г. Краснодар |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А53-20679/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании истца - государственного казенного учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (ИНН 0276143260, ОГРН 1120280040286) и ответчика - индивидуального предпринимателя Горбатько Алексея Александровича (ИНН 616706854872, ОГРНИП 309610202000029), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Горбатько Алексея Александровича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2018 (судья Казаченко Г.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-20679/2017, установил следующее.
Государственное казенное учреждение "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Горбатько Алексею Александровичу (далее - предприниматель) о взыскании 57 127 рублей ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования.
Решением от 08.02.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.05.2018, исковые требования удовлетворены, с предпринимателя в пользу департамента взыскан ущерб в размере 57 127 рублей.
В доход федерального бюджета с предпринимателя взыскана государственная пошлина в размере 2285 рублей. Судебные акты мотивированы тем, что превышение установленных предельных осевых нагрузок транспортного средства, находящегося в собственности ответчика на момент причинения ущерба, подтверждено материалами дела.
В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты противоречат нормам права. Заявитель указал, что истец в претензии и исковом заявлении не произвел расчет базового компенсационного индекса текущего года, а представил его в возражениях на отзыв ответчика. Судами не учтено требование законодательства по определению типа осей транспортного средства, не проверено применение допустимых нагрузок на каждую ось. По мнению заявителя, истец не имеет полномочий по взвешиванию транспортных средств, начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда; учреждением неверно определено межосевое расстояние транспортного средства, а сертификаты и акты поверки на мерительный инструмент на момент взвешивания учреждением не предоставлялись; расчет вреда произведен без учета Методики расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 12 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (не применен коэффициент 0,353).
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предпринимателю на праве собственности принадлежит транспортное средство - седельный грузовой тягач марки Scania модель P340 LA4X2HNA, регистрационной номер Н984ОА 161, а также полуприцеп марки 99393, регистрационный номер РХ2370 61, что подтверждается свидетельствами о регистрации транспортных средств.
Сотрудниками службы весового контроля 15.04.2015 на передвижном пункте весового контроля N 2, расположенном на 112 км автомобильной дороги Уфа - Бирск - Янаул проведена проверка весовых параметров указанного транспортного средства, находящегося под управлением водителя Манзюкова А.А., который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан по маршруту: г. Самара - г. Чернушка (пройденное расстояние 79 км), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения с 01.04.2015 по 30.04.2015 (распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 N 173-р) без специального разрешения, о чем составлен акт от 15.04.2015 N 396 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось (т. 1, л. д. 28).
Осевые нагрузки на участке дороги 112 км автомобильной дороги Уфа - Бирск - Янаул составили: на первую ось - 6,90 тонны; на вторую ось - 9,63 тонны; на третью ось - 4,87 тонны; на четвертую ось - 4,89 тонны; на пятую ось - 4,52 тонны.
Размер вреда, причиняемого транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, составил 57 127 рублей.
Взвешивание транспортного средства произведено работниками весового контроля с применением весового оборудования - весов ВА-20П, заводской номер 13-34863, поверенных 25.03.2015, свидетельство N 7/557.
С результатами измерений и актом от 15.04.2015 N 396 водитель транспортного средства Манзюков А.А. ознакомлен, акт подписал.
Истец направил ответчику претензионное письмо от 05.06.2016 N 3353 о необходимости уплаты суммы ущерба, которая получена предпринимателем - 17.07.2015, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. Данная претензия оставлена предпринимателем без удовлетворения.
Учреждение, ссылаясь на неисполнение ответчиком в добровольном порядке обязательств по возмещению причиненного ущерба, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях ответчика состава правонарушения в форме ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 указанного Кодекса).
Для возмещения ущерба истец должен доказать факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком; наличие причинно-следственной связи между допущенным ответчиком нарушением обязательств и возникшим ущербом; наличие и размер ущерба.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28.
