Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Банниковой Д.П.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиопротоколирования и видеоконференц-связи административное дело 3а-4/2023
по административному исковому заявлению Семаковой Натальи Владимировны об оспаривании нормативного правового акта.
установил:
новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, относится ко II группе патогенности.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения; 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 утверждён перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; начиная с 11 февраля 2020 года, в этот перечень заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
18 марта 2020 года Губернатором Свердловской области издан Указ N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - Указ).
Данный документ опубликован 18 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 20 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Впоследствии, в зависимости от текущей ситуации, в Указ многократно вносились изменения.
10 марта 2022 года был издан Указ Губернатора Свердловской области N 128-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - Указ N 128-УГ), согласно которому постановлено:
1. Ввести на территории Свердловской области режим повышенной готовности для органов управления и сил Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Жителям Свердловской области при нахождении в местах массового пребывания людей, общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах использовать индивидуальные средства защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы).
Установить, что посещение жителями Свердловской области мест массового пребывания людей, общественного транспорта, такси, парковок, лифтов без использования индивидуальных средств защиты дыхательных путей не допускается.
Под местом массового пребывания людей в настоящем Указе понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
В целях обеспечения использования жителями Свердловской области индивидуальных средств защиты дыхательных путей собственникам и иным законным владельцам помещений, предназначенных для продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, не допускать в указанные помещения для обслуживания граждан, не использующих индивидуальные средства защиты дыхательных путей.
3. Рекомендовать жителям Свердловской области в возрасте 60 лет и старше, а также жителям Свердловской области, имеющим хронические заболевания (в первую очередь сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, диабет), обеспечить самоизоляцию на дому, за исключением руководителей и сотрудников государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, лиц, являющихся участниками уголовного либо административного судопроизводства, следующих к месту участия в производимых в установленном законом порядке процессуальных действиях (на основании удостоверения, повестки, вызова органа следствия, дознания либо суда), а также граждан, определенных решением оперативного штаба по предупреждению возникновения и распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Под организациями в настоящем Указе понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные виды деятельности не могут осуществляться без образования юридического лица.
4. Обязать работодателей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области:
1) обеспечить соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, санитарно-эпидемиологических требований по защите от распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в части обеспечения работников индивидуальными средствами защиты дыхательных путей и дезинфицирующими средствами, кожными антисептиками;
2) обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела, признаками острой респираторной вирусной инфекции;
3) оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому;
4) обеспечить использование работниками индивидуальных средств защиты дыхательных путей;
5) обеспечить систематическое информирование работников о мерах профилактики новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создать атмосферу нетерпимости к нарушению санитарно-эпидемиологических требований по защите от распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Рекомендовать работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, освобождать от работы в течение двух дней с сохранением заработной платы работников при проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
5. Областным исполнительным органам государственной власти Свердловской области обеспечить информирование организаций, осуществляющих деятельность в курируемой отрасли, о санитарно-эпидемиологических требованиях и рекомендациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и контроль за их выполнением.
6. Министерству общественной безопасности Свердловской области обеспечить работу горячей линии Свердловской области по номеру телефона 112 и номеру телефона (343) 312-08-81 по вопросам, связанным с новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), на базе государственного казенного учреждения Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области".
7. Министерству здравоохранения Свердловской области:
1) принять меры по обеспечению аппаратами искусственной вентиляции легких медицинских организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области (далее - медицинские организации), в соответствии с потребностью. При необходимости принять меры для приобретения аппаратов искусственной вентиляции легких за счет средств резервного фонда Правительства Свердловской области;
2) обеспечить возможность оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинских организаций для граждан, у которых по результатам лабораторных исследований подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
3) организовать работу медицинских организаций с приоритетом оказания медицинской помощи на дому лихорадящим больным с респираторными симптомами и пациентам старше 60 лет, для чего обеспечить усиление выездной амбулаторной службы сотрудниками отделений профилактики, городской фтизиатрической службы и клиническими ординаторами федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
4) обеспечить готовность медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, оказывающих скорую медицинскую помощь, к приему и оперативному оказанию медицинской помощи больным с респираторными симптомами, отбор биологического материала для исследования на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV);
5) совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обеспечить изоляцию граждан, у которых по результатам лабораторных исследований подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с медицинскими показаниями;
6) организовать по назначению медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Свердловской области бесплатное предоставление гражданам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), гражданам с подозрением на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также гражданам, привлеченным к реализации мероприятий по предупреждению распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), лекарственных препаратов в соответствии со схемами лечения, утвержденными Министерством здравоохранения Свердловской области.
