г. Ессентуки |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А22-6796/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.02.2018 по делу N А22-6796/2017 (судья Челянов Д.В.),
по заявлению акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания",
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Калмыкия,
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Калмыкия - Батаев С.Е. по доверенности от 09.01.2018 N 02-5/0059, Очир-Горяев В.Н. по доверенности от 09.01.2018 N 02-5/0089, Церенов К.М. по доверенности от 09.01.2018 N 02-5/0019,
от акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" - Васильева И.В. по доверенности от 01.01.2017 N 156, Каплунов В.Г. по доверенности от 21.06.2018 N 313, Стуклова Г.А. по доверенности от 01.01.2018 N 34,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - АО "РИТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.06.2017 N 17390 Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Республике Калмыкия (далее - МРИ ФНС N 2 по РК, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.02.2018 заявленные требования акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" удовлетворены.
Суд первой инстанции признал недействительным Решение Межрайонной Инспекцией ФНС России по N 2 по Республике Калмыкия от 09.06.2017 N 17390 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в сумме 420 812,00 руб.
Суд первой инстанции взыскал с Межрайонной Инспекцией ФНС России по N 2 по Республике Калмыкия в пользу АО "РИТЭК" судебные расходы в виде уплаченной суммы государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение мотивировано тем, что выводы налогового органа, изложенные в решении от 09.06.2017 N 17390, о том, что при расчете регулярных платежей за пользование недрами обществу необходимо учитывать общую площадь лицензионного участка, сделаны без учета вида производимых обществом на конкретном участке месторождения работ (разведка месторождения), являются необоснованными, противоречат материалам дела и не соответствуют прямому указанию абз. 3 п. 2 ст. 43 Закона о недрах.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что судом дано неправильное толкование ч.2 ст. 43 Закона о недрах. Суд пришел к неправильному выводу о платеже только за площадь разведанного месторождения. Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам налогового органа относительного отсутствия у Общества оформленного горноотводного акта. Суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводу Инспекции об отсутствии в проверяемом период работ по разведке. Суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводу налогового органа о нарушении принципа платности недропользования
В судебном заседании представили инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители общества считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом приобщены представленные сторонами документы, необходимые для рассмотрения дела: государственный баланс запасов полезных ископаемых за 2013 год, полный текст лицензии, письмо Федерального агентства по недропользованию, отчетность.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.02.2018 по делу N А22-6796/2017, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
28.04.2013 ОАО "Плодовитое" представило в МРИ ФНС N 2 по РК Расчет регулярных платежей за пользование недрами за первый квартал 2013 года, регистрационный номер 22582337. При этом регулярный платежей за пользование недрами исчислен в сумме 430750 руб.
16.03.2016 АО "РИТЭК" (правопреемник ОАО "Плодовитое") представило в МРИ ФНС N 2 по РК уточненный Расчет регулярных платежей за пользование недрами N 1 за первый квартал 2013 года, регистрационный номер 22616874. При этом размер регулярного платежа за пользование недрами уменьшен Обществом на 420 813 руб. и составил 9 937 руб.
Инспекцией проведена камеральная проверка уточненного Расчета регулярных платежей за пользование недрами N 1 за первый квартал 2013 года.
По результатам проверки инспекцией составлен Акт налоговой проверки от 28.06.2016 N 25468 и принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.06.2017 N 17390. При этом инспекцией доначислена сумма регулярного платежа за пользование недрами за 1 квартал 2013 года в размере 420 812 руб. (т. 1, л.д. 23-29, 35-46; т.2, л.д.2-8).
Согласно решению от 09.06.2017 N 17390, при проверке правильности исчисления обществом регулярных платежей за пользование недрами N 1 за первый квартал 2013 года налоговый орган пришел к выводу, что обществу необходимо учитывать общую площадь лицензионного участка 172,3 кв.км., предоставленного обществу, а не площадь участка недр в размере 3,975 кв.км., на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов.
Данное решение МРИ ФНС N 2 по РК в соответствии с ст.ст. 101.2, 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловано АО "РИТЭК" в Управление ФНС по Республике Калмыкия в апелляционном порядке.
Решением Управления ФНС по Республике Калмыкия от 15.09.2017 N 54 апелляционная жалоба АО "РИТЭК" оставлена без удовлетворения (т. 1, л.д. 54-65).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Не согласившись с решением МРИ ФНС N 2 по РК от 09.06.2017 N 17390, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 7 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Пунктом 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах к числу основных обязанностей пользователя недр отнесена обязанность обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, а также обеспечивать своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Закона о недрах размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:
по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов; по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.
Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.
Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.
