г. Краснодар |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А22-6796/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (ИНН 7736036626, ОГРН 1028601440955) - Каплунова В.Г. (доверенность от 30.08.2018), Пичевой Т.А. (доверенность от 01.01.2017), Стукловой Г.А. (доверенность от 01.01.2018), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Калмыкия (ИНН 0814175225, ОГРН 1070814010410) - Очир-Горяевой В.Н. (доверенность от 09.01.2018), Цереновой К.М. (доверенность от 90.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.02.2018 (судья Челянов Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А22-6796/2017, установил следующее.
Акционерное общество "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Калмыкия (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 09.06.2017 N 17390.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.06.2018, заявленные обществом требования удовлетворены. С инспекции в пользу общества взыскано 3 тысячи рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что выводы налогового органа относительно необходимости учитывать общую площадь лицензионного участка при расчете обществу регулярных платежей за пользование недрами сделаны без учета вида производимых обществом на конкретном участке месторождения работ (разведка месторождения), являются необоснованными, противоречат материалам дела и не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение).
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.04.2013 ОАО "Плодовитое" (правопредшественник общества) представило в налоговый орган расчет регулярных платежей за пользование недрами за I квартал 2013 года, регистрационный номер 22582337. Сумма указанного расчета составила 430 750 рублей.
В дальнейшем 16.03.2016 общество представило в инспекцию уточненный расчет регулярных платежей за пользование недрами за I квартал 2013 года, регистрационный номер 22616874. При этом размер регулярного платежа за пользование недрами составил 9 937 рублей.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленного налогоплательщиком уточненного расчета регулярных платежей за пользование недрами за указанный период.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 28.06.2016 N 25468 и принято решение от 09.06.2017 N 17390, которым обществу к уплате начислено 420 812 рублей.
Общество, не согласившись с указанным решением инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее - Управление).
Решением Управления от 15.09.2017 N 54 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации N 2395-1) пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Частью 7 статьи 9 Закона Российской Федерации N 2395-1 установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В силу части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации N 2395-1 установлено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Закона Российской Федерации N 2395-1 размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов; по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.
Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.
Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.
Согласно пункту 6.7 раздела 6 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами, утвержденного Приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/98, облагаемая площадь участка недр для исчисления регулярных платежей за разведку полезных ископаемых определяется как площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.
Суды установили, что АО "Плодовитое" в 2013 году осуществляло деятельность на основании лицензии серии ЭЛИ N 15522 НЭ с целевым назначением и видами работ - "разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Южно-Плодовитенского участка" (далее - лицензия). Указанный участок недр, общей площадью 172,3 км2, имеет статус горного отвода.
По результатам проведения геологоразведочных работ на Южно-Плодовитенском месторождении поставлены на государственный баланс запасы полезных ископаемых, при этом площадь запасов нефти составляет 3,975 км2.
Согласно пункту 6.2 Приложения N 9 к лицензии пользователь недр обязан уплачивать регулярные платежи за пользование недрами, в том числе, на стадии поиска и оценки за всю площадь участка недр, предоставленного в пользование, за исключением площадей открытых месторождений, по следующим ставкам: на стадии разведки, за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода, удостоверенной горноотводными актами) установлены и учтены Государственным балансом запасов по ставке 10 тысяч рублей за 1 км2 в год в период с 01.01.2013 по 31.12.2017.
В дальнейшем лицензия переоформлена на правопреемника АО "Плодовитое" - общество.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае, осуществляя расчет регулярных платежей за пользование недрами при проведении разведочных работ, общество правомерно исходило только из площади участка недр, в пределах которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов (3,975 км2), а не с общей площади участка недр, указанной в лицензии (172,3 км2).
Доводы инспекции о том, что у общества отсутствует горноотводный акт, изучены судами и правомерно отклонены как необоснованные на основании следующего.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации N 2395-1 в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденного приказом Минприроды России от 07.02.2001 N 126 (далее - Временное положение), целью разведочного этапа является изучение характеристик месторождений (залежей), обеспечивающих составление технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождения (залежи) газа, а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки.
В силу пункта 4.2 Временного положения объектами проведения разведочных работ являются месторождения (залежи) нефти и газа.
Пунктом 4 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказами Минприроды России 07.02.1998 N 56 и Госгортехнадзора России 31.12.1997 N 58 и действовавшей в спорный период, при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1.3 Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 11.09.1996 N 35 и действовавшей в спорный период.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае горноотводный акт подлежит выдаче для разработки месторождений полезных ископаемых после утверждения запасов и разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта.
Суды установили, что целевым назначением имеющейся у ОАО "Плодовитое" лицензии на пользование недрами ЭЛИ 15522 НЭ являлась разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Южно-Плодовитенского участка.
В соответствии с условиями лицензии и приложения к ней N 1 организация должна первоначально осуществить разведку углеводородного сырья в пределах Южно-Плодовитенского участка и ввести месторождение в разработку не позднее 31.12.2023.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по оформлению горноотводного акта подлежит исполнению обществом лишь после окончания разведочных работ.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела решения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.02.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А22-6796/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.