8. Министерству образования и молодежной политики Свердловской области организовать при необходимости в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, реализацию образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами обучающихся.
9. Рекомендовать Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области организовать контроль за исполнением настоящего Указа в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
10. Органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
1) обеспечить проведение противоэпидемических мероприятий в объеме, предусмотренном настоящим Указом;
2) при изменении санитарно-эпидемиологической обстановки обращаться к Губернатору Свердловской области с ходатайством об изменении комплекса ограничительных мер, предусмотренных настоящим Указом.
11. Заместителю Губернатора Свердловской области П.В. Крекову обеспечить работу координационной комиссии по профилактике социально значимых заболеваний и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Свердловской области в круглосуточном режиме.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа оставляю за собой.
Указ N 128-УГ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 10 марта 2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 14 марта 2022.
После Указа N 128-УГ, в Указ были внесены еще изменения.
В настоящее время Указ действует в редакции от 03 июня 2022 года N 271-УГ.
Семакова Наталья Владимировна (далее - административный истец) обратилась в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив которое просила признать недействующим в полном объеме Указ в редакции Указа N 128-УГ.
Определением от 24 мая 2022 года производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Свердловского областного суда по другому (аналогичному) делу N 3а-1010/2021 (3а-711/2022). После вступления в законную силу судебного акта производство по данному административному делу было возобновлено.
В судебном заседании принял участие административный истец и его представитель Селиванов Н.Н. Представитель административного истца принял участие в судебном заседании посредством ВКС через Грязинский городской суд Липецкой области.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали уточненные заявленные требования принятые судом ранее определением от 29 марта 2022 года
Административный истец и его представитель, несмотря на ранее состоявшиеся судебные акты, настаивают и просят признать недействующим полностью Указ в редакции Указа N 128-УГ в связи с нарушением прав административного истца.
Представитель Губернатора Свердловской области Кострицкий С.И., возражая против суждений, изложенных в административном исковом заявлении, считая их ошибочными, заявленные требования не признал.
В судебном заседании представитель Губернатора Свердловской области просил суд оставить без удовлетворения заявленные требования.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что в части требований административного истца производство по делу подлежит прекращению, а в оставшейся части - требование административного иска не подлежит удовлетворению, исследовав и оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях подпунктом 5 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения урегулированы положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Введению на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятию ограничительных мер предшествовали изданные в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5, от 13 марта 2020 года N 6, от 18 марта 2020 года N 7, которыми высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности; обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Отдельные положения Указа ранее уже становились предметом судебной проверки Свердловским областным судом в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из содержания выносившихся, общедоступных и вступивших в законную силу решений Свердловского областного суда видно, что Указ принят с соблюдением требований действующего законодательства к процедуре принятия, порядку его опубликования и введения в действие - административные дела N 3а-237/2020 (66а-806/2020), N 3а-237/2021 (66а-967/2021), N 3а-522/2022, N 3а-711/2022 (66а-44/2023).
Таким образом, из содержания состоявшихся судебных актов видно, что Указ принят в пределах предоставленных Губернатору Свердловской области полномочий, с соблюдением порядка принятия, введения в действие, порядка опубликования.
Обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ранее установленные при рассмотрении указанных выше административных дел, имеют преюдициальное значение для неопределённого круга лиц при рассмотрении других дел и не нуждаются в доказывании.
Что касается проверки процедуры соблюдения Указа N 128-УГ, то нормативный правовой акт также принят уполномоченным органом, в надлежащей форме, при соблюдении установленной процедуры для его принятия.
Указ N 128-УГ опубликован в установленном порядке, введён в действие.
