Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Региональная система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Цели работы по профориентации и профессиональному самоопределению обучающихся отражают структурную специфику системы, обуславливающую оптимальность ее функционирования в современных условиях.
Основные направления деятельности по реализации целей отражают организационно-содержательные конструкты системы, определяющие ее парадигмальное соответствие.
Базовые показатели отражают уровень функционирования системы и соответствие ее развития в парадигмальных параметрах.
Цель 1: сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.
Основные направления деятельности:
организационно-педагогическое обеспечение: договоры организаций общего образования с предприятиями, профессиональными образовательными организациями о сотрудничестве в профориентационной деятельности; примерное положение о кабинетах профориентации;
информационно-методическое обеспечение: сценарные разработки уроков и мероприятий по профориентации;
профориентационные образовательные события: вовлечение учащихся в конкурсные мероприятия;
участие детей 8-11-х классов в циклах уроков "ПроеКТОриЯ";
система организации профессиональных проб, мастер-классов, профориентационных игр, экскурсий, региональные чемпионаты JuniorSkills и WorldSkills и региональные конкурсные мероприятия профориентационной направленности;
повышение компетентности педагогических и руководящих работников региональной системы образования по сопровождению обучающихся в профессиональном самоопределении: модульная модель повышения квалификации формирования дополнительных компетенций;
взаимодействие с родителями: система мероприятий с участием родителей (законные представителей) обучающихся, ознакомление с информационными источниками, вовлечение в деятельность по организации профессиональных проб.
Базовые показатели:
наличие программ по профориентационной деятельности в муниципальных образованиях (образовательных организациях);
наличие кабинетов профориентации в образовательных организациях;
доля образовательных организаций общего и дополнительного образования, имеющих договоры с производством и организациями профессионального образования по профориентации;
доля обучающихся, принявших участие в цикле уроков "ПроеКТОриЯ" доля обучающихся принявших участие (с учетом всех этапов) в конкурсах JuniorSkills и WorldSkills;
доля педагогических работников, повысивших квалификацию по проблемам профессионального самоопределения обучающихся.
Цель 2: осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями и предприятиями.
Основные направления деятельности:
системная функциональная деятельность межведомственного Совета по профориентации;
реализация Программы "Инженерные классы в Республике Дагестан" в региональной образовательной системе;
развитие процессов создания сообществ педагогов общего и дополнительного образования детей по взаимодействию в развитии образовательных практик профессионального самоопределения детей;
создание единого информационного порвала о региональном рынке труда, атласа перспективных профессий в региональной экономике;
развитие моделей сетевого взаимодействия организаций общего образования с профессиональными образовательными организациями, в том числе высшего образования, и производством по профессиональному самоопределению обучающихся.
Базовые показатели:
качественные и количественные тенденции компетентностных заявок на региональные конкурсы молодых профессионалов;
отношение численности образовательных организаций общего образования, реализующих взаимодействие (включая сетевое) по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, с организациями профессионального образования, дополнительного образования детей и предприятиями к общей численности общеобразовательных организаций;
доля численности обучающихся 9-11-х классов, прошедших профессиональные пробы в профессиональных образовательных организациях и на производстве.
Цель 3: проведение ранней профориентации.
Основные направления деятельности:
реализация проекта "Билет в будущее" (5-11-е классы);
организация дополнительного образования детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.
Базовые показатели:
доля обучающихся 5-11-х классов, принявших участие в проекте "Билет в будущее";
удельный вес дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, имеющих структуры дополнительного образования детей;
доля детей от 5 до 8 лет, охваченных дополнительным образованием.
