г. Краснодар |
|
21 сентября 2018 г. |
Дело N А32-16202/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михайловой Ирины Александровны (ИНН 231400108326, ОГРНИП 310231402000033) - Кацука В.А. (доверенность от 21.04.2017) и Михайлова В.Н. (доверенность от 04.05.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Дубровина А.А. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие третьих лиц: публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), Тарасова Геннадия Николаевича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 по делу N А32-16202/2017 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Сурмалян Г.А.), установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Михайлова И.А. (далее - глава хозяйства) обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просила:
- признать незаконным отказ департамента от 07.04.2017 N 52-9911/17-32-20 в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка площадью 1 290 200 кв. м (кадастровый номер 23:18:0802000:29) для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК "им. Калинина", участок N 87;
- возложить на департамент обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять мотивированное решение по вопросу заключения с предпринимателем договора аренды спорного земельного участка на новый срок без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Кубаньэнерго" и Тарасов Г.Н.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2017 (судья Савин Р.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что на испрашиваемом земельном участке расположены здание овчарни, принадлежащее на праве собственности Тарасову Г.Н., а также линии электропередачи ВЛ-35кВ, ВЛ-10кВ, принадлежащие на праве собственности ПАО "Кубаньэнерго", что служит правомерным основанием для отказа в предоставлении участка заявителю на основании пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 решение от 25.12.2017 отменено в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Признан незаконным отказ департамента от 07.04.2017 N 52-9911/17-32-20 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 290 200 кв. м (кадастровый номер 23:18:08 02 000:29) для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК "им. Калинина", участок N 87. На департамент возложена обязанность принять мотивированное решение по заявлению главы хозяйства о заключении на новый срок без проведения торгов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:08 02 000:29 в течение месяца с даты вступления судебного акта в законную силу. Суд апелляционной инстанции указал, что в процессе подготовки межевого плана в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:18:0802000:174 кадастровым инженером выявлено несоответствие кадастровых границ земельных участков и их фактического местоположения.
В соответствии с межевым планом овчарня, территориально расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0802000:174, находится за пределами кадастровой границы данного земельного участка, что в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" свидетельствует о наличии реестровой ошибки в части определения границ данного земельного участка. Названная реестровая ошибка исправлена, кадастровые границы земельных участков приведены в соответствие с фактическими границами участков; соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Факт нахождения здания овчарни в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0802000:174 подтвержден представленными главой хозяйства в материалы дела доказательствами (акты согласования местоположений границ двух земельных участков, межевые планы земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0802000:29 и 23:18:0802000:174, а также актуальные выписки из Единого государственного реестра недвижимости). Суд апелляционной инстанции отметил, что реестровая ошибка, выразившаяся в неправильном указании кадастровых координат земельных участков, в данном случае носит формальный характер, поэтому не может быть противопоставлена праву заявителя на приобретение спорного земельного участка в арендное пользование. В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление от 03.12.2014 N 1300) размещение линий электропередачи мощность до 35 кВ на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Наличие охранных зон линий электропередачи на спорном земельном участке предполагает лишь особые условия использования территории и не препятствует возможности целевого использования земельного участка для сельскохозяйственного производства. Суд апелляционной инстанции также указал, что земельный участок более 10 лет находится во владении и пользовании заявителя, сведения о наличии правопритязаний со стороны иных физических и юридических лиц отсутствуют.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление от 10.07.2018, оставить в силе решение от 25.12.2017. Податель жалобы указывает, что на дату принятия решения об отказе в предоставлении главе хозяйства в аренду спорного земельного участка департамент обладал достоверной информацией о наличии в его границах объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иному лицу. Суд апелляционной инстанции не исследовал доводы департамента о наличии на спорном земельном участке здания овчарни и линий электропередачи, а также руководствовался сведениями, которые не существовали на момент принятия департаментом отказа от 07.04.2017 N 52-9911/17-32-20. Кроме того, на земельном участке расположены объекты энергетики (ВЛ-35кВ, ВЛ-10кВ), что требует образования земельных участков под опорами воздушной линии электропередачи и предоставления их собственнику такого объекта.
В отзыве общество указало на отсутствие оснований для отмены постановления от 10.07.2018.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представители главы хозяйства полагали, что основания для отмены апелляционного постановления отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление от 10.07.2018 следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, право собственности Краснодарского края в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 290 200 кв. м (кадастровый номер 23:18:0802000:29) зарегистрировано 20.09.2004 (т. 1, л. д. 54 - 56).
