г. Краснодар |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А32-56651/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Карьер-Юг" (ИНН 2304055358, ОГРН 1092304001118) - Тарасенко И.В. (доверенность от 06.12.2017), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Калякина Р.В. (доверенность от 15.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер-Юг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-56651/2017, установил следующее.
ООО "Карьер-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - административный орган, министерство) о признании недействительными приказов от 06.06.2017 N 721, 07.06.2017 N 734, 733 и 736.
Решением от 06.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2018, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемых приказов министерства, а также пропуском обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации для обжалования в судебном порядке ненормативных правовых актов.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных обществом требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, суды не учли, что у общества отсутствовала обязанность по предоставлению отчетности по форме 5-гр, в том числе потому, что общество в спорном периоде деятельность не осуществляло; министерство применило к обществу необоснованно жесткую меру воздействия, досрочно прекратив действие ранее выданных лицензий. С заявлением о признании недействительными оспариваемых приказов общество обратилось после того, как в октябре 2017 года узнало о досрочном прекращении права пользования недрами по ранее выданным ему лицензиям.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Департамент строительства Краснодарского края выдал обществу лицензии: от 15.10.2009 КРД80177ТР - геологическое изучение (поиски, разведка) и добыча песчано-гравийной смеси на участке сухой Кут; от 28.12.2010 КРД80236ТР - разведка и добыча песка на южном участке Харитоновского переката; от 28.12.2010 КРД80237ТР - разведка и добыча песка на Ольгинском месторождении; от 28.12.2010 КРД80238ТР - добыча песчано-гравийной смеси на Заречном I месторождении.
27 декабря 2016 года административный орган письмами N 202-29069/16-03.5, 202-29070/16-03.5, 202-29073/16-03.5 и 202-29072/16-03.5 уведомил общество о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по вышеуказанным лицензиям в связи с непредставлением заявителем установленной формы федерального государственного статистического наблюдения 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" за 2013, 2014, 2015 годы и предложил ему в трехмесячный срок устранить указанное нарушение.
В связи с непринятием обществом мер по устранению выявленных нарушений, министерство вынесло приказы от 06.06.2017 N 721, 07.06.2017 N 734, 733 и 736 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленном обществу в соответствии со спорными лицензиями.
Полагая, что приказы министерства являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статьям 20, 21 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) право пользования недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона; 5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона л недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); 9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части 2 и частью 3 статьи 20 Закона о недрах, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Порядок подготовки и рассмотрения материалов, связанных с досрочным прекращением права пользования участками недр утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.08.2011 N 923 (далее - Порядок).
Согласно части 4 пункта 2.1 Порядка одним из оснований для рассмотрения материалов и принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр является наличие в министерстве информации о непредставлении пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставлении или нарушении сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонд геологической информации Краснодарского края (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения).
В силу пункта 2.3 Порядка при нарушении владельцем лицензии условий пользования недрами в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами принимается не ранее трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения. При выявлении нарушений условий пользования участками недр министерство направляет пользователю недр письменное уведомление о допущенных им нарушениях и начале процедуры досрочного прекращения права пользования недрами (далее - уведомление). Уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении по последнему из известных адресов пользователя недр или вручается непосредственно его представителю под роспись.
Суды, в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе, в совокупности с иными доказательствами по делу уведомления от 27.12.2016 N 202-29069/16-03.5, N 202-29070/16-03.5, N 202-29073/16-03.5 и N 202-29072/16-03.5 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по спорным лицензиям, почтовое уведомление о вручении указанных писем обществу, и, установив, что общество, в указанный в уведомлениях трехмесячный срок, не устранило выявленные нарушения относительно представления отчетности по форме 5-гр, сделали правильный вывод о наличии у министерства законных оснований для вынесения оспариваемых обществом приказов.
Суды исследовали довод общества о том, что у общества отсутствовала обязанность по предоставлению отчетности по форме 5-гр и обоснованно отклонили его с учетом положений постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110, Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215, Инструкции по учету запасов полезных ископаемых и составлению отчетных балансов по формам N 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной Мингео СССР 04.11.1971, а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.2011 N 158-рп "Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации".
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества пояснил, что общество, в том числе в спорном периоде, деятельность не вело; отчеты с нулевыми показателями обществу не представляло; документальные доказательства того, что общество представляло министерству официальные письма об отсутствии показателей в отчетном периоде, отсутствуют.
Довод общества о соблюдении им требования части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследован судебными инстанциями и получил надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А32-56651/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.