Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Администрация Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района (Ленинградская область; далее - администрация Таицкого городского поселения) оспаривает конституционность пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель также оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
части 9 статьи 5, согласно которой автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог;
пункта 6 части 1 статьи 13, относящего к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 13 июня 2023 года N 240-ФЗ);
части 3 статьи 15, в соответствии с которой осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из представленных материалов следует, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 11 ноября 2021 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года, на администрацию Таицкого городского поселения возложена обязанность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Суды указали, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, включая ремонт и их содержание, относится к полномочиям местной администрации муниципального образования.
В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации заявителю было отказано.
По мнению администрации Таицкого городского поселения, оспариваемые законоположения не соответствуют статье 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают отнесение автомобильной дороги местного значения, расположенной на территории различных муниципальных образований, к собственности нескольких муниципальных образований. Тем самым, как полагает заявитель, данные нормы позволяют возлагать обязанность по ремонту и содержанию автомобильной дороги местного значения не только на органы местного самоуправления муниципального района, но и на местную администрацию входящего в его состав городского поселения применительно к той части дороги, которая расположена в пределах территории этого поселения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, относит к его основным характеристикам признание и гарантирование местного самоуправления как одной из основ конституционного строя (статья 1; статья 3, часть 2; статьи 12, 130 и 131). Самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации как его основная сущностная черта проявляется в том числе в определенной степени правовой автономии, самостоятельном решении органами местного самоуправления вопросов местного значения (статья 12; статья 132, часть 1, Конституции Российской Федерации). Тем самым Конституция Российской Федерации предполагает достаточно широкую самостоятельность местного самоуправления по реализации возложенных на него публичных функций и задач, связанных прежде всего с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, и вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность определяет степень ответственности местного самоуправления, призванного осуществлять свои полномочия на основе верховенства права и прямого действия Конституции Российской Федерации, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общих интересов местного сообщества в целом. Соответственно, Конституция Российской Федерации исходит из того, что самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, а должна определяться пределами, устанавливаемыми действующим законодательством (постановления от 5 июля 2017 года N 18-П, от 13 февраля 2020 года N 8-П, от 23 ноября 2021 года N 50-П и др.; определения от 16 июля 2013 года N 1241-О, от 16 января 2018 года N 12-О, от 29 сентября 2022 года N 2556-О и др.).
Таким образом, оспариваемые законоположения, наделяющие органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований компетенцией по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в интересах местного населения, вопреки утверждениям заявителя, сами по себе не регламентируют вопросы собственности в отношении автомобильных дорог местного значения и не препятствуют самостоятельной реализации данной компетенции в пределах территории муниципального образования. Следовательно, данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 1426-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также частью 9 статьи 5, пунктом 6 части 1 статьи 13 и частью 3 статьи 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-