На основании постановления администрации муниципального образования Лабинский район от 14.08.2007 N 2622 управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (арендодатель) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Донскова А.Е. (арендатор) заключили договор от 20.08.2007 N 8846000047 аренды земельного участка площадью 1 290 200 кв. м (кадастровый номер 23:18:0802000:29), расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК "им. Калинина", участок N 87, предназначенного для сельскохозяйственного использования. Срок действия договора установлен со дня его государственной регистрации и до 20.08.2017 (пункты 7.1, 7.2 договора; т. 1, л. д. 20 - 22).
На основании договора от 01.03.2010 права и обязанности арендатора по договору от 20.08.2007 N 8846000047 переданы главе хозяйства (т. 1, л. д. 18, 19).
Договоры зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 14.04.2017 N 23/229/002/2017-2072 (т. 1, л. д. 54 - 56).
17 ноября 2016 года департамент направил в адрес главы хозяйства уведомление от 17.11.2016 N 52-33249/16-32-20 с предложением заключить новый договор аренды земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Глава хозяйства в целях продолжения использования спорного земельного участка обратился с соответствующим заявлением в департамент.
В письме от 07.04.2017 N 52-9911/17-32-20 департамент сообщил об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:18:0802000:29, ссылаясь на пункты 4 и 5 статьи 39.16 Земельного кодекса. Департамент указал, что согласно акту обследования от 22.03.2017 на испрашиваемом земельном участке расположены объекты капитального строительства - овчарня площадью 823,6 кв. м, принадлежащая Тарасову Г.Н. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АД N 289419); металлический гараж площадью 10 кв. м; деревянный навес и законсервированная скважина (т. 1, л. д. 12, 13).
Глава хозяйства, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
По правилам статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пункта 5 указанного Перечня к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса); на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 данного Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса); на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.16 Земельного кодекса).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии на спорном земельном участке зданий и сооружений иных лиц, препятствующих передаче земельного участка в аренду главе хозяйства. Выводы апелляционного суда в указанной части соответствуют представленным в дело доказательствам, из которых следует, что принадлежащий Тарасову Г.Н. объект недвижимости (овчарня) находится на ином земельном участка (кадастровый номер 23:18:0802000:174). Названный земельный участок принадлежит Тарасову Г.Н. на праве собственности (т. 1, л. д. 134 - 144). Реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:18:0802000:174, которая при фактическом отсутствии здания на участке главы хозяйства приводила к его отображению на публичной кадастровой карте в границах участка с кадастровым номером 23:18:0802000:29, устранена (т. 2, л. д. 24 - 52; т. 3, л. д. 13 - 80). Нахождение на испрашиваемом участке металлического гаража, деревянного навеса и скважины в силу характеристик этих объектов не свидетельствует о наличии предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении участка в аренду главе хозяйства.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции признал, что отказ в предоставлении в аренду заявителю испрашиваемого им участка не основан на нормах действующего законодательства. Заявитель имеет право на приобретение в аренду участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0802000:29 без торгов на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Довод кассационной жалобы, связанный с нахождением на участке опор линии электропередачи, принадлежащей ПАО "Кубаньэнерго" (т. 1, л. д. 171 - 173), не принимается. Суд апелляционной инстанции указал, что технические характеристики объекта энергетики (пяти опор линии электропередачи) не препятствуют использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса). Спорный земельный участок более 10 лет находится во владении главы хозяйства и используется им по целевому назначению.
Аргумент представителя департамента о том, что наличие реестровой ошибки препятствовало предоставлению земельного участка в аренду, следует отклонить. Как видно из представленного в дело заключения кадастрового инженера (т. 2, л. д. 30), реестровая ошибка содержалась в сведениях о местоположении границ смежного земельного участка (кадастровый номер 23:18:0802000:174). При этом содержавшиеся в ЕГРН сведения о границах участка с кадастровым номером 23:18:0802000:29 (т. 1, л. д. 54 - 56) позволяли определить его в качестве объекта аренды.
При таких обстоятельствах основания для отмены апелляционного постановления по доводам жалобы отсутствуют. Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал представленные участвующими в деле лицами доказательства, дал им надлежащую правовую оценку, установил имеющие значение для дела обстоятельства, верно применил нормы материального права. В силу норм главы 35 Кодекса суд округа полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе приостановление исполнения судебного акта необходимо отменить (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 по делу N А32-16202/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебного акта, принятое на основании определения от 03.08.2018, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.