г. Краснодар |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А32-4793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Департамента потребительской сферы регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (ИНН 2308041155, ОГРН 1022301217839) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Триумф" (ИНН 2310176110, ОГРН 1142310001217), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Триумф" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2018 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-4793/2018, установил следующее.
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 04.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2018, суд привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса в виде 3 млн рублей. Алкогольная продукция, указанная в протоколе от 21.12.2017 N 13-21/20 об изъятии вещей и документов, направлена на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением департаментом порядка производства по делу об административном правонарушении и отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного департаментом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что материалы дела не содержат доказательства виновности общества в совершении административного правонарушения. Спорная алкогольная продукция закуплена руководством общества в личных целях.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент не представил отзыв на кассационную жалобу.
От департамента поступило ходатайство, подписанное представителем департамента Бахаревой О.М. (доверенность от 30.01.2018 N 19) об отложении рассмотрения дела на другой срок "для представления суду возражения на поданную кассационную жалобу".
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного разбирательства, суд кассационной инстанции в его удовлетворении отказал в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент в ходе проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции на территории Краснодарского края в отношении общества установил факт оборота (предложение к розничной продаже) алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).
В соответствии с протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 21.12.2017, обществом в принадлежащем ему помещении минимаркета "24 часа" на витринах выставлена произведенная и ввезенная на территорию Российской Федерации алкогольная продукция (бутылочная, в тетра-пак упаковке) в полном ассортименте (с оформленными ценниками ООО "Триумф") с целью продажи (ликеры, текила, виски, водка, коньяк, джин, вино и т. д.). Указанная алкогольная продукция маркирована акцизными марками и федеральными специальными марками, при этом документы, подтверждающее качество и легальность розничного оборота алкогольной продукции, в том числе лицензия, общество не представило.
По протоколу изъятия вещей и документов от 21.12.2017 N 13-21/20 спорная алкогольная продукция упакована в 40 картонных коробок, опечатана и изъята с передачей её на ответственное хранение.
Протокол изъятия составлен в присутствии оперуполномоченного отделения N 2 ОЭБиПК УМВД России по г. Краснодару майора полиции, ввиду того, что директор общества умышленно не выполнял требования сотрудников департамента, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, препятствовал составлению протокола осмотра и внесения в него данных об алкогольной продукции, в скором времени от начала производства осмотра директор общества покинул помещение розничной торговли, дав указание сотрудникам не подписывать документы, что послужило основанием для обращения сотрудников департамента в дежурную часть 102 УВД по г. Краснодару.
По факту выявленного нарушения, департамент составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 19.01.2018 N 13-21/20 по части 3 статьи 14.17 Кодекса, и в соответствии со статьей 23.1 Кодекса обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
В соответствии со статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее 3 млн рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа данной продукции (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ). Розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности (пункт 1 и абзац 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также хранение и поставка произведенной продукции, хранение, закупка и поставка как отдельные виды деятельности (статья 18 Закона N 171-ФЗ).
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу протокол об административном правонарушении от 19.01.2018 N 13-21/20, ценники, фототаблицы к протоколу осмотра от 21.12.2017, протокол об изъятии вещей и документов от 21.12.2017 N 13-21/20, видео и аудиоматериалами осмотра и изъятия алкогольной продукции и, установив, что общество в нарушение требований законодательства об обороте алкогольной продукции осуществляло оборот (хранение и розничная продажа) алкогольной продукции без соответствующей лицензии, сделали правильный вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
Довод общества относительно приобретения спорной алкогольной продукции руководством общества в личных целях (для подарочных наборов сотрудникам общества) был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения лицензионных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции установили соблюдение департаментом порядка производства по административному делу.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по делу N А32-4793/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.