Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Парадигма системы формирования профессионального самоопределения для профессионального выбора.
Необходимость нового осмысления региональной системы формирования профессионального самоопределения для профессионального выбора продиктована рядом проблем.
Неупорядоченность профориентационно значимой среды для профессионального самоопределения обучающихся связана с недостаточной проработанностью проблемы координации профориентационной работы на региональном уровне, а также недостаточным развитием механизмов многоуровневого межинституционального партнерства в профориентационной работе. Частными сторонами этой проблемы выступают:
недостаточное соответствие содержания профориентационной работы с детьми и молодежью структуре актуальных и перспективных кадровых потребностей региональной экономики;
использование взаимоисключающих подходов в профориентационной работе с обучающимися со стороны различных заинтересованных субъектов (образовательных организаций различных типов, центры занятости специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги, частные профконсультанты), которые нередко имеют полярные интересы и разные традиции работы;
несогласованность действий государственных организаций, ведущих профориентационную работу с обучающимися и имеющих разное ведомственное подчинение (отсутствие единого плана работы, дублирование мероприятий);
бессистемность профориентационной работы с обучающимися на разных ступенях образования, отсутствие непрерывности и преемственности в процессе сопровождения профессионального самоопределения;
недостаточная включенность предприятий в профориентационную работу с обучающимися;
различное качество реализуемых профориентационных программ, мероприятий и услуг по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
формальность и использование устаревших подходов, содержания, форм, методов работы;
недостаточный уровень работы с родителями (законными представителями) обучающихся в контексте подготовки к профессиональному выбору детей и молодежи;
разрозненность информационного профориентационно значимого пространства, в том числе недостаточность либо отсутствие информации о содержании и качестве профориентационной работы в регионе, муниципальных образованиях, расположенных на территории Республики Дагестан (далее - муниципальные образования).
Другая значимая проблема состоит в нацеленности большей части реализуемых мероприятий на актуальные профессии региона, при этом недостаточно решаются задачи сопровождения процесса профессионального самоопределения, подготовки детей и молодежи к осознанному самостоятельному профессиональному выбору, широкому пониманию возможности построения собственной образовательной и профессиональной траектории.
В качестве основных дефицитов системы формирования профессионального самоопределения для профессионального выбора можно обозначить:
отсутствие единого научно-методического подхода к профориентационной деятельности на региональном уровне, что ведет к задержке развития и внедрения новых форм, методов, значимых практик профориентационной работы с детьми и молодежью, не позволяет эффективно реагировать на запросы динамично меняющегося рынка труда региона;
недостаточная подготовленность специалистов образовательных организаций различных типов, ответственных за проведение профориентационной работы с детьми и молодежью с точки зрения современных подходов, экономических тенденций и трендов рынка труда, а также отсутствие таких специалистов в образовательных организациях;
распределение функций профориентационной деятельности по различным должностям работников системы образования, для которых эта деятельность носит характер дополнительной нагрузки, что приводит к формальности деятельности, размытости функций, перегруженности и низкой мотивации;
недостаток ресурсных профориентационных центров в муниципальных образованиях, недоступность либо необорудованность специально организованных площадок для проведения профессиональных проб, практико-ориентированных профориентационных занятий с обучающимися;
отсутствие выстроенных моделей профориентационной работы с обучающимися на уровне муниципальных образований;
неразработанность инструментов экспертизы качества профориентационных программ, мероприятий, услуг.
Разрыв между имеющей место системой профориентации для профессионального самоопределения и требованиями современности обусловлен низким уровнем ее интегральности. Сегодня среда профессионального самоопределения стала разнообразной и насыщенной. Вместе с тем имеет место эклектический набор разнообразных, не связанных и часто дублирующих друг друга профориентационных практик. В связи с этим основной акцент в развитии региональной образовательной парадигмы профессионального самоопределения для профессионального выбора делается на систематизацию взаимодействия и участие в процессе дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, колледжей, вузов, производств.
Региональная система профориентации включает в себя два равноценных направления деятельности: консультативную и образовательную. Консультативная профориентация, включающая диагностику и профконсультирование, предполагает комплекс услуг, которые направлены на помощь в профессиональном выборе, при этом не нацелены на образовательный результат. Образовательная профориентация - это комплекс программ, проектов, мероприятий в массовой образовательной практике, направленных на формирование у всех обучающихся особых умений и компетенций, необходимых для социально-профессионального выбора. Образовательная система профориентации реализуется в результате межинституционального взаимодействия организаций и предприятий через:
сетевое сотрудничество (организация для школьников профессиональных проб или программ полипрофессионального обучения) с участием профессиональных образовательных организаций;
межведомственное взаимодействие организаций, решающих профориентационные задачи;
государственно-частное партнерство, участие заинтересованных предприятий в сотрудничестве с образовательными организациями.
Региональная система образования носит интегральный характер, где самоопределение является одновременно целевым ориентиром федеральных государственных образовательных стандартов и внеучебной деятельности. Вместе с тем она дополняется спецификой по содержанию, формам и организации, которые отражают подготовку обучаемых к будущей профессиональной жизнедеятельности и выражаются парадигмой системы профессионального самоопределения для профессионального выбора.
