г. Краснодар |
|
26 сентября 2018 г. |
Дело N А32-56643/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования города Сочи - Плотникова Д.И. (доверенность от 14.12.2017), ответчика - открытого акционерного общества "Санаторий "Южное взморье"" (ИНН 2317008757, ОГРН 1022302715710) - Голункова В.В. (доверенность от 01.12.2016), в отсутствие третьих лиц: Дакеева Харлана Ренатовича, Пайлеванян Татьяны Григорьевны, Красовской Маргариты Леонидовны, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 (судья Язвенко В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 (судьи Илюшин Р.Р., Глазунова И.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-56643/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "Санаторий "Южное взморье"" (далее - санаторий) о признании отсутствующим права собственности санатория на здание (жилой дом, общежитие) с кадастровым номером 23:49:0402029:1854, площадью 1765,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Кирова, 155 и признании права собственности муниципального образования г. Сочи на общежитие.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дакеев Х.Р., Пайлеванян Т.Г., Красовская М.Л., Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением суда от 31.05.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что нарушен порядок приватизации имущественного комплекса государственного предприятия АООТ "Санаторий "Южное взморье"", путем внесения спорного здания в уставной капитал АООТ "Санаторий "Южное взморье"".
Сделка по приватизации является ничтожной, посягает на публичные интересы, связанные с реализацией органами местного самоуправления возложенных на них задач в жилищной сфере, а также на права и охраняемые законом интересы граждан, фактически проживающих в общежитии, которые оказались незаконно лишены права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений общежития. Здание подлежало передаче в муниципальную собственность на основании положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
В отзыве на жалобу санаторий просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующему.
Из материалов дела видно и суды установили, что здание (жилой дом, общежитие) с кадастровым номером 23:49:0402029:1854, площадью 1765,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, улица Кирова, 155, принадлежит на праве собственности санаторию.
Санаторий передан из государственной собственности в собственность профсоюзной организации на основании постановления Совета Министров СССР от 17.08.1982 N 760-195 по акту приемки санатория "Южное взморье" объединенного санатория "Прогресс" от 22.10.1982.
Собственником имущества санатория (со всеми числившимися на его балансе материальными ценностями, включая здания, сооружения и другие основные фонды, в том числе спорное общежитие) после его передачи в 1982 году Центральному комитету профсоюза рабочих среднего машиностроения, стала профсоюзная организация.
Постановлением Президиума Центрального комитета профсоюза работников атомной энергетики и промышленности от 23.08.1990 N 18-10 "О собственности Центрального комитета профсоюза работников атомной энергетики и промышленности" в целях упорядочения правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом отраслевого профсоюза, установлено, что здания, сооружения и другие основные фонды 14 санаториев, в том числе и санатория "Южное взморье" (пункт 7 приложения 1), составляют единую собственность отраслевого профсоюза в лице ЦК профсоюза работников атомной энергетики и промышленности.
По решению собственника имущества санатория постановлением Президиума Центрального комитета Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности "О преобразовании санаторно-курортного учреждения санатория "Южное взморье" в предприятие общественной организации" от 18.06.1992 санаторий "Южное взморье" преобразован в предприятие общественной организации санаторий "Южное взморье" Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности.
Реорганизованное предприятие зарегистрировано постановлением главы администрации города Сочи от 28.07.1992 N 470/3 "О регистрации предприятия общественной организации санатория "Южное взморье"" Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия от 29.07.1992, регистрационный номер 971.
Устав предприятия общественной организации санаторий "Южное взморье" Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности принят решением конференции трудового коллектива санатория "Южное взморье" (протокол конференции от 01.04.1992 N 10 и утвержден постановлением Президиума ЦК Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности от 18.06.1992).
В пункте 1.3 устава отражено, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О собственности в РСФСР" учредителем предприятия являлся Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности в лице его Центрального комитета. Все имущество предприятия находится в собственности общественной организации - ЦК профсоюза, отражается в самостоятельном балансе предприятия и закреплено за ним на праве полного хозяйственного ведения (пункт 4.1 устава).
Реорганизованное предприятие общественной организации санаторий "Южное взморье" находилось в собственности общественной организации, основано на собственности общественной организации.
Согласно договору о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992 за Федерацией Независимых Профсоюзов России (ФНПР) закреплено на праве собственности имущество, бывшее в собственности Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР.
Постановлением Президиума Совета Федерации Независимых Профсоюзов России от 26.08.1992 N 6-12 "О неотложных мерах по преобразованию предприятий, основанных на собственности профсоюзов, и их добровольных объединений в акционерные общества" утверждены Положение о порядке и условиях использования имущества профсоюзов на территории РФ (приложение 1 к постановлению) и Положение о коммерциализации предприятий профсоюзов с одновременным преобразованием их в акционерные общества открытого или закрытого типа (приложение 2 к постановлению).
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке и условиях использования имущества профсоюзов на территории РФ (далее - Положение) собственностью профсоюзов Российской Федерации являются, в том числе, санаторно-курортные предприятия.
Решение об изменении формы собственности предприятий, основанных на собственности профсоюзов, по объектам, не отнесенным к общероссийской профсоюзной собственности, принимается соответствующими региональными и отраслевыми профобъединениями (пункт 2.2 Положения).
Пунктом 2.5.2 Положения установлено, что учредителями акционерных обществ по объектам, не отнесенным к общероссийской профсоюзной собственности, выступают соответствующие региональные и отраслевые профобъединения.
