г. Краснодар |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А32-47305/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - автономной некоммерческой организации "Стандарты социального питания" (ИНН 2320980345, ОГРН 1122300000217) - Карницкой С.В. (доверенность от 27.12.2017), Новицкого А.В. (доверенность от 24.07.2018 N 13-Д), от заинтересованного лица - Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи (ИНН 2320126863, ОГРН 1052311674854) - Большаковой В.М. (доверенность от 17.07.2018 N 6), Черненко А.С. (доверенность от 17.07.2018 N 7), в отсутствие в судебного заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления по образованию и науке Администрации города Сочи (ИНН 2320052509, ОГРН 1022302947248), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Стандарты социального питания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2018 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-47305/2017, установил следующее.
Автономная некоммерческая организация "Стандарты социального питания" (далее - организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате города-курорта Сочи (далее - Контрольно-счетная палата, административный орган) о признании недействительным представления от 12.09.2017 N 01-11/627 в части пунктов 29 (страница 5), 19 - 22 (страница 7).
Решением суда первой инстанции от 30.01.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.04.2018, в удовлетворении заявленных организацией требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что представление от 12.09.2017 N 01-11/627 в части обжалуемых пунктов является законным и обоснованным.
В кассационной жалобе организация просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, организация является получателем субсидии из бюджета города Сочи, выделенной для финансового обеспечения деятельности организации по реализации мероприятий, связанных с организацией питания в муниципальных образовательных учреждениях города Сочи, в порядке, утвержденном администрацией города Сочи.
Главным распорядителем средств бюджета города Сочи, осуществляющим определение объема и условий предоставления субсидии на организацию питания в муниципальных образовательных учреждениях города Сочи, является Управление по образованию и науке администрации города Сочи (далее - Управление).
На основании поступившего в административный орган обращения Главы города Сочи от 02.06.2017 N 6246/07-02-23 о проведении проверки хозяйственной деятельности организации в связи с поступившей из правоохранительных органов информации о фактах нарушения расходования бюджетных средств Контрольно-счетная палата провела плановую выездную проверку организации.
В ходе проведения проверки выявлены допущенные заявителем нарушения при использовании субсидии для финансового обеспечения своей деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления административным органом в адрес Управления представления от 12.09.2017 N 01/11-627, согласно пункту 29 которого по итогам работы лагерей организация начислила и выплатила премию сотрудникам в декабре 2016 года в размере 2 234 953 рублей 43 копеек, что является необоснованным списанием бюджетных средств, поскольку период работы лагерей с 06.06.2016 по 27.07.2016, соответственно, основания на выплату премии в декабре отсутствуют.
Кроме того, согласно указанному представлению необходимо возместить в доход бюджета города Сочи переплаченную заработную плату сотрудникам организации за счет средств бюджета города Сочи в размере 363 292 рублей 90 копеек и представить подтверждение в административный орган (пункт 19); возместить в доход бюджета города Сочи неправомерно начисленную и выплаченную заработную плату сотруднику организации за счет средств бюджета города Сочи в размере 11 тысяч рублей и представить подтверждение в административный орган (пункт 20); возместить в доход бюджета города Сочи необоснованно начисленные и уплаченные за счет средств бюджета города Сочи страховые взносы с заработной платы сотрудников организации в размере 351 639 рублей 39 копеек и представить подтверждение в административный орган (пункт 21); возместить в доход бюджета города Сочи расходы организации в размере 23 809 рублей 50 копеек за необоснованно завышенную цену на пакеты майка "Мерседес" и представить подтверждение в административный орган.
Организация, не согласившись с представлением административного органа от 12.09.2017 N 01/11-627 в указанной части, обратилась в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи 266.1 Кодекса органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты.
Суды установили, что в данном случае контрольные мероприятия проводились в части соблюдения порядка определения объема и условий предоставления субсидии и использования средств, полученных организацией в виде субсидии.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 29 оспариваемого в рамках настоящего дела представления не затрагивает сферу имущественных прав организации, так как данное нарушение отражено в разделе представления, содержащего сведения о выявленных нарушениях, без требования о возмещении спорных денежных средств.
Суды указали, что данный пункт представления фактически содержит информацию о нарушении, на которое Управлению, как главному распорядителю бюджетных средств, необходимо обратить внимание в целях принятия соответствующих мер и предотвращения подобных нарушений в дальнейшем.
Кроме того, при вынесении судебных актов суды пришли к выводу о том, что содержание пункта 29 представления обусловлено перечислением субсидии, предусмотренной в муниципальной программе города Сочи "Дети Сочи", утвержденной Постановлением администрации города Сочи от 21.10.2015 N 3003, где исполнителем (получателем субсидии) является Управление.
