г. Краснодар |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А61-1257/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахметовой А.М., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Владикавказ" (ИНН 1516609782, ОГРН 1051500531609) - Байматовой М.Р. (доверенность от 09.01.2018) и Кабоева Н.Д. (доверенность от 09.01.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674) - Нигкоевой М.М. (доверенность от 26.02.2017), в отсутствие третьего лица - администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.04.2018 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А61-1257/2018, установил следующее.
ООО "Газпром газораспределение Владикавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) со следующими требованиями: признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - газопровод протяженностью 214 м, с кадастровым номером 15:0760000000:2252, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Алагирский район, с. Кодахджин, ул. Каряева; возложить на управление обязанность провести государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация).
Решением от 16.04.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды не учли, что строительство спорного газопровода осуществлялось в рамках программы газификации Республики Северная Осетия - Алания на 2011 год. Администрация выдала разрешение на строительство газопровода от 20.12.2011 N 23 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.01.2012 N 24. Собственником имущества, относящегося к системе газоснабжения, может являться исключительно специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие сетей газоснабжения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 20.12.2011 администрация выдала обществу разрешение N 23 на строительство газопровода в с. Кодахджин Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания общей протяженностью 228,9 м, в том числе газопровод высокого давления - 18,8 м, газопровод низкого давления - 10,1 м. Срок действия разрешения установлен до 30.03.2012 (т. 1, л. д. 19 и 20).
11 января 2012 года разрешением N 24 введен в эксплуатацию газопровод с инвентарным номером 90:205:005:000092220, протяженностью 214 м стоимостью 1 091152 рублей (л. д. 21 и 22). В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 07.08.2012, линия газопровода общей протяженностью 214 м состоит из надземной части - 4 м и подземной части - 210 м (л. д. 26).
Службой государственного и жилищного и архитектурно-строительного надзора на основании заключения государственной экспертизы проектной документации от 14.11.2011 N 15-1-0123-11 и акта итоговой проверки от 23.01.2012 N 14 составлено заключение от 26.10.2017 N 31-2017 (утверждено приказом от 26.10.2017 N 104), в соответствии с которым объект завершенного строительства (газопровод) соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации (л. д. 17).
01 ноября 2017 года общество обратилось в управление с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на газопровод (N 15/007/037/2017-455).
В связи с непредставлением обществом правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлено строительство газопровода, уведомлением от 10.11.2017 N 15/007/037/2017-455 государственная регистрация приостановлена (л. д. 10 - 13).
Действия Управления по приостановлению государственной регистрации права собственности на газопровод обществом не оспорены.
12 февраля 2018 года уведомлением N 15/007/037/2017-455 управление отказало обществу в осуществлении государственной регистрации права собственности на газопровод (л. д. 14 - 16).
Не согласившись с указанными действиями управления, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ регистрирующий орган обязан осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов на государственную регистрацию права или сделки и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица; осуществлять проверку законности сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимости в соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются: разрешение на строительство; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; документы, подтверждающие права на земельный участок.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации права на спорный объект послужили выводы управления о том, что общество не представило правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором осуществлено строительство газопровода, а также по причине отсутствия зарегистрированных прав на земельный участок.
Суды указали, что в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о земельном участке, на котором общество осуществляло строительство газопровода. Вместе с тем, спорный газопровод высокого давления как сооружение, имеет надземную часть как объект недвижимости и подземную часть.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным отказа управления в государственной регистрации права на газопровод, суды правомерно исходили из того, что в регистрирующий орган не представлены документы, подтверждающие право на земельный участок под газопроводом.
Доводы общества о том, что поскольку администрация выдала разрешение на строительство газопровода от 20.12.2011 N 23 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.01.2012 N 24, то уполномоченным органом уже проведена проверка представленных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Кроме того, в судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества пояснили, что сведения о земельных участках, на которых размещены объекты спорного газопровода, отсутствуют; договор аренды земельного участка для строительства надземных частей газопровода до настоящего времени не заключен.
При изложенных обстоятельствах у суда округа отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.04.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018 по делу N А61-1257/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.