г. Краснодар |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А20-3026/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного казенного учреждения Базового республиканского детского социально-реабилитационного центра "Радуга" Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711013543, ОГРН 1030700208340), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Нальчику, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.03.2018 (судья Кочкарова Н.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А20-3026/2016, установил следующее.
Государственное казенное учреждение Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр "Радуга" Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Нальчику (далее - инспекция) утратившей возможность взыскания с учреждения 1 121 084 рублей 17 копеек задолженности перед бюджетом (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
- 3460 рублей 71 копейка - пени по транспортному налогу с организаций;
- 471 288 рублей - земельный налог с организаций в границах городских округов;
- 273 113 рублей 03 копейки - пени по земельному налогу с организаций в границах городских округов;
- 119 173 рубля 18 копеек - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии;
- 13 110 рублей 92 копейки - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии;
- 4298 рублей 09 копейки - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии;
- 11 602 рубля 25 копеек - пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 23 886 рублей 01 копейка - пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 84 рубля 46 копеек - пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 201 067 рублей 52 копейки - пени по налогу на имущество организаций.
Определением от 05.09.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - фонд).
Решением суда от 01.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2018, заявленные требования удовлетворены. Суд признал инспекцию утратившей возможность взыскания с учреждения 1 121 084 рублей 17 копеек задолженности перед бюджетом. Возвратил учреждению из бюджета 6 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы утратой инспекцией возможности для принудительного взыскания указанной задолженности перед бюджетом.
Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.03.2018 и постановление апелляционной инстанции от 29.05.2018, вынести по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что он принял все меры принудительного взыскания имеющейся у учреждения задолженности по страховым взносам.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22.11.2016 N 617-рп ГАУ "Детский санаторно-оздоровительный лагерь "Коммунальник" (далее - "Коммунальник") присоединен 31.05.2017 к учреждению.
До прекращения своей деятельности "Коммунальник" не погасил имеющуюся задолженность по пеням и штрафам по причине недостаточности имущества организации и невозможности их погашения учредителями указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в связи с чем вся кредиторская задолженность от "Коммунальника", после завершения процедуры присоединения, перешла к учреждению.
Инспекция вынесла решения от 17.07.2017 N 1372, 1373, 1267 о взыскании с учреждения 1 393 891 рубля 48 копеек налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процент за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и от 28.08.2017 N 1481 и 1482 о взыскании с учреждения 285 543 рублей 78 копеек налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процент за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Считая, что не соблюдена процедура принудительного взыскания налога, сбора, а также пеней, предусмотренная статьями 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс): требования об уплате налоговых платежей не направлены по местонахождению учреждения, последнее обратилось в суд с заявлением.
Как видно из материалов дела, учреждение заявило об утрате возможности на взыскание по решению инспекции от 17.07.2017 N 1372 с учреждения 3460 рублей 71 копейки пени по транспортному налогу; 471 288 рублей земельного налога с организаций в границах городских округов; 273 113 рублей 03 копеек пени по земельному налогу с организаций в границах городских округов; 119 173 рублей 18 копеек пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии; 13 110 рублей 92 копеек пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии; 4 298 рублей 09 копеек пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии; 11 602 рублей 25 копеек пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 23 886 рублей 01 копейки пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 84 рублей 46 копеек пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и решению от 28.08.2017 N 1482 на взыскание с учреждения 201 067 рублей 52 копеек пеней по налогу на имущество организаций. В отношении остальных сумм в указанных решениях инспекции возражения не заявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов по настоящему делу проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из кассационной жалобы, фонд обжалует судебные акты в части признания инспекции утратившей возможность взыскания с учреждения 119 173 рублей 18 копеек пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии; 13 110 рублей 92 копеек пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии; 4298 рублей 09 копеек пеней на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии; 11 602 рублей 25 копеек пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 23 886 рублей 01 копейки пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 84 рублей 46 копеек пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Таким образом, в остальной части судебные акты судом округа не проверяются.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 243 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Передача полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам, в соответствии с Планом-графиком мероприятий ("дорожная карта"), утвержденным Федеральной налоговой службой N ММВ-23-11/10@ и Правлением Пенсионного фонда России от 15.07.2016 N 2И, производится путем единоразовой выгрузки из базы Пенсионный фонд Российской Федерации в базу Федеральной налоговой службы информации по итогам 2016 года.
Взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 01.01.2017, производится налоговыми органами с меры взыскания, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования.
Из изложенного следует, что данные плательщиков страховых взносов передаются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в налоговые органы при единоразовой выгрузке из базы Пенсионного фонда России в базу Федеральной налоговой службы по итогам 2016 года, включая сведения о задолженности по взносам, при этом взыскание указанной недоимки производится налоговыми органами.
Как следует из материалов дела и подчеркивается в кассационной жалобе, задолженность по страховым взносам возникла в 2009 - 2013 годах, спорные суммы пени начислены на нее в любом случае не позднее 10.03.2015.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - постановление N 820) приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм права следует, что уполномоченный орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания. Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только уполномоченный орган, но и плательщик взносов, в том числе путем подачи в суд заявления о признании недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию. Надлежащим способом защиты является и заявление о признании уполномоченного органа утратившим возможность взыскания задолженности. При этом действующее законодательство не содержит обязанность плательщика взносов до обращения в суд с таким заявлением обжаловать принятые уполномоченным органом в рамках внесудебного взыскания ненормативные акты по мотивам их несоответствия фактической обязанности по уплате взносов.
В ходе судебного разбирательства суд предложил инспекции представить пояснения по периоду образования недоимки, а также документы, подтверждающие взыскание недоимки в бесспорном либо судебном порядке, администрирование недоимки, в том числе недоимки для пени. Однако доказательства принятия мер администрирования оспариваемой задолженности инспекцией в материалы дело не представлено.
В связи с чем, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об утрате инспекцией возможности взыскания с учреждения задолженности по пеням, начисленным в связи с неуплатой страховых взносов.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Довод фонда о том, что им предприняты все меры для принудительного взыскания оспариваемой задолженности, правомерно отклонены судебными инстанциями, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления как в кредитные учреждения, так и в службу судебных приставов постановлений о взыскании с учреждения недоимки по страховым взносам и пеням. Доказательства возбуждения исполнительных производств отсутствуют. Кроме того, из имеющего в материалах дела ответа Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2017 следует, что действующих исполнительных производств о взыскании с "Коммунальника" на исполнении не зарегистрировано.
На основании вышеизложенного судебными инстанциями правомерно удовлетворены заявленные требования.
Основания для удовлетворения жалобы не выявлены.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.03.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А20-3026/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.