г. Краснодар |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А32-6759/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег" (ИНН 2304058856, ОГРН 1102304002206) - Березкина Е.Д. (доверенность от 01.08.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Крохмаля Д.А. (доверенность от 15.12.2017), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Ищенко Анастасии Валериевны - Березкина Е.Д. (доверенность от 01.08.2017), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-6759/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным изложенного в письме от 17.11.2016 N 202-24543/16-06.2 решения об отказе в согласовании обществу заключения договора субаренды части площадью 0,1151 га лесного участка площадью 2,1 га, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал N31Б, выдел (часть) 3-5, арендуемого им по договору аренды от 09.01.2008 N 07-05-032 (далее - лесной участок, его часть, договор аренды), о понуждении к принятию соответствующего решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Ищенко Анастасия Валерьевна, государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - предприниматель, учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018, заявление удовлетворено со следующей мотивировкой. Действующее законодательство допускает передачу в субаренду части лесного участка без ее постановки на кадастровый учет. Достаточная индивидуализация части лесного участка, незначительное нарушение обществом порядка внесения арендной платы по договору аренды лесного участка и надлежащее использование последнего позволяли заключить договор субаренды.
Министерство обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 по делу и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Объектом субаренды не может являться часть лесного участка, не образованная в качестве самостоятельного оборотоспособного объекта в соответствии с требованиями законодательства. Часть лесного участка не предусмотрена утвержденной проектной документацией освоения лесного участка, не учтена в государственном кадастре недвижимости. Обществом нарушены условия договора аренды лесного участка. Министерство рассмотрело заявление общества в соответствии с нормативными требованиями.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей министерства, общества и предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Гонтарь Виталий Александрович (арендатор) 09.01.2008 заключили договор аренды лесного участка, отображенного на приложенной к договору схеме его расположения и границ. Контроль за соблюдением договора аренды должен осуществляется контролирующими органами в присутствии арендатора, с обязательным составлением акта проверки, и обязательным уведомлением проверяемого лица о результатах такой проверки (пунктом 3.3.2). Арендатору предоставлено право с письменного согласия арендодателя сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (пункт 3.3.4). По соглашениям от 28.10.2009, 27.11.2015 права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка последовательно переходили к индивидуальному предпринимателю Моисеенко К.А. и обществу. Записи о названных соглашениях (перенаймах) внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 28.10.2016 о согласовании передачи части лесного участка в субаренду. Письмом от 17.11.2016 N 202-24543/16-06.2 министерство известило заявителя о принятом решении об отказе в даче согласия на заключение договора субаренды части лесного участка ввиду выявления нарушений обществом обязанностей по договору аренды, в том числе по своевременному внесению арендных платежей.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) арендатору предоставлено право с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду, если иное не установлено данным законом или иными правовыми актами.
Порядок использования земель лесного фонда, согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), регулируется этим кодексом и лесным законодательством.
Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) допускается возникновение права аренды лесных участков по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено этим кодексом (статья 9). Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом (части 2, 3 статьи 71). Административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере соответствующих полномочий не могут содержать не предусмотренные законами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и законных интересов организаций (пункт 3.1 части 10 статьи 83).
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатору по договору аренды лесного участка, государственный кадастровый учет которого не осуществлялся, запрещено сдавать арендованный лесной участок в субаренду.
По смыслу приведенного в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснения, специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды находящегося в публичной собственности лесного участка не допускают заключение договора аренды части такого участка без предварительного проведения ее (части) кадастрового учета. Но арендатор лесного участка, находящегося в публичной собственности и поставленного на кадастровый учет, вправе передавать в субаренду часть такого участка при наличии документа, содержащего графическое (текстуальное) описание этой части и подтверждающего согласование сторонами объекта субаренды.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N 119 утвержден административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательственными правами (далее - регламент), которым определен перечень документов, которые вправе требовать от заявителя для согласования сделки (пункт 6). В исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании сделки включены недопустимость предоставления субарендатору лесных участков в соответствии с лесным законодательством, отсутствие государственного кадастрового учета лесного участка, выявление нарушения договора аренды в ходе проверки выполнения арендатором своих обязанностей и своевременности внесения им платежей (пункт 10).
В соответствии с подпунктом 5, 6, 10 пункта 3 статьи 96 Лесного кодекса, пунктом 10 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), контроль за соблюдением договора аренды должен осуществляется контролирующими органами в присутствии арендатора, с обязательным составлением акта проверки, и обязательным уведомлением проверяемого лица о результатах такой проверки.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Министерство могло отказать в согласовании соответствующего договора субаренды только при наличии предусмотренных регламентом оснований. Общество вправе было предоставить в субаренду часть лесного участка, поставленного на кадастровый учет, без предварительного кадастрового учета названной части как объекта субаренды. Между арендатором и субарендатором достигнута договоренность относительно части лесного участка, подлежащей передаче в субаренду. Незначительное нарушение обществом условий внесения арендных платежей по договору аренды (в письме учреждения от 10.11.2016 N 111-5066/16 указано на наличие у общества задолженности в размере 3177 рублей 90 копеек, что не превышает 10 % от ежемесячного арендного платежа), вызванное исключительно сверкой расчетов и поздним уведомлением министерством общества об увеличении размера арендной платы, не могло быть квалифицировано как препятствие для согласования передачи в субаренду части лесного участка. Судами учтено, что общество в течение года оплачивало аренду в размере, превышающем размер ежемесячного платежа. Существенное нарушение обществом условий договора аренды лесного участка министерством не доказано.
Актом проверки от 09.06.2017 N 69-П, лесными декларациями, отчетами об использовании леса и об охране лесов подтверждено, что лесной участок используется арендатором в соответствии с нормативными требованиями и условиями договора аренды. Заявитель представил в министерство все документы, предусмотренные регламентом. У министерства отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанций или отвергнутых им как не подтвержденных доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А32-6759/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий судья В.А. Анциферов
Судья Н.С. Мазурова
Судья А.И. Мещерин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.