму 4 млн. рублей. Минимальный размер оплаты труда (далее по тексту - МРОТ) в период январь-март равен 100 рублей. Уставный фонд ФГУП "Авиация" равен 700 млн. рублей.
Необходимо ли ФГУП "Авиация" испрашивать разрешение собственника имущества на реализацию запчастей к самолетам?
Комментарий: Сделки по реализации ФГУП "Авиация" запчастей к самолетам ООО "Техника" являются взаимосвязанными сделками на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 161-ФЗ, поэтому рассчитаем стоимость реализуемого имущества, которая равна 6 млн. рублей = 2 млн. рублей + 4 млн. рублей или 60000 МРОТ = 6 млн. рублей / 100 рублей.
Таким образом, ФГУП "Авиация" должно испросить разрешение у собственника имущества на реализацию запчастей к самолетам ООО "Техника".
Пример 2. ФГУП "Знание" планирует продать ОАО "Книга" печатную продукцию на сумму 4 млн. рублей. МРОТ в период осуществления сделки равен 100 рублей. Уставный фонд ФГУП "Знание" равен 10 млн. рублей.
Необходимо ли ФГУП "Знание" испрашивать разрешение собственника имущества на реализацию печатной продукции?
Комментарий: Рассчитаем стоимость реализуемого имущества, которая равна 40000 МРОТ = 4 млн. рублей / 100 рублей, что менее установленных Законом N 161-ФЗ 50000 МРОТ. Однако, уставный фонд ФГУП "Знание" составляет всего лишь 10 млн. рублей, то есть 10 процентов уставного фонда ФГУП "Знание" = 1 млн. рублей = 10 млн. рублей х 10%, что меньше 4 млн. рублей.
Таким образом, ФГУП "Знание" должно испросить разрешение собственника имущества на реализацию печатной продукции ОАО "Книга".
Пример 3. ФГУП "Красный путь" планирует продать ЗАО "Север" текстильную продукцию на сумму 6 млн. рублей. МРОТ в период осуществления сделки равен 100 рублей. Уставный фонд ФГУП "Красный путь" равен 70 млн. рублей.
Необходимо ли ФГУП "Красный путь" испрашивать разрешение собственника имущества на реализацию текстильной продукции?
Комментарий: Уставный фонд ФГУП "Красный путь" составляет 70 млн. рублей, то есть 10 процентов уставного фонда ФГУП "Красный путь" = 7 млн. рублей = 70 млн. рублей х 10%, что больше 6 млн. рублей. Однако, рассчитаем стоимость реализуемого имущества, которая равна 60000 МРОТ = 6 млн. рублей / 100 рублей, что более установленных Законом N 161-ФЗ 50000 МРОТ.
Таким образом, ФГУП "Красный путь" должно испросить разрешение собственника имущества на реализацию текстильной продукции ЗАО "Север".
В этом случае полномочия собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия по согласованию крупных сделок на основании подпункта а) пункта 1 постановления N 940 также осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное унитарное предприятие.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств. При этом к заимствованиям унитарных предприятий относятся:
кредиты по договорам с кредитными организациями;
бюджетные кредиты, предоставленные на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации;
размещение облигаций или выдача векселей.
Кроме того, на основании пункта 4 статьи 18 Закона N 161-ФЗ унитарные предприятия не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
В качестве собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия при согласовании вышеперечисленных сделок на основании подпункта а) пункта 1 постановления N 940 выступает федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное унитарное предприятие.
Отметим, что на основании пункта 4 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Закона N 161-ФЗ уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
В.В. Худолеев
"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru