г. Краснодар |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А32-45626/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - ПАО "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Меньшовой Е.Е. (доверенность от 18.05.2018 N 119/10-981), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) - Ковалевой О.В. (доверенность от 01.01.2018 N 09.НС-27/18-3), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399), общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (ИНН 7705568420, ОГРН 1037739934979), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу ПАО "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 (судьи Ильина М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-45626/2017, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее - комиссия, административный орган) о признании недействительным приказа от 19.07.2017 N 20/2017-э об установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Кубаньэнерго" для заявителей - АО "НЭСК-электросети" и ООО "Новострой".
Решением суда первой инстанции от 16.03.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.05.2018, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для признания недействительным оспариваемого приказа.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
До рассмотрения кассационной жалобы комиссия заявила ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Таким образом, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции.
Комиссия извещена о времени и месте судебного заседания. Новые доказательства по делу суд кассационной инстанции в силу названных норм закона принимать и исследовать не вправе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в комиссию с заявкой на установление платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту для АО "НЭСК-электросети" и ООО "Новострой" (далее - организации). К указанной заявке обществом приложен расчет стоимости работ, произведенный на основании приказа Минэнерго России от 08.02.2016 N 75 "Об утверждении укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства".
Согласно экспертному заключению комиссии от 30.05.2017 N 8-э по расчету платы за технологическое присоединение к сетям общества по индивидуальному проекту для организаций в расчет стоимости включены дополнительные затраты по установке на ПС оборудования для организации связи и управления ПС: телемеханизация ПС; организация каналов передачи информации с ПС и ее отображения на ДУ (2 канала); подвеска ВОЛС в объеме 19,6 км.
Общество направило в административный орган письмо от 12.07.2017 N КЭ/005/2041, согласно которому включение расходов по организации автоматизированного учета электроэнергии, телемеханики, релейной защиты и противоаварийной автоматики, связи, компенсации емкостных токов от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики не предусмотрено Укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утвержденными приказом Минэнерго России от 08.02.2016 N 75 (далее - Приказ N 75).
Комиссия приказом от 19.07.2017 N 20/2017-э установила плату по индивидуальному проекту платы за технологическое присоединение к электрическим сетям общества для организаций в размере 77 269 000 рублей.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В силу пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 3 Приказа N 75, укрупненные нормативы цены (далее - УНЦ) учитывают затраты на выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами капитального строительства, в условиях, усложняющих производство таких работ, для всех субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 Приказа N 75 УНЦ учитывают следующие затраты: затраты на оборудование и материалы, затраты на строительные и монтажные работы, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, затраты, связанные с получением заказчиком (застройщиком) и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование, проведение необходимых согласований по проектным решениям, затраты на экспертизу проекта, а также затраты на проектно-изыскательские работы и сопутствующие затраты.
Пунктом 7 Приказа N 75 установлено, что сопутствующие затраты включают: затраты на пусконаладочные работы, командировочные расходы рабочих, затраты на перевозку рабочих, затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, содержание службы заказчика (застройщика), затраты на строительный контроль и авторский надзор, прочие работы и затраты (удорожание в зимнее время, снегоборьба, осуществление работ вахтовым методом, содержание дороги и восстановление после строительства), непредвиденные затраты.
Согласно пункту 9 Приказа N 75 объем финансовых потребностей на строительство (реконструкцию) распределительного устройства ПС 35 - 750 кВ определяется на основе параметров инвестиционного проекта и включает: УНЦ ячейки выключателя (таблица В-1); объем финансовых потребностей на подготовку и благоустройство территории элементов ПС 35 - 750 кВ; затраты на проектно-изыскательские работы.
В УНЦ ячейки выключателя включено: стоимость оборудования (выключатель, разъединители, трансформаторы тока, трансформаторы напряжения, ограничители перенапряжений, оборудование связи, шкафы релейной защиты (в том числе основная защита линии с приемопередатчиком), устройства передачи команд релейной защиты и противоаварийной автоматики, автоматика управления выключателем, блоки управления приводами разъединителей, шкафы наружной установки (обогрева выключателя, питания приводов разъединителей, обогрева приводов разъединителей, зажимов выключателя), приборы учета и измерения электроэнергии), стоимость строительно-монтажных работ (в том числе демонтаж существующего оборудования) с учетом стоимости используемого материала (устройство фундаментов, опорных стоек и металлоконструкций, порталов, ошиновки, кабельного хозяйства, заземления), а также сопутствующие затраты.
В соответствии с пунктом 10 Приказа N 75 объем финансовых потребностей на строительство (реконструкцию) распределительного устройства ПС 10(6) - 20 кВ определяется на основе параметров инвестиционного проекта и включает УНЦ ячейки выключателя (таблица В-2).
Количество ячеек выключателей соответствует количеству ячеек распределительного устройства 10(6) - 20 кВ.
В УНЦ ячейки выключателя включено: стоимость ячейки с выкатным выключателем (в том числе приборы учета и измерения электроэнергии, элементы управления ячейкой), стоимость строительно-монтажных работ (в том числе демонтаж существующего оборудования) с учетом стоимости используемого материала (устройство фундаментов, опорных металлоконструкций, кабельного хозяйства, ошиновки, заземления), стоимость проектных работ, а также сопутствующие затраты.
Согласно пункту 15 приказа N 75 объем финансовых потребностей на строительство ПС 35 - 750 кВ определяется на основе параметров инвестиционного проекта и включает, в том числе, УНЦ постоянной части ПС (таблица З-1 главы VII).
