г. Краснодар |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А25-235/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании истца - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаева Сайталы Аттаевича (ИНН 090602326127, ОГРНИП 304090609800034), ответчика - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901024381, ОГРН 1030900709245), третьего лица - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0917012790, ОГРН 1080917004860), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2018 (судья Миллер Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 (судьи Макарова Н.В., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А25-235/2017, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чотчаев Сайталы Аттаевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство сельского хозяйства) 403 871 рубля задолженности по соглашению о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств от 25.07.2014 (далее - соглашение).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство финансов).
Решением суда от 21.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2018, требования удовлетворены со ссылкой на ненадлежащее исполнение министерством сельского хозяйства обязанностей, возложенных на него соглашением.
Определением от 29.06.2018 суд разъяснил министерству сельского хозяйства, что взыскание денежных средств по решению суда от 21.02.2018 по делу N А25-235/2017 и выданному на основании решения суда исполнительному листу должно осуществляться с Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в лице министерства сельского хозяйства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство сельского хозяйства с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что предприниматель ненадлежаще исполняет предусмотренные соглашением обязательства, в частности, представляет отчетность с нарушением требований и не создал предусмотренные данные соглашением постоянные рабочие места (не менее 3, но не более 15).
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель и министерство финансов не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2012 N 258 "Об утверждении Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Порядок N 258) и в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа), утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2014 N 129, в целях поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств и увеличения производства и сбыта животноводческой продукции между предпринимателем и министерством сельского хозяйства заключено соглашение.
По условиям данного соглашения министерство сельского хозяйства предоставляет получателю бюджетные средства на развитие семейных животноводческих ферм - грант в размере 1 130 650 рублей, в т. ч. 701 тыс. рублей - из федерального бюджета, 429 650 рублей - из республиканского бюджета (пункты 1.1 - 1.2 соглашения).
Получатель гранта обязуется обеспечить целевое использование денежных средств и предоставить отчетность об их целевом использовании в письменной форме с приложением подтверждающих документов первичной бухгалтерской отчетности в срок, не превышающий 18 календарных месяцев с момента получения денежных средств; осуществлять деятельность по ведению крестьянского фермерского хозяйства не менее пяти лет с момента получения гранта; создать не менее 3 и не более 15 рабочих мест; предоставлять ежеквартально отчетность о хозяйственной деятельности крестьянского фермерского хозяйства по форме, согласно приложению к соглашению (пункт 1.4 соглашения).
Соглашение вступает в силу со дня выплаты денежных средств получателю и действует пять полных календарных лет (из расчета 365 дней в году), а в части выполнения обязательств получателем - до полного выполнения обязательств по соглашению (пункт 3.1 соглашения).
Министерство сельского хозяйства исполнило свои обязательства по предоставлению гранта не в полном объеме, перечислив предпринимателю лишь 726 779 рублей (701 тыс. рублей - из федерального бюджета, 25 779 рублей - из республиканского бюджета), что подтверждено платежными поручениями от 07.08.2014 N 270031 и от 31.12.2014 N 542251.
Предприниматель направил в министерство сельского хозяйства претензию о погашении образовавшейся задолженности.
Министерство сельского хозяйства оставило претензию предпринимателя без удовлетворения.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с министерства 403 871 рубля задолженности по соглашению.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили исковые требования предпринимателя, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях поддержки семейных животноводческих ферм, развития крестьянских (фермерских) хозяйств и увеличения производства и сбыта животноводческой продукции Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердило Порядок N 258, который регламентирует процедуру и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в рамках реализации Программы.
В силу пункта 2 Порядка N 258 гранты предоставляются из республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных Карачаево-Черкесской Республике на софинансирование расходных обязательств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм".
Пунктами 3 и 5 Порядка N 258 установлено, что гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе по итогам конкурса по отбору участников Программы. Организатором проведения конкурсного отбора претендентов на получение грантов является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с пунктами 18 и 19 Порядка N 258 министерство в срок не более 15 дней с момента принятия решения конкурсной комиссией согласно сводному реестру, сформированному в соответствии с пунктом 15 Порядка N 258, составляет заявки на предоставление объемов финансирования и реестр разассигнований в разрезе получателей грантов и представляет их в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики для перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета. Министерство в срок не более 5 рабочих дней с даты поступления денежных средств на лицевой счет составляет заявку на кассовый расход по каждому получателю гранта для перечисления денежных средств получателям грантов на счета, открытые ими в банковских организациях.
Таким образом, выделение субсидии обусловлено возникновением сложного юридического состава, включающего наличие властно-распорядительных полномочий и гражданско-правовых отношений, возникающих на базе властно-распорядительных функций в виде заключенного между сторонами соглашения о предоставлении субсидии в рамках целевой программы.
Суды установили, что в рамках соглашения министерство сельского хозяйства обязалось предоставить предпринимателю 1 130 650 рублей на развитие семейных и животноводческих ферм, однако исполнило данное соглашение лишь в части, перечислив на счет предпринимателя 726 779 рублей, из которых 701 тыс. рублей - из федерального бюджета, 25 779 рублей - из республиканского бюджета.
Поскольку соглашение является действующим и участниками сделки не расторгнуто, а основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств у министерства сельского хозяйства отсутствуют, однако министерство в добровольном порядке не исполнило обязательства в полном объеме, суды обосновано взыскали в пользу предпринимателя 403 871 рубль задолженности по соглашению.
Суды обосновано отклонили доводы министерства сельского хозяйства о нарушении предпринимателем условий предоставления гранта (в частности, непредставление отчетности и документов, подтверждающих создание трех рабочих мест) верно указав, что предметом спора в рамках настоящего дела является взыскание с министерства сельского хозяйства неоплаченной задолженности по соглашению. Министерство сельского хозяйства не заявило встречный иск к предпринимателю о возврате денежных средств в связи с неисполнением предпринимателем условий соглашения.
Суды учли, что предприниматель представил в материалы дела доказательства надлежащего исполнения обязательств по соглашению, в том числе отчетов от 01.10.2014 и от 01.01.2017 о целевом расходовании гранта, актов закупок сельскохозяйственных животных.
При таких обстоятельствах суды обосновано удовлетворили требования предпринимателя.
Документально выводы судов министерство сельского хозяйства не опровергло.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства сельского хозяйства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 по делу N А25-235/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.