Цель 4: проведение профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Основные направления деятельности:
нормативно-правовое и организационно-содержательное обеспечение: формирование региональной модели и подходов к развитию среды профориентации детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ;
развитие инфраструктуры образовательных организаций, межуровневого и межведомственного взаимодействия (выделение базовых профессиональных организаций, обеспечивающих поддержку, функционирование и развитие инклюзивного образования; организация консультативной системы по профориентации и содействию трудоустройства детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ;
организация для них профессиональных проб в системе дополнительного образования детей);
методическое и информационное обеспечение (информационная платформа по профессиональному обучению детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ);
развитие дистанционных образовательных программ профориентации и дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ;
формирование базы данных вакантных рабочих мест для молодежи с ОВЗ и инвалидов;
развитие квалификации педагогических работников общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования по формированию у детей-инвалидов и у обучающихся с ОВЗ компетенций для профессионального выбора;
общественно-социальное вовлечение студентов-волонтеров для оказания помощи лицам с инвалидностью в выборе профессиональной образовательной организации;
организация и проведение чемпионатов, конкурсов, соревнований по профессиональному мастерству и личностным достижением лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Базовые показатели:
доля детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, прошедших профессиональную пробу в образовательных организациях или на производстве;
доля организаций среднего профессионального образования, обладающих возможностью реализации программ профессионального инклюзивного образования;
доля педагогических работников региональной системы образования, получивших дополнительные компетенции для работы с детьми-инвалидами и обучающихся с ОВЗ;
динамика и тенденции реализации дистанционных программ по профориентации; дополнительному образованию детей для лиц с ОВЗ;
удельный вес детей и молодежи с ОВЗ, принявших участие в мероприятиях по профессиональному мастерству.
Цель 5: формирование у обучающихся потребности к выбору профессии.
Основные направления деятельности:
развитие региональной системы конкурсов проектной деятельности обучающихся и специальных олимпиад, профориентационных мероприятий;
адресное комплектование контингентом профессиональных образовательных организаций, в том числе высшего образования, через развитие процессов целевого направления обучающихся и дополнительные баллы к результатам ЕГЭ за особые достижения.
Базовые показатели:
удельный вес выпускников общеобразовательных организаций, получивших целевое направление для обучения в организациях профессионального образования;
доля обучающихся 7-11-х классов, принявших участие в конкурсах проектов от муниципального уровня и выше;
уровни готовности выпускников 9-х и 11-х классов к профессиональному выбору;
образования, создания практик разработки и реализации целостных программ согласно федеральным государственным образовательным стандартам;
обеспечение повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения по вопросам сопровождения личностного и профессионального развития обучающихся в профессиональных образовательных организациях;
формирование базы сценарных занятий, мероприятий, уроков по профориентационной тематике;
видеотеки о перспективах развития производственных сфер на основе перспектив развития региональной экономики.
Цель 6: проведение диагностики способностей и компетенций для продолжения образования и выбора профессии.
Основные направления деятельности:
создание региональной системы центров профессиональной ориентации и диагностики;
функционирование онлайн-платформы проекта "Билет в будущее";
мероприятия профессионально-ориентированного знакомства (система пробных ознакомительных занятий в Кванториумах, IТ - кубах);
ознакомление с элементами профессиональной деятельности на базе профессиональных образовательных организаций, в том числе высшего образования.
Базовые показатели:
доля детей 7-11-х классов, охваченных профессиональной диагностикой и консультированием;
доля детей организаций общего образования, охваченных пробными ознакомительными профессиональными занятиями в высокотехнологичных структурах дополнительного образования детей, в профессиональных образовательных организациях, в том числе высшего образования;
уровень доступности профессиональной диагностики детям 7-11-х классов.
Цель 7: осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации.
Основные направления деятельности:
формирование методической базы отраслевых моделей профессиональной ориентации;
развитие и реализация общеобразовательных программ дополнительного образования детей, разработанных на основе эко-системного подхода;
развитие процессов профильной ориентации в функционировании организаций общего образования;
создание сообществ педагогов дополнительного образования детей и общего образования для решения проблем интеграции общего дополнительного образования, создания практик разработки и реализации целостных программ согласно федеральным государственным образовательным стандартам;
обеспечение повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения по вопросам сопровождения личностного и профессионального развития обучающихся в профессиональных образовательных организациях;
формирование базы сценарных занятий, мероприятий, уроков по профориентационной тематике; видеотеки о перспективах развития производственных сфер на основе перспектив развития региональной экономики.
мероприятия профессионально-ориентированного знакомства (система пробных ознакомительных занятий в Кванториумах, IТ - кубах);
ознакомление с элементами профессиональной деятельности на базе профессиональных образовательных организаций, в том числе высшего образования.