Постановлением Президиума ЦК Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности от 03.09.1992 N 13-1 принято решение провести акционирование санаторно-курортных, оздоровительных и иных предприятий, относящихся к собственности профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, согласно приложению.
Согласно приложению N 1 к названному постановлению в реестр здравниц, относящихся к собственности профсоюза и подлежащих реорганизации, включен, в том числе, и санаторий "Южное взморье".
Протоколом совместного заседания по вопросу акционирования предприятий, относящихся к собственности Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности от 01.10.1992, принято решение об акционировании предприятий общественной организации Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, в том числе санатория "Южное взморье".
В силу пункта 2.5.4 Положения отраслевые профсоюзы могут передавать права учредителя и пакет акций акционерных обществ в соответствующие фонды профсоюзного имущества.
В соответствии с пунктом 3 постановления Президиума ЦК Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности от 03.09.1992 N 13-1 право выступать учредителем акционерных предприятий, созданных на базе собственности профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, предоставлено Фонду имущества профсоюза.
11 марта 1993 года Фондом имущества Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности "Профатомфонд", Фондом муниципального имущества г. Сочи, а также представителем членов трудового коллектива санатория "Южное взморье" составлена и подписана заявка о создании акционерного общества открытого типа путем реорганизации санатория "Южное взморье".
Согласно пункту 37 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 25.12.1990 N 601, вкладом участника общества могут быть здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности.
2 апреля 1993 года Фонд имущества Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности "Профатомфонд" на основании заявки на регистрацию общества, во исполнение условий создания и деятельности акционерного общества передал в качестве вклада в уставный капитал АООТ "Санаторий "Южное взморье"" имущество, в том числе здание общежития. Данные обстоятельства подтверждаются актом приема-передачи от 02.04.1993.
Акционерное общество зарегистрировано постановлением главы администрации г. Сочи от 25.03.1993 N 214/15 "О перерегистрации предприятия общественной организации - санаторий "Южное взморье" Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности в санаторий, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия от 26.03.1993, регистрационный N 971.
Ссылаясь на то, что у санатория не возникло право собственности в отношении здания общежития ввиду ничтожности сделки по приватизации, администрация обратилось с иском в арбитражный суд.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Администрация, заявляя требование о признании отсутствующим права санатория на спорное помещение, ссылается на то, что в силу закона общежитие должно находиться в муниципальной собственности.
Как следует из пункта 2 постановления N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся передаются в муниципальную собственность.
В пункте 1 Приложения N 3 названного постановления указано, что к объектам муниципальной собственности относится жилищный и нежилой фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий.
В соответствии со статьями 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР и статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", действовавших в период приватизации спорной недвижимости, общежития являются жилыми помещениями и относятся к жилому фонду.
Статья 103 Гражданского кодекса РСФСР предусматривала, что собственностью профсоюзных и иных общественных организаций является имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
В соответствии со статьей 20 Закона СССР от 10.12.1990 N 1818-1 "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами; профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать необходимые фонды солидарности, культурно-просветительные и иные необходимые фонды.
Согласно статье 102 Гражданского кодекса РСФСР профсоюзные и иные общественные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали верный вывод о том, что спорное имущество передано в уставный капитал санатория в соответствии с нормами действовавшего на момент передачи законодательства, а ответчик стал собственником спорного имущества с момента внесения его в уставный капитал.
Согласно пункту 16 постановление N 3020-1 порядок разграничения государственной собственности, установленный данным постановлением, не распространяется на объекты, находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц.
Поскольку спорный объект недвижимого имущества к моменту принятия постановления N 3020-1 находился в собственности профсоюзной организации, суды сделали обоснованный вывод о том, что на спорные правоотношения не распространяется установленный указанным постановлением порядок разграничения государственной собственности в Российской Федерации.
Доводы администрации о нарушении порядка приватизации, не могут быть приняты как обоснованные.
Статья 93 Гражданского кодекса РСФСР устанавливала, что социалистической собственностью является: государственная (общенародная) собственность; колхозно-кооперативная собственность; собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Таким образом, собственность ФНПР не являлась государственной, а порядок передачи имущества ФНПР другим лицам не является приватизацией, не регулируется нормами законодательства о передаче имущества из государственной (муниципальной) собственности в частную.
В силу статьи 3 Гражданского кодекса РСФСР акты ФНПР не относились к актам гражданского законодательства, не могли содержать нормы гражданского права. Акты ФНПР могут содержать лишь нормы, действующие внутри организации, за нарушение которых может последовать лишь дисциплинарная ответственность.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А32-56643/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку спорный объект недвижимого имущества к моменту принятия постановления N 3020-1 находился в собственности профсоюзной организации, суды сделали обоснованный вывод о том, что на спорные правоотношения не распространяется установленный указанным постановлением порядок разграничения государственной собственности в Российской Федерации.
...
Статья 93 Гражданского кодекса РСФСР устанавливала, что социалистической собственностью является: государственная (общенародная) собственность; колхозно-кооперативная собственность; собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Таким образом, собственность ФНПР не являлась государственной, а порядок передачи имущества ФНПР другим лицам не является приватизацией, не регулируется нормами законодательства о передаче имущества из государственной (муниципальной) собственности в частную.
В силу статьи 3 Гражданского кодекса РСФСР акты ФНПР не относились к актам гражданского законодательства, не могли содержать нормы гражданского права. Акты ФНПР могут содержать лишь нормы, действующие внутри организации, за нарушение которых может последовать лишь дисциплинарная ответственность."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2018 г. N Ф08-7864/18 по делу N А32-56643/2017