Суды установили, что предоставление субсидий на организацию работы лагерей (дневного и труда и отдыха) включает в себя расходы на питание и расходы на организацию питания.
Судами установлено, что фактически на момент проведения проверки в муниципальном образовании отсутствовал муниципальный правовой акт, определяющий нормы финансовых затрат на организацию питания в лагерях. Также не определены категории работников, участвующих в организации питания в лагерях.
При расчете суммы субсидии на заработную плату работников организации Управление ссылалось на применение по аналогии решения Городского Собрания Сочи от 16.10.2007 N 207 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи" в связи с отсутствием муниципального правового акта города Сочи, утверждающего нормы оплаты труда работников организации, и с учетом того, что и организация и муниципальные учреждения города Сочи являются некоммерческими организациями.
Вместе с тем суды установили, что фактически за работу в лагерях заработная плата начислена и выплачена работникам организации без соблюдения аналогии с указанным решением Городского Собрания Сочи от 16.10.2007 N 207.
Суды установили, что премия выплачена работникам организации по итогам работы в лагерях по истечении 6 месяцев с момента окончания работы лагерей, тогда как сумма субсидии на организацию лагерей перечислена в полном объеме (5 896 400 рублей) в соответствии с графиком перечисления субсидий в срок до 25.07.2016. Таким образом, Управление своевременно обеспечило финансирование на выплату заработной платы.
Оценив фактические обстоятельства в совокупности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что требование контролирующего органа к Управлению о необоснованности выплаты заявителем премии сотрудникам после завершения мероприятий и программ, на которые выделялись бюджетные средства, непосредственно прав и обязанностей заявителя не нарушает, поскольку не предусматривает возврата указанных средств в бюджет.
В части пунктов 19 - 21 представления от 12.09.2017 N 01-11/627 суды установили следующее.
В представленных Управлением и организацией замечаниях к акту проверки от 01.08.2017, составленному по результатам контрольного мероприятия, по указанным обстоятельствам даны соответствующие пояснения. Организацией представлены бухгалтерские справки, содержащие исправления начисленной заработной платы за 2016 год, с произведенными в 2017 году исправительными проводками по состоянию на 31.01.2017.
При рассмотрении акта проверки Управление и организация фактически согласились с допущенными нарушениями и представили бухгалтерские справки, содержащие соответствующие исправления.
В письме от 16.11.2017 N 01-20/10758 Управление подтвердило перерасчет субсидии и сообщило, что изменения в Соглашение о предоставлении субсидии в 2017 году будут внесены после внесения изменений в муниципальную программу "Развитие отрасли "Образование" города Сочи".
Согласно представленным в материалы дела документам, по факту начисления заработной платы в 2016 и 2017 годах организацией 23.01.2018 представлена информация о том, что согласно дополнительному соглашению от 21.12.2017 к Соглашению от 09.01.2017 N 184 расчетная сумма по заработной плате уменьшена, в том числе и на суммы допущенных ошибок по начислению страховых взносов на заработную плату в фонды и суммы, отраженные в бухгалтерских справках по состоянию на 31.01.2017.
Управление, как главный распорядитель бюджетных средств, не предоставило документального несогласия с исправительными проводками организации.
Таким образом, учитывая, что фактически нарушения в период проведения проверки устранены частично, административный орган правомерно включил указанные пункты в представление с целью устранения выявленных нарушений, ввиду отсутствия подтверждения их своевременного устранения в полном объеме.
Относительно пункта 22 представления от 12.09.2017 N 01-11/627 суды указали следующее.
Организацией закуплены пакеты по цене 5,05 руб./шт. В ходе проведения проверки Контрольно-счетная палата пришла к выводу о том, что указанная цена товара является завышенной.
В свою очередь в замечаниях и пояснениях на акт от 01.08.2017 по результатам контрольного мероприятия от Управления и организации какие-либо пояснения о причинах необоснованного завышения цены на пакеты майка "Мерседес" и осуществлении их поставки на сумму 23 809 рублей 50 копеек отсутствуют.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители контролирующего органа дополнительно пояснили, что в ходе анализа рыночных цен установлен факт приобретения пакетов по завышенным ценам без достаточного документального обоснования.
При этом организация не представила доказательств, свидетельствующих об отсутствии перерасхода денежных средств и опровергающих выводы Контрольно-счетной палаты о завышении стоимости указанного товара.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых в рамках настоящего дела пунктов представления от 12.09.2017 N 01-11/627.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 по делу N А32-47305/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.