Согласно п. 6.7 раздела 6 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами, утвержденного Приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/98 облагаемая площадь участка недр для исчисления регулярных платежей за разведку полезных ископаемых определяется как площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.
Из материалов дела следует, что АО "Плодовитое" в 2013 году владело лицензией ЭЛИ 15522 НЭ с целевым назначением и видами работ - "разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Южно-Плодовитенского участка"; участок недр имеет статус горного отвода; площадь участка недр - 172,3 кв.км. (т. 2, л.д. 151-181).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 6.2. Приложения N 9 к лицензии ЭЛИ 15522 НЭ "Дополнение N 1 к лицензии на пользование недрами ЭЛИ 15522 НЭ" пользователь недр обязан уплачивать регулярные платежи за пользование недрами:
- на стадии поиска и оценки за всю площадь участка недр, предоставленного в пользование, за исключением площадей открытых месторождений, по следующим ставкам: не установлены;
- на стадии разведки, за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода, удостоверенной горноотводными актами) установлены и учтены Государственным балансом запасов по ставке 10 000 руб. за 1 кв. км в год в период с 01.01.2013 по 31.12.2017 (т.2, л.д.171).
В дальнейшем лицензия переоформлена на правопреемника - АО "РИТЭК"
Из материалов дела следует, что по результатам проведения геологоразведочных работ на месторождении Южно-Плодовитенское в декабре 1989 года поставлены на государственный баланс запасы полезных ископаемых, - на месторождении Южно-Плодовитенское площадь запасов нефти составляет 3,975 кв.км., за рассматриваемый период - 2013 год площадь не изменилась.
Это подтверждается Государственным балансом запасов полезных ископаемых за 2013 год, отчетным балансом запасов за 2013 год, государственным балансом на 01.01.2014.
АО "РИТЭК" (правопреемник ОАО "Плодовитое"), получив лицензию с целевым назначением и видами работ "разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Южно-Плодовитенского участка", исчислило регулярные платежи за пользование недрами за 1 квартал 2013 года по ставке, установленной за проведение работ по разведке месторождений за площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены в Государственном балансе полезных ископаемых(3,975 кв.км.), а не с площади участка недр, указанной в лицензии (172,3 кв.км.)
Учитывая специальные требования абз. 3 п. 2 ст. 43 Закона о недрах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при расчете регулярных платежей за пользование недрами в случае осуществления разведочных работ общество правомерно исходило только из той площади участка недр, в пределах которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов.
Суд первой инстанции правильно указал, что выводы налогового органа, изложенные в решении от 09.06.2017 N 17390, о том, что при расчете регулярных платежей за пользование недрами обществу необходимо учитывать общую площадь лицензионного участка, сделаны без учета вида производимых обществом на конкретном участке месторождения работ (разведка месторождения), являются необоснованными, противоречат материалам дела и не соответствуют прямому указанию абз. 3 п. 2 ст. 43 Закона о недрах.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствует горноотводный акт, работы не завершены, границы предварительного горного отвода не уточнены, у Заявителя не усматриваются основания для уменьшения общей площади участка недр на площадь горного отвода, следовательно, и для пересчета уплаченных ранее регулярных платежей за пользование недрами общества не имеется, отклоняется.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее -Закон "О недрах"), согласно его преамбуле, содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр и направлен на обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Им устанавливается разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование (в виде горного отвода - геометризованного блока недр), оформленного специальным государственным разрешением - лицензией на пользование участком недр. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии.
В соответствии со ст. 11 Закона "О недрах" недра предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Статей 7 Закона "О недрах" установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями исооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в установленном порядке, оформляются документы (горноотводный акт и графические приложения), удостоверяющие уточненные границы горного отвода и включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 07.02.2001 N 126 "Об утверждении временных положения и классификаций" (далее - Временное положение) определена четкая последовательность работ (этапность и стадийность) при проведении работ по изучению и освоению участков недр.
Согласно п. 4.2 Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ объектами проведения разведочных работ являются месторождения (залежи) нефти и газа.
На этапе разведки месторождения (залежи) осуществляется изучение характеристик месторождений (залежей), обеспечивающих составление технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождения (залежи) газа, а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки.
Согласно п. 4 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58, Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.1998 N 1485) при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горногоотвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геологоразведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Аналогичные требования указаны в п. 1.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 11.09.1996 N 35 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.10.1996 N 1175).
На основании вышеизложенного горноотводный акт выдается для разработки месторождений нефти, газа после утверждения запасов и разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта.
ОАО "Плодовитое", правопредшественник АО "РИТЭК", владело с 26.03.2013 лицензией на пользование недрами ЭЛИ 15522 НЭ (далее - лицензия ЭЛИ 15522 НЭ) с целевым назначением и видами работ "разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Южно-Плодовитенского участка".