Базовые показатели:
доля детей 7-11-х классов, охваченных профессиональной диагностикой и консультированием;
доля детей организаций общего образования, охваченных пробными ознакомительными профессиональными занятиями в высокотехнологичных структурах дополнительного образования детей, в профессиональных образовательных организациях, в том числе высшего образования;
уровень доступности профессиональной диагностики детям 7-11-х классов.
Цель 8: обеспечение информированности обучающихся об особенностях сфер профессиональной деятельности.
Основные направления деятельности:
создание навигационной платформы по вопросам современных технологий различных сфер профессиональной деятельности региона, актуальным профессиям и профессиям будущего, компетенциям; маршрутам знакомства с производством и возможностями получения профессии;
формирование опыта педагогической деятельности по реализации в организациях общего образования образовательной области "Технология" в рамках сетевой модели.
Базовые показатели:
наличие региональной платформы востребованных и перспективных профессий по отраслям экономики;
наличие навигатора регионального рынка труда;
доля сетевых программ образовательной области "Технологии" в общеобразовательных организациях.
Цель 9: содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации, в том числе высшего образования.
Основные направления деятельности:
поддержка и развитие конкурсов детей и молодежи на получение премии Главы Республики Дагестан за успехи в обучении и творческую деятельность;
наличие единой информационно-справочной системы: куда пойти учиться - региональные возможности;
реализация постоянно действующих профориентационных площадок, в том числе в онлайн-формате, встреч субъектов профориентации (родителей, обучающихся, работодателей, представителей власти и общественности).
Проведение региональных форумов-презентаций организаций профессионального образования.
Базовые показатели:
количество выпускников общеобразовательных организаций, имеющих портфолио по выбранному профессиональному направлению к общей численности выпускников;
наличие регулярно действующих площадок в муниципальных образованиях для проведения встреч субъектов профориентации, в том числе в онлайн-формате;
количество выпускников общеобразовательных организаций, участвовавших в региональных форумах-презентациях профессиональных образовательных организаций;
доля абитуриентов профессиональных образовательных организаций, поступивших по целевому приему;
тенденции и динамика поступления выпускников общеобразовательных организаций как победителей олимпиад и конкурсов;
показатели (данные) основных мотивов выпускников общеобразовательных организаций в выборе профессии.
Цель 10: удовлетворение потребностей в кадрах на основе анализа рынка труда региона.
Основные направления деятельности:
развитие процессов взаимодействия производства и системы образования в реализации региональной программы "Инженерные классы в Республике Дагестан";
реализация эко-системной модели функционирования дополнительного образования детей: развития сетевых форматов взаимодействия с производством и творческими организациями;
организация участия производственных и других сообществ в планировании содержания программ и их реализации;
развитие проектно-деятельностных форматов организации летнего отдыха детей;
наличие ознакомительной онлайн-платформы "Региональный рынок труда".
Базовые показатели:
тенденции и количественные показатели наличия образовательных сообществ "образовательная организация - предприятие", принимающих участие в реализации дополнительного образования детей;
количественные тенденции открытия и функционирования загородных центров (специальных смен) творческого развития детей и молодежи;
количественные тенденции участия детей в региональной программе "Инженерные классы в Республике Дагестан";
количественные тенденции участия детей в проектно-конкурсные мероприятиях, проводимых субъектами экономического сектора.
Цель 11: развитие конкурсного движения профориентационной направленности.
Основные направления деятельности:
регулярное проведение проектных сессий на базе центра "Альтаир" для детей Республики Дагестан совместно с Дагестанским государственным университетом народного хозяйства;
развитие региональной конкурсной системы различных номинаций; внедрение дистанционных технологий для формирования проектных
коллективов (в случае реализации проектов обучающимися из различных муниципальных образований).
Базовые показатели:
доля обучающихся организаций общего и среднего профессионального образования, охваченных конкурсными мероприятиями;
количественные показатели распределения детей в конкурсные мероприятиях по направлениям дополнительного образования;
количественные показатели охвата детей дистанционными коммуникациями в проектной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.