В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2022 г. N 149 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Дагестан" и Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 апреля 2016 г. N 103 приказываю:
1. Утвердить доклад по правоприменительной практике Управления охраны объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения за 2022 год.
2. Управлению охраны объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан разместить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан: www.mprdag.ru.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио министра |
А. Умаханов |
Утвержден
приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Республики Дагестан
от 2 марта 2023 г. N 48
Доклад
по правоприменительной практике Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения за 2022 год
Региональный государственный контроль (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный контроль (надзор)) является важнейшим инструментом, направленным на обеспечение экологической безопасности, предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ).
Целью государственного контроля (надзора) является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством обеспечения контроля (надзора) за выполнением соблюдения природоохранного законодательства всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием территорий ООПТ.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны ООПТ, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Информационные системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
- Досудебное обжалование через личный кабинет на портале госуслуг.
- Информационные системы государственного контроля:
- единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ);
- досудебное обжалование через личный кабинет на портале госуслуг;
- информационная система "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
- Информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Министерство) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее ФЗ-248) и Постановлением Правительства Республики Дагестан N 103 от 22.04.2016 г. "О вопросах Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан".
Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности в границах ООПТ.
В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство выполняет следующие функции:
- участвует в реализации региональной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Дагестан;
- участвует в развитии системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Дагестан;
- обращается в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении, в установленном порядке, хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны и использования ООПТ;
- осуществляет в пределах своей компетенции, координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны и использования ООПТ;
- организует и осуществляет государственный контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ.
- участвует в организации обеспечения населения информацией в области особенностей функционирования ООПТ.
а) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом;
б) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.
Проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в следующих видах:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Указанным постановлением установлены ограничения (запрет) на проведение в 2022 году плановых контрольных мероприятий, проверок в отношении юридических и физических лиц, в т.ч. граждан, а также внеплановых контрольных мероприятий, за исключением проверок основанием для проведения которых являются непосредственная угроза либо факт причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан и другие, среди которых отсутствуют основания для осуществления проверочных действий министерством (угроза причинения вреда либо факт причинения вреда окружающей среде).
В связи с чем деятельность отдела ООПТ Управления охраны объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан была ориентирована на проведение контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В целях реализации требований ст. 44 Федерального Закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", была разработана и утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области ООПТ на 2023 год.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере ООПТ направлена на:
- предупреждение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, осуществляющими деятельность в границах ООПТ;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольной деятельности.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Специалисты Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляли консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
В 2022 год Министерством плановых и внеплановых проверок в области охраны и использования ООПТ индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не проводилось.
За 2022 год Министерством рассмотрено 42 административных дел о нарушениях природоохранного законодательства в границах ООПТ.
Вынесено административных штрафов на сумму 106 тысяч рублей по статье 8.39 КоАП РФ. Взыскано штрафов на сумму 60 тысяч рублей.
Проведена частичная инвентаризация территорий ООПТ.
Федеральным законом от 31 июня 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", внесено множество нововведений в осуществлении государственного контроля (надзора), и в том числе с точки зрения его цифровизации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 31 июля 2020 г."
Двумя основными показателями стратегии цифровой трансформации в части контроля выделяют:
- перевод документов, составляемых при проведении контрольных мероприятий и их результатов в электронный вид (акты, протоколы, проверочные листы, экспертизы, предостережения).
- дистанционное проведение контрольно-надзорной деятельности, в том числе с использование чек-листов в электронном виде.
В частности, дистанционное взаимодействие включает в т. ч.:
- дистанционную форму выездных проверок (в том числе посредством аудио- или видеосвязи);
- чек-листы (перечень требований, на соответствие которым проводится проверка) формализованы и переведены в электронный вид, все контакты контролирующих органов и бизнеса будут фиксироваться в электронном виде, а историю этого электронного взаимодействия возможно отследить.
- досудебное обжалование - электронный формат подачи жалобы на решение, действия (бездействие) контрольных (надзорных) органов, должностных лиц.
В рамках цифровизации, на федеральном уровне создан Единый реестр видов контроля (надзора), куда включены виды контроля всех уровней, где указано, какие надзорные органы осуществляют конкретный вид контроля. Единый реестр формирует набор данных, который используется различными информационными системами, включая Единый реестр контрольных мероприятий и ведомственные информационные системы. В итоге вся совокупность данных о контроле в РФ становится единообразной.
Ключевой системой является Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. На документы, оформляемые контрольно-надзорным органом, наносится сформированный реестром QR-код, обеспечивающий переход на запись о профилактическом мероприятии, КНМ в реестре. Это позволит подконтрольным субъектам проверять легальность контрольно-надзорного мероприятия и упростит работу с реестром проверяющим органам. Также реестр обеспечивает возможность формирования, утверждения КНО в машиночитаемом формате плана проведения плановых КНМ, в том числе путем интеграции ведомственной информационной системы.
Вся информация вносится в реестр из справочников (системы ЕРВК).
Министерство осуществляет функцию по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному государственному контролю (надзору).
Проблема охраны окружающей среды решается успешно посредством:
- совершенствования работы по профилактике нарушений природоохранного законодательства;
- дальнейшего обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Основными нарушениями, выявленными в 2022 году в сфере использования ООПТ являлись - нецелевое использование земель в границах ООПТ, незаконная охота в границах ООПТ - ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ));
В ходе обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) сформированы следующие предложения.
Необходимо усиливать такие инструменты государственной экологической политики, как экологическое просвещение, воспитание, формирование экологической культуры населения. При этом следует жестко пресекать правовой нигилизм и умышленное нарушение экологических норм. Достижение данных целей будет способствовать снижению риска возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В соответствии с действующим КоАП РФ административная ответственность за нарушения особого охранного режима ООПТ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 4 тысяч рублей. Вышеуказанные санкции КоАП РФ не несут в себе превентивных мер, и, следовательно, возможен рецидив со стороны правонарушителей, так как налагаемые на нарушителей штрафы несопоставимо малы. Санкции указанной статьи недостаточно строги и не могут в полной мере обеспечить должного воздействия на правонарушителей.
Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан будет продолжено осуществление контроля за соблюдением обязательных требований природоохранного законодательства в сфере охраны и использования ООПТ на территории Республики Дагестан как в рамках профилактических мероприятий, так и в рамках контрольных надзорных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 2 марта 2023 г. N 48 "Об утверждении Доклада по правоприменительной практике"
Вступает в силу с 2 марта 2023 г.
Опубликование:
-