В пределах Южно-Плодовитенского участка расположено Южно-Плодовитенское месторождение, открытое в 1989 году, запасы нефти и растворенного газа которого числятся на Государственном балансе запасов полезных ископаемых на площади 3,975 кв.км.
В соответствии с лицензией Общество должно сначала осуществить разведку углеводородного сырья в пределах Южно-Плодовитенского участка, и согласно п. 4.3 Приложения N 9 "Дополнение N 1 к лицензии ЭЛИ 15522 НЭ" ввести месторождение в разработку не позднее 31.12.2023.
Так же согласно п. 2 Условий пользования недрами (приложения N 1 к лицензии ЭЛИ 15522 НЭ, действующего до внесения изменений в условия пользования недрами приложением N 9) (т. 2 л.д. 151-181) - Определение уточненных границ горного отвода осуществляется в соответствии с действующим законодательством после завершения разведки месторождения, проведения государственной экспертизы запасов углеводородного сырья и утверждения проектного документа на разработку месторождения, получившего необходимые экспертизы и согласования.
В спорный период недропользователь проводил сейсмические исследования MOrT-2D и их увязку с результатами бурения только на площади 3,975 кв.км Южно-Плодовитенского месторождения на которой запасы поставлены на государственный баланс.
Таким образом, Общество только после окончания разведочнных работ (до 31.12.2023) для ввода месторождения в разработку должно разработать технологический проектный документ, получить на него положительное заключение государственной экспертизы и оформить горноотводный акт.
Довод налогового органа, относительно "отсутствия оформленного горноотводного акта" противоречит действующему законодательству и лицензионным требованиям.
Довод налогового органа о том, что в проверяемом периоде работы по разведке месторождения отсутствовали, потому следует применить ставку к площади всего участка, отклоняется.
В НК РФ не предусмотрено, что отсутствие работ по разведке полезных ископаемых изменяет порядок применения ставки, установленной за проведение работ по разведке месторождений.
Вопросы соблюдения лицензионных требований не относятся к компетенции налогового органа.
Частью 1 ст. 39 Закона "О недрах" установлено, что регулярные платежи входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых при пользовании недрами.
В соответствии с положениями ст. 43 Закона "О недрах" регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания, используемых по целевому назначению.
Как указано в ч. 7 ст. 9 Закона "О недрах", права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Таким образом, данной нормой Закона "О недрах" установлена четкая взаимосвязь факта выдачи лицу указанной лицензии с приобретением этим лицом статуса недропользователя и, соответственно, обязанности плательщика платежей, установленных Законом "О недрах" в сфере недропользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона "О недрах" государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам, применительно к спорному случаю:
а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);
б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;
к) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса.
Согласно Приказу Минприроды России от 29.06.2012 N 196 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" исполнение государственной функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами. Территориальными органами Росприроднадзора являются департаменты Росприроднадзора по федеральным округам и управления Росприроднадзора в соответствующих субъектах Российской Федерации (п. 1.2).
Таким образом, органом, уполномоченным законодательством на разрешение вопросов, связанных с пользованием недрами, в том числе проверку соблюдения пользователем недр условий лицензии, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
На основании вышеизложенного, вывод Инспекции о неправомерности применения абз. 2 ч. 2 чт. 43 Закона "О недрах" не обоснован, т.к. взаимозависимости между проводимыми недропользователем работами в соответствии с условиями выданной лицензии и вышеназванными нормами, для расчета регулярных платежей в рассматриваемой ситуации отсутствует.
Кроме того, следует отметить, что довод налогового орган об отсутствии факта работ по разведке необоснован, т.к. ОАО "Плодовитое" выполняло геологические работы на Южно-Плодовитенском участке, что подтверждается Протоколом от 31.01.2014 N 13 "Заседания комиссии по заслушиванию пользователей недр о результатах геологоразведочных работ в 2013 г. и планах на 2014 год" и отчетами, представленными в Управление по недропользованию по Республики Калмыкия (приложение N 1 к отзыву).
А также в результате плановой выездной проверки по выполнению условий пользования недрами Южно-Плодовитенского участка, проведенной Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия, нарушений не выявлено. Акт проверки N П-02/04-2016 от 25.04.2016.
Относительно довода налогового органа "о принципе платности недропользования".
Налоги и сборы, и иные платежи за использование природных ресурсов устанавливаются и взимаются в связи с предусмотренным законодательством Российской Федерации принципом платности использования государственной собственности, к которым относятся природные ресурсы Российской Федерации.