Административный истец оспаривает недействующую редакцию Указа в редакции Указа N 128-УГ. Административный истец считает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права, свободы и законные интересы, так как он является субъектом правоотношений и на основании оспариваемого нормативного правового акта он был привлечен к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (абзац 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
В материалы административного дела представлено постановление судьи Чкаловского района г. Екатеринбурга от 03 декабря 2021 года, которым административный истец признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, выразившихся в нахождении в общественном месте без использования средства индивидуальной защиты дыхательных путей.
Пунктом 2 Указа в редакции Указа N 128-УГ действительно было предписано жителям Свердловской области при нахождении в местах массового пребывания людей, общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах использовать индивидуальные средства защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы). Посещение жителями Свердловской области мест массового пребывания людей, общественного транспорта, такси, парковок, лифтов без использования индивидуальных средств защиты дыхательных путей не допускается. В целях обеспечения использования жителями Свердловской области индивидуальных средств защиты дыхательных путей собственникам и иным законным владельцам помещений, предназначенных для продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, не допускать в указанные помещения для обслуживания граждан, не использующих индивидуальные средства защиты дыхательных путей.
Изложенное подтверждает, что пункт 2 Указа в редакции Указа N 128-УГ был применен к административному истцу. Находясь на территории Свердловской области, он обязан был соблюдать введенные этим Указом ограничения.
Следовательно, административный истец, являясь субъектом правоотношений, регулируемых упомянутым нормативным правовым актом, вправе оспорить этот акт в соответствующей части в судебном порядке.
Оценивая содержание нормативного правового акта в той части, в которой пункт 2 Указа в редакции Указа N 128-УГ предписывает при нахождении в местах массового пребывания людей, общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах использовать индивидуальные средства защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы), суд приходит к следующим выводам.
Как отмечалось выше, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При этом статьи 10 и 11 данного Федерального закона закрепляют для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 и от 18 марта 2020 года N 7 предписывали высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия; принимать меры по введению режима повышенной готовности.
В дальнейшем, пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъёма заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" лицам, находящимся на территории Российской Федерации, предписано обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Этим же постановлением высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить контроль за исполнением вводимого правила поведения, а также, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки, рекомендовано своевременное принятие противоэпидемических мер, направленных на стабилизацию обстановки, связанной с распространением случаев заболевания COVID-19.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Указ в редакции Указа N 128-УГ, устанавливая обязательные правила поведения при введении режима повышенной готовности, в том числе, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области, во исполнение предписаний Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, обоснованно и правильно содержит в себе оспариваемую административным истцом норму, предписывающую использовать индивидуальные средства защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы) при нахождении в местах массового пребывания людей, общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Вопреки необоснованным утверждениям административного истца и его представителя, суд не усматривает никакого несоответствия оспариваемого нормативного положения - императивного правила поведения об обязательном использовании в Свердловской области средств индивидуальной защиты органов дыхания, относительно каких-либо нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Поэтому оснований для удовлетворения заявленных требования о признании недействующим пункта 2 Указа в редакции Указа N 128-УГ, предусмотренных статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не усматривает, в связи с чем, приходит к выводу об оставлении административного иска без удовлетворения.
Что касается требования о признании недействующим Указа в редакции Указа N 128-УГ в остальной части (пункты 1, 3-12), то суд считает возможным в указанной части прекратить производство по административному делу на основании следующего.
Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2).
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации допускает возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, который утратил силу, отменен или изменен, только в случае, если такой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 2 статьи 214).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О отмечено, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Оспариваемый в остальной части Указ в редакции Указа N 128-УГ не может быть проверен в порядке административного судопроизводства, поскольку является недействующим, к административному истцу не применялся, и, соответственно, какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца не затрагивал и не нарушал.
При таких обстоятельствах, признание недействующим Указа в редакции Указа N 128-УГ в части оставшихся пунктов вне связи с защитой каких-либо субъективных прав административного истца в порядке абстрактного нормоконтроля не может быть осуществлено, что влечет прекращение производство по административному делу в указанной части.
Руководствуясь статьями 175-180, 194, 195, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Семаковой Натальи Владимировны о признании недействующим пункта 2 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" в редакции от 10 марта 2022 года оставить без удовлетворения. В остальной части прекратить производство по административному делу N 3а-4/2023.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2023 года.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 27 февраля 2023 г. N 3а-4/2023 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)