Региональная парадигма системы формирования у детей и молодежи профессионального самоопределения для профессионального выбора выражается следующими основными структурно-содержательные конструктами:
центры профориентации обеспечивают профконсультирование, профессиональную навигацию, подготовку и тиражирование информационно-аналитических и методических материалов, организационно-методическое, информационное сопровождение деятельности образовательных организаций;
взаимодействие общеобразовательных организаций с профессиональными образовательными организациями и работодателями (постоянное функционирование открытых площадок для обсуждения
профессионально значимых вопросов;
организация многообразия коммуникаций для основных субъектов профессионального выбора по вопросам профессионального обучения и профессионального карьерного роста;
условия для проведения профессиональных проб обучаемыми);
профильные школы и классы (подготовка личности к самоопределению в рамках определенной образовательной области, ориентированных на различные сферы производства; организация профильной проектной деятельности и профессиональных проб);
интеграция общего и дополнительного образования (реализация целостной программы урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающей систематическое вовлечение и деятельностное погружение школьников в проектную и поисковую практико-ориентированную работу);
образовательная область "Технология" (формирование у обучаемых представления о потребностях региона в кадрах, об основных группах профессий и ведущих в них технологиях; содействие формированию у обучаемых понимания и представления о своих образовательных возможностях и индивидуальных психологических особенностях; понимание ими социально экономической неопределенности и своего профессионального будущего);
дополнительное образование детей (реализация предпрофессиональных и профессиональных проб через вовлечение детей в проектную, исследовательскую и созидательную деятельность; реализация метапредметного содержания основных общеобразовательных программ; вовлечение в образовательный процесс научных, производственных, творческих сообществ);
система региональных мероприятий (содействие формированию у детей и молодежи мотивации на выбор профессии);
профессионально-образовательное информирование (широкое обеспечение детей и родителей многообразием источников Информации для ориентации в профессионально значимом пространстве).
Парадигма предусматривает упорядочивание профессионально значимой среды и межинституционального партнерства в профориентационной работе.
Базовым принципом региональной парадигмы системы сопровождения профессионального самоопределения для профессионального выбора являются:
направленность на формирование субъектной активности обучающихся;
непрерывность и последовательность процессов сопровождения детей и молодежи в формировании профессионального самоопределения для профессионального выбора;
практико-ориентированный характер процессов профессионального самоопределения;
доступность профориентационных услуг;
государственная координация функционирования региональной системы профессионального самоопределения для профессионального выбора.
Формирование профессионального самоопределения детей и молодежи является непрерывным процессом и осуществляется на всех стадиях образования: дошкольные образовательные организации в процессе реализации программ воспитания осуществляют психолого-социальную ориентацию детей, проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда, формированию представлений о мире профессий, развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки, формируют мотивацию и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. Содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, включая социально-коммуникативное развитие, которое направлено в том числе на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Таким образом, дошкольные образовательные организации являются первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях; образовательные организации начального общего, основного общего, среднего общего образования и общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, совместно с организациями здравоохранения на основе государственных стандартов и нормативов проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу, учитывая местные условия и интересы обучающихся.
Начальное общее образование обеспечивает выработку первоначальных трудовых навыков, формирование позитивного отношения к профессионально трудовой деятельности, развитие интереса к миру профессий. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках учебного предмета "Технология" должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования также предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлений о сферах трудовой деятельности и о значении труда в жизни человека.
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Основное общее образование условно можно разделить на два этапа. В 5-7-х классах основными задачами становятся формирование успешного опыта достижения результатов от продуктивной деятельности, использование потенциала учебных предметов для вовлечения детей в проектную деятельность, приобщение к созданию полезного продукта в результате практической деятельности. В 8-9-х классах необходимо создавать условия для проявления образовательных и профессиональных интересов обучающихся, возможности сделать первичный профессиональный выбор, формирования умений соотносить собственные притязания и склонности с социальными, экономическими и общественными интересами, обеспечить помощь в планировании личной профессиональной перспективы.
Среднее общее образование с позиции профориентации должно обеспечить обучающимся образовательную среду, которая позволит использовать профессиональный потенциал профильных учебных предметов, активно участвовать в продуктивной, социально значимой, преобразовательной деятельности и функционально-ролевом профессиональном проживании через участие в профессиональных пробах, проектировать образовательно-профессиональный маршрут;
среднее профессиональное образование должно создать условия для приобщения к самоанализу и уточнению личностного смысла выбранной специальности; формирование трудовой самостоятельности, профессионального самообразования и саморазвития.
Профессиональная ориентации в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующей мотивации к осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда - одна из основных задач образовательных организаций всех типов, которая входит в круг обязанностей педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием, также соответствующих организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением.
Система профессионального самоопределения детей и молодежи в параметрах парадигмы, отражающей современные запросы, ориентирована на достижение главной цели: компетентностная подготовка детей и молодежи к субъектному профессиональному выбору и непрерывному профессиональному развитию в условиях быстрых технико-технологических изменений, а основной задачей для достижения цели является обеспечение высокой эффективности и качества ее функционирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.