Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 июня 2023 г. N 83-КАД23-1-К1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России) на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 года по административному делу N 2-367/2021 по исковому заявлению заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту неопределённого круга лиц к Минобороны России, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Минобороны России Тагизаде Р.А. и Пиунова Э.В., представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Дружинина А.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Почепского районного суда Брянской области от 16 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 февраля 2022 года, исковое заявление заместителя военного прокурора Брянского гарнизона, рассмотренное в порядке гражданского судопроизводства, удовлетворено. На Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность произвести демонтаж и замену дымовой трубы, обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности паровых котлов ДКВР 4.13 (инвентарные номера 2 и 3), по результатам которой принять решение о замене указанных котлов либо об их капитальном ремонте в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 июля 2022 года данное дело передано в судебную коллегию по административным делам этого же суда для рассмотрения кассационной жалобы по правилам административного судопроизводства.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 года судебные акты нижестоящих судов оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Минобороны России просит кассационное определения отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, фактически приводя доводы о незаконности принятых по делу судебных актов в части возложения на Минобороны России обязанности совершить конкретные действия по ремонту котельной.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением 17 мая 2023 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости её удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведённых норм следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России законодательства, регламентирующего порядок содержания и эксплуатации объектов недвижимости. По результатам проверки установлено, что по адресу: ..., военный городок N ..., расположена котельная N ... (опасный производственный объект III класса), кирпичная дымовая труба которой находится в неработоспособном, аварийном состоянии.
Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности на кирпичную дымовую трубу котельной, акту технического состояния здания и оборудования кирпичная дымовая труба котельной находится в аварийном состоянии, подлежит демонтажу и замене, паровые котлы требуют капитального ремонта. Капитальный ремонт котельной, её оборудования и инженерных сетей с момента ввода в эксплуатацию не проводился, что может повлечь срыв отопительного сезона и создать угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с выявленными нарушениями в адрес начальника жилищно-коммунальной службы N 3 (город Брянск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Западному военному округу) внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения устранены не были, что послужило поводом для обращения прокурора в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая как на Минобороны России, так и на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность произвести демонтаж и замену дымовой трубы, а также экспертизу промышленной безопасности паровых котлов в установленный срок, суд первой инстанции исходил из того, что сведения об устранении выявленных в результате проверки нарушений отсутствуют, текущее обслуживание и капитальный ремонт котельной не осуществляется. Суд пришёл к выводу, что длительное ненадлежащее исполнение Минобороны России обязанностей собственника по проведению текущего и капитального ремонта объекта недвижимости, вытекающих из бремени содержания принадлежащего ему имущества, влечёт существенное нарушение прав неопределённого круга лиц проживающих и пребывающих на территории военного городка, на защиту от неблагоприятных последствий, создаёт угрозу их жизни и здоровью.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с позицией суда.
Судебная коллегия считает приведённые выводы судов в части возложения на Минобороны России обязанности произвести демонтаж и замену дымовой трубы, а также экспертизу промышленной безопасности паровых котлов в установленный срок основанными на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.
В силу подпункта 68 пункта 7 Положения к полномочиям Минобороны России в числе прочего отнесена организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
При этом согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
На основании приказа Министра обороны России от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - Устав) Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 12); основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации (пункт 13).
Пунктами 21 и 25 Устава установлено, что Учреждение в отношении закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, а также осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Приказом директора департамента имущественных отношений Минобороны России от 24 марта 2017 года N 838 котельная закреплена на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, о чём в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая информация.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа Министра обороны Российской Федерации N 860 следует читать как "от 30 декабря 2017 года"
Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность, в частности, за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закреплённой номенклатуре.
Жилищно-коммунальная служба (ЖКС) несёт ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооружённых Сил, закреплённых на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, и осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду, иную деятельность, предусмотренную уставом (пункты 15 и 16 Руководства).
Из материалов дела видно, что на территории Брянской области эксплуатацию котельной осуществляет жилищно-коммунальная служба N 3 (город Брянск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Западному военному округу) (далее - ЖКС N 3).
В соответствии с представлением заместителя военного прокурора Брянского гарнизона об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований промышленной безопасности и пожарной защищённости котельной и многоквартирных домов, расположенных в военном городке, должностные лица ЖКС N 3 привлечены к административной ответственности.
Вступившим в законную силу постановлением начальника 962-го отдела государственного технического надзора (территориального) Минобороны России от 12 мая 2020 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа за нарушение требований промышленной безопасности и условий лицензии при эксплуатации котельной, являющейся опасным производственным объектом III класса.
При таких данных суд первой инстанции, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, правильно удовлетворил требования прокурора, предъявленные к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, кассационная жалоба не содержит доводов, его опровергающих.
Вместе с тем возлагая на Минобороны России как собственника имущества обязанность совершить конкретные действия, суды не применили названные выше нормативные правовые акты, не учли организационную структуру министерства и наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, не приняли во внимание, что Минобороны России организацией и производством работ в силу установленных полномочий не занимается.
С учётом изложенного принятые по делу судебные акты нижестоящих судов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к Минобороны России, являются незаконными и подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 года в части удовлетворения исковых требований заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту неопределённого круга лиц к Минобороны России о возложении обязанности произвести демонтаж и замену дымовой трубы, обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности паровых котлов ДКВР 4.13 (инвентарные номера 2 и 3), по результатам которой принять решение о замене указанных котлов либо об их капитальном ремонте в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, отменить, в удовлетворении иска в данной части отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 июня 2023 г. N 83-КАД23-1-К1
Опубликование:
-