г. Краснодар |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А63-15461/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Гизгизова В.А. (доверенность от 06.06.2018), в отсутствие ответчика - акционерного общества "Ессентукская сетевая компания" (ИНН 2626042240, ОГРН 1102650001596) и третьего лица - публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" (ИНН 2626033550, ОГРН 1052600222927), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Ессентукская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.02.2018 (судья Довнар О.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Макарова Н.В.) по делу N А63-15461/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Ессентукская сетевая компания" (далее - компания) о понуждении заключить договор от 30.12.2016 N 45/2016 оказания услуг по передаче электрической энергии с приложениями N 3, 3а, 3б в редакции общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Ставропольэнергосбыт".
Решением от 15.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, акты проверки счетчиков от 29.10.2009 подписаны неуполномоченными лицами. У правопредшественника ответчика отсутствовали договорные отношения с истцом. Общество не представило доказательств допуска в эксплуатацию спорных приборов учета в установленном порядке. В свою очередь компания представила акт замены приборов учета от 07.08.2015 и акты интегрального учета объема передачи электроэнергии, которые в совокупности подтверждают ввод в эксплуатацию приборов учета ответчика.
ПАО "Ставропольэнергосбыт" и общество в отзывах отклонили доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, компания (заказчик, плательщик) и общество (исполнитель) являются смежными сетевыми организациями, обязанными в 2017 году в целях надежного и бесперебойного энергоснабжения конечных потребителей заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Исполнитель оказывает услуги по передаче электрической энергии заказчику через электроустановки подстанции "Ессентуки" N 308, находящиеся в собственности общества. При этом договор оказания услуг по передаче электрической энергии через данный объект до настоящего времени не заключен в связи с разногласиями по существенному условию договора о расчетных и контрольных приборах учета электрической энергии.
Ответчик сопроводительным письмом от 13.02.2017 N 118 направил истцу проект договора от 30.12.2016 N 45/2016 оказания услуг по передаче электрической энергии, который общество подписало с протоколом разногласий.
В соответствии с пунктом 5.1 проекта договора от 30.12.2016 N 45/2016 учет количества электрической энергии, переданной исполнителем заказчику по договору, определяется на основании суммирования количества всей фактически переданной за расчетный период электрической энергии, учтенной средствами учета, установленными в точках поставки (приложение 3). В случае выхода из строя расчетного прибора коммерческого учета, выявления нарушения в работе прибора учета, расчет по соответствующей точке поставки производится на основании данных, учтенных контрольным прибором учета (приложение 3а), до момента устранения замечаний (нарушений). Согласно пункту 5.8 договора технические требования к контрольным средствам учета электрической энергии аналогичны техническим требованиям к расчетным средствам учета электрической энергии, указанным в приложении 3. В приложении 3б к договору установлен перечень знаков визуального контроля (пломбировочного материала).
По результатам совместного совещания сторонами достигнуты договоренности по некоторым условиям договора, однако разногласия по утверждению расчетных и контрольных приборов учета электрической энергии остались. Предметом спора является выбор расчетного прибора учета. Разногласия возникли при утверждении приложений N 3, 3а, 3б по утверждению расчетных и контрольных приборов учета, установленных (в обоих случаях) на границе балансовой принадлежности сторон, имеющих одинаковый класс точности и подключенных к одним и тем же измерительным схемам (цепям).
В соответствии с редакцией ответчика расчетными приборами учета согласно приложению N 3 должны являться приборы учета, установленные на границе балансовой принадлежности сторон и находящиеся на балансе заказчика, а контрольными приборами учета (приложение N 3а) должны быть приборы учета, установленные на границе балансовой принадлежности сторон и находящиеся на балансе исполнителя. Требования общества являются противоположными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с соответствующим разделом названного документа с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Исходя из пункта 156 Основных положений N 442, если приборы учета, соответствующие требованиям пункту 137 указанного докумена, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета): в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче; при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче; при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем пункта 156 Основных положений N 442, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс; при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 156 Основных положений N 442, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.
В силу пункта 152 Основных положений N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Как следует из пункта 154 Основных положений N 442, процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. В ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 Основных положений N 442, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Согласно пункту 157 Основных положений N 442 прибор учета, не выбранный в соответствии с пунктом 156 в качестве расчетного прибора учета, является контрольным прибором учета и в случаях, указанных в названном разделе, используется в качестве расчетного прибора учета для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.
Из пункта 158 Основных положений N 442 следует, что расчетные и контрольные приборы учета в качестве таковых указываются в договоре энергоснабжения.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что приборы учета истца и ответчика расположены на их границах балансовой принадлежности, которые установлены в акте разграничения балансовой принадлежности, имеют одинаковый класс точности и подключены к одним и тем же измерительным схемам (цепям).
Оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что приборы учета истца допущены в эксплуатацию в установленном пунктами 152, 153, 154 Основных положений N 442 порядке. Данное обстоятельство подтверждается актами проверки счетчиков от 29.10.2009, составленными в связи с переходом на расчетные счетчики общества (т. 4, л. д. 67 - 69), подписанными представителем правопредшественника компании, а также тем, что приборы учета общества с указанной даты использовались правопредшественником при расчетах с продавцом электрической энергии - ООО "Русэнергосбыт". Довод ответчика о подписании названного акта неуполномоченным лицом не имеет значения для разрешения спора, поскольку дальнейшие расчеты между соответствующими сторонами именно по указанным приборам свидетельствуют об одобрении действий данного представителя и волеизъявлении ответчика на их использование в качестве расчетных (статья 183 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом суды исходили из того, что приборы учета типа СЭТ N 0811140284, СЭТ N 0811140472, СЭТ N 0811140228, принадлежащие заказчику, могут считаться контрольными, поскольку компания не представила доказательств допуска их в эксплуатацию в установленном порядке.
Выводы судебных инстанций компания документально не опровергла.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.02.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 по делу N А63-15461/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.