г. Краснодар |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А18-706/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженников М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства здравоохранения Республики Ингушетия (ИНН 0602006930, ОГРН 10206009844986) - Богатырева Я.А. (доверенность от 06.09.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Республики Ингушетия - Алмазова А.М. (доверенность от 22.01.2018), в отсутствие заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (ИНН 0602013600, ОГРН 1030600280050) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Республики Ингушетия, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.03.2018 (судья Нальгиев Б.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А18-706/2017, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением взыскании с Министерства здравоохранения Республики Ингушетия (далее - министерство) 97 364 894 рубля 76 копеек пеней за каждый день просрочки исполнения обязательств по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2015 - 2017 годы (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями от 12.01.2018 и 21.02.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Республики Ингушетия и Министерство финансов Республики Ингушетия.
Решением суда от 16.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что фонд не направлял требования об уплате пени и пропустил пресекательный срок для обращения в суд о взыскании пеней за 2015 - 2016 годы. Кроме того, отсутствует вина Министерства здравоохранения Республики Ингушетия в несвоевременной оплате страховых взносов.
Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.03.2018 и постановление апелляционной инстанции от 08.06.2018, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что указанной судом статьей 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не предусмотрен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, равно как и шестимесячный срок для предъявления требований для взыскания страховых взносов в судебном порядке. Кроме того, Закон N 212-ФЗ не подлежал применению к требованиям в части пени за просрочку уплаты страховых взносов на неработающее население за 2017 год, поскольку с 01.01.2017 признан полностью утратившим силу. Суды при вынесении судебных актов неправильно применили Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), поскольку уплата пеней и штрафов за просрочку оплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируется Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Министерство здравоохранения Республики Ингушетия несвоевременно перечислило страховые взносы в фонд на неработающее население, при этом несвоевременное доведение до Министерства здравоохранения Республики Ингушетия лимитов страховых взносов на неработающее население не является основанием для отказа во взыскании с Министерства здравоохранения Республики Ингушетия пеней, начисленных за просрочку уплаты страховых взносов. Указывая в судебных актах на пропуск фондом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней за 2015 - 2016 годы, суд не учел задолженность за 2017 год.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Республики Ингушетия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представители Министерства здравоохранения Республики Ингушетия и Министерства финансов Республики Ингушетия в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Республики Ингушетия от 02.04.20111 N 113 "О возложении функций страхователя неработающего населения Республики Ингушетия на Министерство здравоохранения Республики Ингушетия" функции страхователя неработающего населения Республики Ингушетия возложены на Министерство здравоохранения Республики Ингушетия.
В соответствии с Законом Республики Ингушетия от 26.12.2014 N 70-РЗ "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" бюджетные ассигнования на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Республики Ингушетия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждены в составе расходов республиканского бюджета трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
При проведении проверки деятельности Министерства здравоохранения Республики Ингушетия по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2016 - 2017 года фонд установил, что за указанный период Министерство здравоохранения Республики Ингушетия страховые взносы на неработающее население перечисляло с нарушением сроков их уплаты, в связи с чем ему начислены 97 364 984 рубля 76 копеек пеней.
Поскольку Министерство здравоохранения Республики Ингушетия задолженность по пене не уплатило, фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая фонду в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Порядок, определяющий начисление недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017, определен Законом N 212-ФЗ, который регулировал отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления нарушения (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 13 статьи 25 Закона N 326-ФЗ установлено, что взыскание недоимки, пеней и штрафов со страхователей осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 18 Закона N 212-ФЗ, которой определено исполнение обязанности по уплате страховых взносов, а пунктом 12 предусмотрено, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Согласно этой же норме в редакции, действующей с 01.01.2017, взыскание недоимки, пеней и штрафов со страхователей осуществляется в судебном порядке.
Требование об оплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пеней и штрафов со сроком исполнения в Министерство здравоохранения Республики Ингушетия не поступало. Документально данный вывод фонд не опроверг.
Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Поскольку этот срок является пресекательным, то в случае его пропуска необходимо отказать в удовлетворении требований.
Суды установили, что фондом пропущен пресекательный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней за 2015 - 2016 годы, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении судебных актов суды учли, что Министерство здравоохранения Республики Ингушетия не отказывалось от исполнения обязательств по уплате страховых взносов, а напротив, уплачивало задолженность после поступления денежных средств на лицевой счет. Министерство здравоохранения Республики Ингушетия неоднократно обращалось в Министерство финансов Республики Ингушетия с заявлением о выделении (перечислении) лимитов бюджетных обязательств на 2015, 2016 годы. Однако заявление оставлено без исполнения.
Таким образом, как правильно установили судебные инстанции, Министерство здравоохранения Республики Ингушетия не располагало денежными средствами для своевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, при этом денежные средства, поступившие на его расчетный счет, на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в тот же день перечислены в фонд, что подтверждает отсутствие умысла Министерства здравоохранения Республики Ингушетия на уклонение от уплаты страховых взносов.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, фонд не представил в материалы дела доказательств направления Министерству здравоохранения Республики Ингушетия требований об уплате спорной суммы пеней в установленный срок.
Ссылаясь в кассационной жалобе на то, что судебные инстанции не отразили в оспариваемых судебных актах причины, по которым невозможно взыскать пени, начисленные за несвоевременное перечисление страховых взносов за 2017 год, фонд также не представил доказательства направления министерству требования об уплате суммы пеней, насчитанных министерству за несвоевременное перечисление страховых взносов за 2017 год в установленный срок. При этом, неотражение в судебных актах результатов рассмотрения приведенного довода не повлияло на правильность принятых судебных актов.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.03.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 по делу N А18-706/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.