г. Краснодар |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А18-1077/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Юг-Строй" (ИНН 0602079520, ОГРН 1020601370690) - Амхадова С.М. (доверенность от 10.11.2017), в отсутствие ответчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (ИНН 0602000696, ОГРН 1030600281590), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юг-Строй" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Сулейманов З.М., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А18-1077/2017, установил следующее.
ООО "Юг-Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее - министерство) о взыскании 42 495 921 рубля задолженности за выполненные строительные работы и поставку технологического оборудования по государственным контрактам, 8 903 697 рублей 21 копейки неустойки по государственному контракту от 19.12.2012 за период просрочки с 31.12.2014 по день вынесения решения, а также 2 611 384 рублей 58 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами по государственным контрактам поставки за период с 24.03.2015 по день вынесения решения, 300 тыс. рублей расходов на представителя (уточненные требования).
Решением суда от 29.12.2017 (с учетом исправительного определения от 18.01.2018), исковые требования удовлетворены частично. С министерства в пользу общества взыскана задолженность в размере 42 495 921 рубль, неустойка в размере 8 903 697 рублей 21 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 611 384 рублей 58 копеек, расходы на услуги представителя в размере 20 тыс. рублей, а всего взыскано 54 031 002 рубля 79 копеек.
Постановлением апелляционного суда от 29.05.2018 решение от 29.12.2017 отменено в части взыскания с министерства задолженности по государственным контактам на поставку технологического оборудования в размере 12 265 220 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами по государственным контактам на поставку технологического оборудования в размере 2 611 384 рублей 58 копеек и расходов на услуги представителя в размере 20 тыс. рублей. В указанной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 29.05.2018 и оставить в силе решение суда от 29.12.2017. Податель жалобы указывает, что министерство нарушило свои обязательства по контракту. По результатам поставки товара ответчик отказался подписывать акт без объяснения причин такого отказа.
Суд апелляционной инстанции нарушил общий процессуальный срок рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании протокола запроса котировок общество (поставщик) и министерство (заказчик) заключили следующие сделки, предметом которых является снабжение объекта государственного заказа "Школа на 540 мест в с. п. Долаково Назрановского района Республики Ингушетия":
- государственный контракт от 13.05.2013 N 09/13-ОБ на поставку технологического оборудования (мебели) на сумму 8 456 309 рублей;
- государственный контракт от 15.04.2013 N 06/13-ОБ на поставку технологического оборудования (кинотехнологии) на сумму 461 683 рубля;
- государственный контракт от 23.04.2013 N 07/13-ОБ на поставку технологического оборудования (офисной техники и электроники) на сумму 699 081 рубль;
- государственный контракт от 15.04.2013 N 03/13-ОБ на поставку технологического оборудования (электрооборудования) на сумму 345 тыс. рублей;
- государственный контракт от 15.04.2013 N 04/13-ОБ на поставку технологического оборудования (спортивного инвентаря) на сумму 292 696 рублей;
- государственный контракт от 15.04.2013 N 05/13-ОБ на поставку технологического оборудования (музыкальных инструментов) на сумму 331 тыс. рублей;
- государственный контракт от 13.05.2013 N 10/13-ОБ на поставку технологического оборудования (медицинская и лабораторная мебель) на сумму 287 646 рублей;
- государственный контракт от 13.05.2013 N 11/13-ОБ на поставку технологического оборудования (кухонной мебели) на сумму 589 827 рублей;
- государственный контракт от 23.04.2013 N 08/13-ОБ на поставку технологического оборудования (медицинского и лабораторного оборудования) на сумму 673 759 рублей;
- государственный контракт от 15.04.2013 N 06/13-ОБ на поставку технологического оборудования (сантехнических приборов) на сумму 128 219 рублей.
По условиям названных сделок поставщик обеспечивает заказчика необходимым товаром, обусловленным контрактом и техническим заданием к контракту, согласно приложению к контракту, являющемуся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 5.1.12 контрактов в день поставки поставщик представляет заказчику надлежаще заверенные копии: сертификата соответствия на каждый вид оборудования (комплектующие изделия); регистрационного удостоверения Министерства здравоохранения Российской Федерации на каждое оборудование; копию санитарно-эпидемиологического заключения в случае его выдачи надзорным органом во исполнение норм и требований действующего законодательства Российской Федерации. При этом приемка поставленного товара осуществляется только после предоставления указанных документов. В случае частичного или полного неисполнения указанного настоящим пунктом обязательства представитель заказчика приемку товара не производит. В течении трех дней поставщик обязан передать представителю недостающую сопроводительную документацию.
Заказчик обязан принять товар от поставщика согласно условиям договора, получив товар, подтвердить получение товара (пункты 5.2.2 и 5.2.3 контрактов).
В соответствии с пунктом 5.2.1 контрактов заказчик обязан произвести оплату за поставку товара в соответствии с пунктом 4.3 контрактов.
В пункте 4.3 контрактов стороны установили, что оплата товара производится в безналичном порядке по факту поставки товара на основании счета-фактуры, товарно-транспортной накладной (товарной накладной), акта приема-передачи и других обязательных документов, подтверждающих качество товара.
Претензией от 23.02.2015 общество сообщило министерству о поставке и установке оборудования и мебели. Однако министерство оплату не произвело. Претензия общества с требованием оплатить задолженность оставлена министерством без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу части 5 статьи 454 Гражданского кодекса к договорам поставки товаров для государственных нужд применяются положения параграфа 1 главы 30 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено правилами указанного Кодекса об этом виде договора.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным потреблением. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (пункт 1 статьи 516 названного Кодекса).
В силу статьи 513 Гражданского кодекса покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Согласно пункту 1 статьи 523 Гражданского кодекса односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в частности, в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (пункт 2 статьи 523 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (пункт 2 статьи 525 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истец не доказал поставку товара в точном соответствии с условиями контрактов и техническим заданием, апелляционный суд правомерно частично отказал в удовлетворении иска. При этом, общество не представило надлежащих доказательств опровергающих данный вывод апелляционного суда и подтверждающих поставку товара соответствующего предмету контрактов (акты приемки, на которые ссылается истец, не соответствуют перечню и характеристикам подлежащего поставке товара), о проведении судебной экспертизы не заявлено.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А18-1077/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.