Размер платности, устанавливаемый на основе соответствующих расчетов, произведенных с учетом текущей экономической ситуации, позволяет соблюсти баланс интересов государства как собственника природных ресурсов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих их добычу и использование.
В соответствии со ст. 11 Закона "О недрах" недра предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части содержат условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями (п. 6 ст. 12 Закона "О недрах").
Статьей 39 Закона "О недрах" установлена система платежей при пользовании недрами. Недропользователи при пользовании недрами могут уплачивать следующие платежи:
1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
2. регулярные платежи за пользование недрами;
3. утратил силу с 01.01.2011 (Федеральный закон от 19.05.2010 N 89-ФЗ);
4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5. утратил силу с 29.01.2010 (Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ).
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Условия и размер, при которых взимаются платежи, указаны в статьях 40 - 43 Закона "О недрах". Так согласно ст. 43 Закона "О недрах" регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав (1) на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, (2) разведку полезных ископаемых, (3) геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, (4) строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению (ст. 43 Закона "О недрах").
Таким образом, в законе "О недрах" четко оговорен принцип платности, т.е. при наступлении каких событий какой платеж уплачивается недропользователем.
Аналогичный вывод содержится и в Определении Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 N 2314-0, где суд указал, что "одним из принципов пользования недрами, установленных Законом Российской Федерации "О недрах", является принцип платности.
При этом федеральный законодатель связывает обязанность по внесению платежей за пользование недрами исключительно с возникновением у недропользователя права пользования участком недр на основе выданной ему лицензии, содержащей условия, связанные с внесением соответствующих платежей, а не с обстоятельствами его хозяйственной деятельности.
Определяя в Законе Российской Федерации "О недрах" порядок взимания регулярных платежей за пользование недрами с недропользователей, получивших лицензию (а значит, и исключительное право пользования участком недр), федеральный законодатель установил, что соответствующие платежи уплачиваются ими ежеквартально, равными долями, в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (пункт 4 статьи 43). Каких-либо положений, конкретизирующих данное общее правило для случаев, когда недропользователь не обладает правом пользования участком недр в течение всего квартала, в данном Законе не предусмотрено. При этом, как следует из части пятой его статьи 10 и абзаца пятого пункта 2 статьи 43, период исчисления регулярных платежей (календарный год) не связывается законодателем со сроком действия лицензии (сроком пользования участками недр) для целей уплаты данных платежей".
Согласно п. 5.1.2 Приложения N 1, р. 6 Приложения N 9 к лицензии ЭЛИ 15522 НЭ выданной ОАО "Плодовитое" пользователь недр обязан уплачивать регулярные платежи за пользование недрами:
- на стадии разведки, за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода, удостоверенной горноотводными актами) установлены и учтены Государственным балансом запасов по ставке 10 ООО руб. за 1 кв. км в год в период с 01.01.2013 по 31.12.2017.
Таким образом, Агентством по недропользованию при выдаче Лицензии четко установлено, что ОАО "Плодовитое" и "АО "РИТЭК" на стадии разведки, должны платить регулярные платежи за пользование недрами с площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода, удостоверенной горноотводными актами) установлены и учтены Государственным балансом запасов по ставке 10 000 руб. за 1 кв. км в год.
Иных условий для уплаты регулярных платежей за пользование недрами ни Законом "О недрах", ни условиями выданной лицензии не предусмотрено.
Кроме того, 05.06.2018 АО "РИТЭК" получен ответ N ОК-03-31/7942 из Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в котором доводы, изложенные в Решении Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.02.2018 по делу N А22-6796/2017 подтверждены, а именно "Регулярные платежи за разведку месторождений полезных ископаемых при пользовании недрами Южно-Плодовитенского участка по лицензии ЭЛИ 00389 НЭ должны оплачиваться за площадь 3,975 кв. км. в соответствии с данными Государственного баланса запасов полезных ископаемых"
Довод апелляционной жалобы о том, что из пояснительной записки о проведенных работах по геологическому изучению следует, что в 2013 году общество проводило работы по геологическому изучению всего участка, потому ставка должна применяться к площади всего участка, отклоняется. Общество имеет лицензию на разведку полезных ископаемых; нарушения лицензионных требований не установлено; добычу общество не осуществляет. Ставка применена в соответствии с указаниями в лицензии. НК РФ не предусматривает изменения порядка исчисления регулярного платежа на основании пояснительной записки и иной отчетности, прямо не поименованной в НК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования АО "РИТЭК" о признании недействительным решения межрайонной инспекции ФНС России по N 2 по Республике Калмыкия об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.06.2017 N 17390 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.02.2018 по делу N А22-6796/2017.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается. Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.02.2018 по делу N А22-6796/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-6796/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2018 г. N Ф08-7108/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "РИТЭК", АО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