г. Краснодар |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А22-541/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при ведении протокола помощником судьи Кунейко А.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия -Строганова М.И. (доверенность от 23.07.2018), Эрдниева М.Р. (доверенность от 25.12.2017), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия - Богославской В.В. (доверенность от 09.01.2018), от третьего лица - автономного учреждения Республики Калмыкия "Калмлес" - Васильева В.А. (доверенность от 23.07.2018), рассмотрев с использованием видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Калмыкия кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2018 года (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А22-541/2017, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 15 декабря 2016 года по делу N 08-15-135/2016, которым министерство и АУ "Калмлес" (далее - учреждение) признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в осуществлении согласованных действий по привлечению третьих лиц (подрядчиков, исполнителей) к выполнению в 2015 году государственного задания комплекса лесохозяйственных работ, обеспеченного финансированием из бюджета Республики Калмыкия, тем самым предоставив последним преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничив доступ к исполнению таких работ, услуг неопределенного круга лиц (потенциальных подрядчиков, исполнителей).
Решением суда от 21 февраля 2018 года (судья Анжукаева Е.А.) решение управления признано недействительным в части признания министерства нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Судебный акт мотивирован тем, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21 мая 2018 года решение суда от 21 февраля 2018 года отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован следующим. Министерство является учредителем учреждения и знало о том, что последнее не способно самостоятельно выполнить государственное задание. Ограничение конкуренции подтверждается судебными актами по делу N А22-1093/2015.
В кассационной жалобе министерство просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, нарушения со стороны учреждения не могут быть поставлены в вину министерству. Министерство не осуществляло согласованных действий. Решениями Верховного Суда Республики Калмыкия от 14 июня 2017 года по делу N 4А-57/2017, от 7 июня 2017 года по делу N 4А-56/2017 руководители министерства и учреждения не привлечены к административной ответственности по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Обстоятельства по делу N А22-1093/2015 являются иными.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы и зачитал дополнительные пояснения к жалобе, представитель учреждения поддержал доводы министерства. Представитель управления просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установили суды, решением управления от 15 декабря 2016 года по делу N 08-15-135/2016 министерство и учреждение признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в осуществлении согласованных действий по привлечению третьих лиц (подрядчиков, исполнителей) к выполнению в 2015 году государственного задания комплекса лесохозяйственных работ, обеспеченного финансированием из бюджета Республики Калмыкия. Таким подрядчикам было предоставлено преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с остальными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Для реализации органами государственной власти Республики Калмыкия переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий в области лесных отношений Указами Главы Республики Калмыкия от 3 ноября 2010 года N 335, от 29 июля 2011 года N 114 и 115 определен уполномоченный орган исполнительной власти субъекта - министерство.
Минприроды осуществляет возложенные полномочия непосредственно, а также через подведомственные ей государственные учреждения (КУ РК "Лесничества", учреждение).
В структуре Министерства сформировано Управление лесного хозяйства, на которое возложено непосредственное исполнение переданных полномочий в области лесных отношений. Подведомственные казенные учреждения "лесничества" созданы с целью осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Республике Калмыкия, согласно видам деятельности, определенных учредительными документами учреждений и являются территориальной единицей управления лесным хозяйством.
26 августа 2014 года Правительством Республики Калмыкия принято распоряжение N 259-р, согласно которому в целях осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", создано учреждение (АУ РК "Калмлес"), основной целью деятельности которого является обеспечение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проведение противопожарных мероприятий, тушение лесных пожаров. Функции и полномочия учредителя возложены на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Приказом министерства от 15 января 2015 года N 16/1 утверждено государственное задание для учреждения на 2015 год. Приложением к приказу предусмотрены следующие виды работ: по разделу 1 (охрана лесов от пожаров) - устройство противопожарных минерализованных полос, уход за ними, культивация; по разделу 3 (воспроизводство лесов и лесоразведение) - законченная подготовка почвы под лесные культуры (подъем паров, бронирование почвы, культивация и перепашка), уход за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).
В целях определения порядка и условий предоставления учредителем (министерством) учреждению субсидии из бюджета Республики Калмыкия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по выполнению комплекса лесохозяйственных мероприятий в 2015 году министерство и учреждение заключили соглашение от 16 марта 2015 года. Соглашением предусмотрена обязанность министерства перечислять учреждению из бюджета Республики Калмыкия субсидию в соответствии с утвержденным графиком. Общая сумма субсидии составила 39 099 400 рублей.
В целях исполнения государственного задания учреждение без проведения торгов заключило 15 договоров подряда.
Суд первой инстанции, признавая незаконным решение управления, указал, что по делам N 4А-57/2017 и 4А-56/2017 руководители министерства и учреждения не привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции сослался на судебные акты по делу N А22-1093/2015 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2016 года N 308-ЭС16-59), где суд пришел к выводу, что привлечение подрядчика к выполнению государственного задания, финансируемого из бюджета Республики Калмыкия, без проведения торгов является нарушением положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что министерство, доводя приказом от 15 января 2015 года N 16/1 до учреждения государственное задание в 2015 году заведомо знало, что последнее не исполнит его самостоятельно ввиду отсутствия необходимых мощностей (рабочих, машинной техники). На балансе учреждения согласно Распоряжению Правительства Республики Калмыкия от 26 августа 2014 года N 259-рг имеется только автогараж и одноквартирный кордон. Учреждение в целях исполнения приказа от 15 января 2015 года N 16/1 привлекло на прямую (без осуществления отбора в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ) третьих лиц (подрядные организации). Министерство (учредитель учреждения) не осуществило контроль за порядком привлечения подрядчиком к исполнению государственного задания.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу, что министерство и учреждение, осознавая возможность заключения договоров, по выполнению государственного задания по выполнению комплекса лесохозяйственных мероприятий в 2015 году, только по результатам проведения торгов, заключили 15 договоров без их проведения. В результате самостоятельно (без отбора) определили исполнителей государственных нужд за счет бюджетных средств.
Суд пришел к выводу о том, что учреждение и министерство осуществили согласованные действия, которые привели к заключению 15 договоров на исполнение государственного заказа и созданию для исполнителей по указанным договорам преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности на товарном рынке по охране, защите и воспроизводству лесов, проведение противопожарных мероприятий, тушение лесных пожаров в пределах Республики Калмыкия.
Министерство настаивает на неосведомленности о происходящем в его учреждении. Данный довод с учетом установленных управлением и апелляционным судом обстоятельств подлежит отклонению.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судом. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2018 года по делу N А22-541/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.