город Ростов-на-Дону |
|
23 мая 2018 г. |
дело N А32-56651/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Карьер-Юг": представитель Тарасенко И.В. по доверенности от 06.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер-Юг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 по делу N А32-56651/2017 (судья Шкира Д.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьер-Юг" к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании недействительными приказов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер-Юг" (далее - заявитель, ООО "Карьер-Юг", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными приказов Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 06.06.2017 N 721, от 07.06.2017 N 734, от 07.06.2017 N 733, от 07.06.2017 N 736.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Карьер-Юг" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 215, был признан утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 N 194 и не действовал на момент возникновения спорных правоотношений. На основании пункта 4 Инструкции по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной Мингео 04.11.1971 (приложение N 1 к приказу Мингео от 29.11.1971 N 558), неразведанные и непоставленные в установленном порядке на баланс запасы полезных ископаемых учету не подлежат и отчетность, в том числе по форме 5-гр, по ним не может быть предоставлена. В статистической отчетности по форме 5-гр отражаются сведения о количестве балансовых запасов, фактической добыче полезных ископаемых, которыми ООО "Карьер-Юг" не располагало на отчетные даты подачи формы 5-гр за 2013, 2014, 2015 годы. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды" не содержит обязанности предоставлять отчетность 5-гр с нулевыми показаниями.
При принятии решения о досрочном прекращении права пользования уполномоченный орган применил крайнюю меру воздействия на нарушителя, что не соответствует характеру содеянного, при этом необходимо учитывать, что ООО "Карьер-Юг" не является нарушителем, поскольку в силу указанных выше правовых актов форма 5-гр не должна предоставляться.
Кроме того, анализ выполнения лицензионных условий не может служить основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку основанием для принятия уполномоченным органом оспариваемых приказов послужило именно непредставление отчетности по форме 5-гр.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало, что заявителем пропущен установленный законом срок для обжалования ненормативных правовых актов, доказательств уважительности причины пропуска срока не представлено. Так как заявитель в течение 4,5 месяцев не устранил отмеченные в уведомлениях о возможном досрочном прекращении права пользования недрами нарушения, Министерство природных ресурсов Краснодарского края имело право досрочно прекратить право пользования заявителем участками недр местного значения. Общество не осуществляло более 7-ми лет фактическую добычу полезных ископаемых на лицензионных участках недр местного значения, следовательно, у него отсутствовала какая-либо заинтересованность в данных участках, отсутствовали договорные обязательства, связанные с поставкой полезных ископаемых с данных участков своим контрагентам, предпринимательского риска в связи с досрочным прекращением прав пользования недрами не возникло.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Карьер-Юг" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департаментом строительства Краснодарского края обществу с ограниченной ответственностью "Карьер-Юг" были выданы следующие лицензии:
- от 15.10.2009 КРД80177ТР - геологическое изучение (поиски, разведка) и добыча песчано-гравийной смеси на участке сухой Кут;
- от 28.12.2010 КРД80236ТР - разведка и добыча песка на южном участке Харитановского переката;
- от 28.12.2010 КРД80237ТР - разведка и добыча песка на Ольгинском месторождении;
- от 28.12.2010 КРД80238ТР - добыча песчано-гравийной смеси на Заречном I месторождении.
27.12.2016 административный орган письмами N 202-29069/16-03.5, N 202-29070/16-03.5, N 202-29073/16-03.5 и N 202-29072/16-03.5 уведомил общество о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по вышеуказанным лицензиям в связи с непредставлением заявителем установленной формы федерального государственного статистического наблюдения 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" за 2013, 2014, 2015 годы. Обществу было предложено в трехмесячный срок устранить указанное нарушение.
В указанный срок заявителем не были приняты меры по устранению выявленных нарушений.
Приказами от 06.06.2017 N 721, от 07.06.2017 N 734, от 07.06.2017 N 733, от 07.06.2017 N 736 административный орган досрочно прекратил право пользования недрами по вышеуказанным лицензиям.
Не согласившись с вынесенными приказами административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьям 20, 21 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" далее - Закон N 2395-1) право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей,
работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия
и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
Согласно части 3 статьи 21 Закона N 2395-1 в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй и частью третьей статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Порядок подготовки и рассмотрения материалов, связанных с досрочным прекращением права пользования участками недр утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.08.2011 N 923 (далее - порядок).
Согласно части 4 пункта 2.1 порядка одним из оснований для рассмотрения материалов и принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр является наличие в министерстве информации о непредставлении пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставлении или нарушении сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона РФ "О недрах" в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонд геологической информации Краснодарского края (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения).
В силу пункта 2.3 порядка при нарушении владельцем лицензии условий пользования недрами в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона РФ "О недрах", решение о прекращении права пользования недрами принимается не ранее трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения. При выявлении нарушений условий пользования участками недр министерство направляет пользователю недр письменное уведомление о допущенных им нарушениях и начале процедуры досрочного прекращения права пользования недрами (далее - уведомление). Уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении по последнему из известных адресов пользователя недр или вручается непосредственно его представителю под роспись.