УНЦ постоянной части затрат ПС включает затраты на строительство зданий и сооружений и отдельные общеподстанционные системы, строительно-монтажные работы (в том числе демонтаж существующего оборудования), а также сопутствующие затраты. В составе зданий отнесены: основные здания (общеподстанционный пункт управления (далее - ОПУ), закрытое распределительное устройство (далее - ЗРУ), релейный щит (далее - РЩ)), вспомогательные здания. В состав сооружений отнесены внутриплощадочные сети (водоснабжение и канализация, противопожарный водопровод). В составе общеподстанционных систем: автоматизированная система управления ПС, система питания собственных нужд ПС, система оперативного и постоянного тока, комплекс систем безопасности (охранная и пожарная сигнализация, система контроля доступа на объект, периметральная сигнализация, охранное видеонаблюдение), технологическое видеонаблюдение, внутриобъектовая связь (в том числе цифровая учрежденческо-производственная автоматическая телефонная станция, оборудование электропитания средств связи, система громкоговорящего оповещения). В состав стоимости основных зданий (ОПУ, ЗРУ, РЩ) включены затраты на внутреннюю отделку и внутренние коммуникации, мебель для диспетчерского и оперативного персонала, силовые сборки, система отопления и вентиляции, локальная вычислительная сеть.
Суды установили, что в укрупненном сметном расчете (далее - УСР) строительства однотрансформатной подстанции 110/10 кВ "Парус" общество заявило: стоимость работ по установке ячеек выключателя: напряжение 110 кВ в количестве 1 шт. по нормативу цены в размере 16 543 рубля согласно таблице В-1 (номер расценок В1-02, напряжение 110 кВ, норматив цены 16 543 рубля.); стоимость работ по установке ячеек выключателя, напряжением 10 кВ в количестве 16 штук, исходя из норматива цены в размере 1 660 рублей за 1 штуку в размере 26 560 рублей; стоимость работ по установке ячейки трансформатора, мощностью 6,3 МВА в количестве 1 штуки (номер расценки Т1-01-1.6, норматив цены для отдельных элементов в составе расценки Т110/НН) в размере 17 364 рубля; стоимость работ по строительству постоянной части ПС: напряжение 110 кВ (номер расценки 31-02, напряжение 110 кВ) по нормативу цены 118 497 рублей.
При этом суды указали, что в УНЦ на работы, заявленные обществом при строительстве ПС 110/10 кВ "Парус", уже включены затраты: на оборудование связи, шкафы релейной защиты (в том числе основная защита линии с приемопередатчиком), устройства передачи команд релейной защиты и противоаварийной автоматики, автоматика управления выключателем, блоки управления приводами разъединителей, шкафы наружной установки (обогрева выключателя, питания приводов разъединителей, обогрева приводов разъединителей, зажимов выключателя), приборы учета и измерения электроэнергии, выносные трансформаторы тока, заземлитель нейтрали, ограничители перенапряжений нейтрали, приборы учета и измерения электроэнергии, элементы управления ячейкой, шкафы релейной защиты, шкафы наружной установки, автоматизированная система управления ПС, систему питания собственных нужд ПС, систему оперативного и постоянного тока, технологическое видеонаблюдение, внутриобъектовую связь (в том числе цифровую учрежденческо-производственную автоматическую телефонную станцию, оборудование электропитания средств связи), которые в комплексе будут формировать систему телемеханики.
Довод общества о необходимости включения мероприятий по монтажу дополнительного оборудования и средств связи и телемеханики для организации обработки, учета и передачи в диспетчерские службы информации, обеспечивающие именно работу ПС 110/10 кВ "Парус" в составе энергосистемы с централизованным оперативно-диспетчерским управлением, изучен судами и обоснованно отклонен как необоснованный по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Пунктом 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 и действовавших в спорный период, установлено, что инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Кроме того, при вынесении судебных актов суды также учли информационное письмо ФСТ России от 21.10.2013 N СН-10761/12 "Об инвестиционной составляющей в плате за технологическое присоединение", согласно которому расходы сетевых организаций, связанные с развитием существующей инфраструктуры (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики), не включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту) и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При вынесении судебных актов суды указали, что в данном случае в соответствии с приказом комиссии от 19.07.2017 N 20/2017-э размер платы за технологическое присоединение рассчитан исходя из стоимости мероприятий по подготовке и выдаче сетевой организацией технических условий, выполнение сетевой организацией мероприятий, связанных со строительством последней мили.
При этом дополнительное включение в стоимость работ мероприятий по монтажу дополнительного оборудования, средств связи и телемеханики, обеспечивающих обработку учета и передачи в диспетчерские службы информации для функционирования ПС 110 кВ "Парус" в составе целой энергосистемы, относящихся к развитию существующей инфраструктуры, влечет увеличение размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям общества. В свою очередь указанные обстоятельства повлекут нарушение предусмотренных законом прав АО "НЭСК-электросети" и ООО "Новострой" на технологическое присоединение.
Доводы общества о том, что невыполнение мероприятий, предусматривающих телемеханизацию ПС 110/10 кВ "Парус" на аппаратуре Компас - ТМ-2,0, организацию передачи информации с ПС ПО кВ "Парус", а также ее отображение на средствах ДУ всех уровней в согласованном виде, повлечет отказ уполномоченных государственных органов в выдаче разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию, изучены судами и отклонены как несостоятельные. При этом суды указали, что данный довод носит предположительный характер и не подтвержден соответствующими документальными доказательствами.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 по делу N А32-45626/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.