В соответствии с соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27.11.2012 учреждение приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно пунктам 11, 13 статьи 11 Федерального закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В пункте 6 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлены требования для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов". В соответствии с пунктом названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Также приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.
Согласно пунктам 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 данного Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства. В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства. Осуществляется сравнение весового параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства. В случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весового параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Согласно уставу государственного казенного учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан", утвержденному 04.10.2012, учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
На основании соглашения от 27.11.2012 о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и (или) опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан (далее - соглашение), заключенного государственным казенным учреждением "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" и учреждением, последнее принимает обязанности по осуществлению полномочий Управления, как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, определенных, в частности, пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
В пункте 2.1 соглашения предусмотрено, что учреждение принимает полномочия по взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
Суды установили, что истец является уполномоченным органом, осуществляющим управление дорогами республиканского значения, переданными ему в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов в с взиманием соответствующей платы в бюджет Республики Башкортостан; по проверке весовых параметров транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов; по осуществлению деятельности по расчету, начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно статье 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти могут быть установлены временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтранса России от 12.08.2011 N 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, который определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе в период возникновения неблагоприятных природноклиматических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 25 данного Порядка (пункт 4 Порядка осуществления временных ограничений).
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы дорог обязаны информировать пользователей о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ).
Информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2015 по 30.04.2015, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 N 173-р, публиковалась 27.02.2015 на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан, npa.bashkortostan.ru, номер официального опубликования N 201502270005.
Поскольку перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза, такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П.
Превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основанием для возмещения владельцами транспортных средств вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Нарушение ответчиком установленных ограничений на оси транспортного средства является нарушением правил проезда тяжеловесного транспортного средства по автомобильной дороге общего пользования. Факт нарушения подтвержден актом от 15.04.2015 N 396.
Ссылки предпринимателя на то, что акт от 15.04.2015 N 396 не является допустимым доказательством, поскольку учреждением неверно определено межосевое расстояние транспортного средства, а сертификаты и акты поверки на мерительный инструмент на момент взвешивания не предоставлялись, отклонен судом апелляционной инстанции.
Учреждением зафиксировано, что транспортное средство ответчика имеет пять осей: 1 ось - одиночная, 2 ось - одиночная, 3, 4, 5 оси - представляет собой трехосную тележку.
Согласно приложениям 1, 2 и 3 к Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 N 173-р, предельно допустимая нагрузка зависит от типа тележки (одиночная ось, двухосная тележка, трехосная тележка).
Допущенная учреждением погрешность в измерениях не повлияла на правильность расчета ущерба, поскольку предельно допустимая нагрузка зависит от типа тележки и количества осей, а не расстояния между ними.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Расчет размера причиненного ущерба произведен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", Правилами возмещения вреда и данными, приведенными в акте от 15.04.2015 N 396.
Сведения о маршруте движения с указанием расстояния, пройденного по региональным и межмуниципальным дорогам, содержатся в акте от 15.04.2015 N 396.
Акт от 15.04.2015 N 396 подписан водителем транспортного средства без возражений.
Между тем какие-либо доказательства того, что нагрузки на оси в момент взвешивания транспортного средства не превышали предельно допустимых значений, ответчиком не представлены.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области безопасности дорожного движения, либо того, что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела также не представлены.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о доказанности истцом заявленных требований - предприниматель осуществлял перевозку груза с нарушением установленных нагрузок на оси транспортного средства и в отсутствие специального разрешения на перевозку.
При указанных обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судами.
Довод заявителя о том, что представленный учреждением расчет вреда произведен без учета Методики расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (приложение к Правилам возмещения вреда от 16.11.2009 N 934), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 12 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (не применен коэффициент 0,353) является несостоятельным, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 12, согласно пункту 2 вступает в законную силу с 01.07.2015 (в редакции постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1590).
Ссылки, изложенные заявителем в кассационной жалобе, на нарушение процедуры взвешивания при составлении акта и неправильность расчета ущерба, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по делу N А53-20679/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.