Как следует из материалов дела, письма N 202-29069/16-03.5, N 202-29070/16-03.5, N 202-29073/16-03.5 и N 202-29072/16-03.5 от 27.12.2016, которыми административный орган уведомил общество о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в связи с непредставлением заявителем установленной формы федерального государственного статистического наблюдения 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" за 2013, 2014, 2015 годы, получены обществом 16.01.2017 (т.д. 1 л.д. 143).
Непредставление пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством РФ о недрах (п. 8 ч. 2 ст. 20 Закона), является основанием для прекращения права пользования недрами. Кроме того, судом приняты во внимание замечаниями, изложенные в анализе выполнения лицензионных условий, подтверждающие факт нарушения обществом существенных условий лицензии.
Поскольку ООО "Карьер-Юг" не устранило нарушения, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, с соблюдением установленной процедуры правомерно приказами о т 06.06.2017 N 721, от 07.06.2017 N 734, от 07.06.2017 N 733, от 07.06.2017 N 736 досрочно прекратило право общества на пользование недрами по лицензиям КРД80177ТР, КРД80236ТР, КРД80237ТР, КРД80238ТР.
Доводы общества об отсутствии обязанности представления отчетности по форме N 5-гр с нулевыми показателями отклоняется.
В соответствии со статьей 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) обязанность представления отчетности связана с наличием действующей у юридического лица лицензии на право пользования недрами.
Составление отчетности по форме N 5-гр в спорный период осуществлялось в соответствии Порядком предоставления государственной отчетности предприятиями осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215, утратившим силу с 24.02.2017 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 16.02.2017 N 194); инструкцией по учету запасов полезных ископаемых и составлению отчетных балансов по формам N 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной Мингео СССР 04.11.1971 (приложение N1 к Приказу Мингео от 29.11.1971 N 558), постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды".
Довод заинтересованного лица о том, что Инструкция по учету запасов полезных ископаемых и составлению отчетных балансов по формам N 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной Мингео СССР 04.11.1971 (приложение N1 к Приказу Мингео от 29.11.1971 N 558) является недействующей, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку результаты инкорпорации согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.2011 N 158-рп "Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации" не опубликованы, инструкция недействующей не признана.
При этом, постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием" от 18.06.1999 N 44 (в редакции постановления Госкомстата РФ от 13.11.2000 N 110) форма N5-гр утратила силу с отчета за 2000 год, с указанного срока введена новая форма N5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых".
Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации (далее Порядок, утв. с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215) в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" регламентирует представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых (п. 1 Порядка).
Порядок является обязательным для всех юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей (далее именуются - организации), осуществляющих разведку месторождений и добычу полезных ископаемых (п.2 Порядка). Организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по формам, утвержденным в установленном порядке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых (п. 8 указанного Порядка).
Таким образом, формы государственной отчетности сдаются недропользователями в соответствующие органы с целью выявления информации о состоянии, изменении запасов полезных ископаемых и их использовании.
В соответствии постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 годовую статистическую отчетность по форме N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" представляют пользователи недр до 5 февраля.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" в качестве одного из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики установлена полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
В указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", не содержатся требования по представлению данных исключительно при наличии наблюдаемого явления, и при отсутствии такого явления у респондента по факту его вида деятельности (основного или дополнительного), что свидетельствует об обязанности респондента представить в органы статистики отчет с нулевыми показателями.
Доказательства того, что вместо отчетов с нулевыми показателями обществом представлялись официальные письма об отсутствии показателей в отчетном периоде (в соответствии с письмом Росстата от 15.04.2016 N СЕ-01-3/2157-ТО) отсутствуют.
Исходя из изложенного непредставление заявителем в Министерство природных ресурсов Краснодарского края отчетности по форме 5-гр является нарушением существенных условий лицензий на пользование недрами, в связи с чем досрочное прекращение их действия законно.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что прекращение права пользования недрами, являющееся специальной принудительной мерой, должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватным, пропорциональным, соразмерным и необходимым для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц.
Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязательства по его исполнению.
Приведенные заявителем доводы о том, что крайняя мера воздействия, примененная к обществу не соответствует характеру содеянного, отклоняются, поскольку доказательств подтверждающих, что обществом своевременно предпринимались действия по соблюдению действующего законодательства, заявителем не представлено.
Общество по истечении трех месяцев со дня получения письменного уведомления о допущенных им нарушениях не устранило нарушения условий лицензионного соглашения; отсутствие добычи полезных ископаемых на лицензионном участке свидетельствует о нерациональном пользовании недрами.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал невозможности исполнения условий лицензионного соглашения.
Кроме того, заявитель не осуществляет фактическую добычу полезных ископаемых на лицензионных участках недр местного значения, договорные обязательства, связанные с поставкой полезных ископаемых контрагентам в материалы дела не представлены, следовательно, факт нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми приказами не доказан.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с изложенным правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, установил пропуск заявителем срока обращения в арбитражный суд с требованием о признании приказов недействительным и отсутствие уважительных причин для его восстановления.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Копия приказов были получены представителем общества 22.06.2017, что подтверждается почтовым уведомлением (т.д.2 л.д.26).
В арбитражный суд с заявлением об оспаривании приказов общество обратилось 25.12.2017, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательства наличия уважительных причин пропуска установленного срока, заявителем не представлены.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 по делу N А32-56651/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56651/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2018 г. N Ф08-6747/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Карьер-Юг "
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края