г. Краснодар |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А63-19383/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (ИНН 2615012283, ОГРН 1022602821240) - Тереховой О.В. (доверенность от 11.01.2018), от третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новоалександровскому району Ставропольского края (ИНН 2615012580, ОГРН 1042600589998) - Азарян А.Г. (доверенность от 15.01.2018), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зайцева Виктора Георгиевича (ИНН 261500251671, ОГРНИП 304264410500020), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зайцева Виктора Георгиевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.03.2018 (судья Ермилова Ю.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-19383/2017, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зайцев Виктор Георгиевич (далее -страхователь, глава КФХ) обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (далее -пенсионный фонд) о признании незаконными акта документальной проверки от 28.09.2017, решения от 18.10.2017 N 1 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, действий должностного лица начальника пенсионного фонда незаконными, действий должностного лица заместителя начальника отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями незаконными, о признании.
Решением от 26.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.06.2018, в удовлетворении требований о признании недействительным решения, незаконными действий должностных лиц пенсионного фонда по организации и проведении документальной проверки выплаты страховых взносов в отношении страхователя отказано. В части требования о признании незаконным акта документальной проверки производство по делу прекращено на том основании, что данный документ не отвечает признакам ненормативного правового акта. Судебные акты в части отказа в удовлетворении требований мотивированы законностью решения пенсионного фонда.
В кассационной жалобе глава КФХ просит отменить решение, постановление и принять новый судебный акт, полагая, что оспариваемое решение вынесено неуполномоченным органом. По мнению подателя жалобы, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 250 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) пенсионный фонд в случае выявления неоплаты страховых взносов должен предать данную информацию налоговому органу, а не выносить решение о привлечении страхователя к ответственности в виде предложения уплатить образовавшуюся недоимку.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Новоалександровскому району Ставропольского края просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
В возражении на кассационную жалобу пенсионный фонд просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность вынесенного ненормативного правового акта.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее. Из содержания кассационной жалобы следует, что глава КФХ обжалует судебные акты в части отказа в признании незаконным решения пенсионного фонда. Таким образом, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 31.07.2017 по 04.09.2017 пенсионным фондом в отношении страхователя проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 2014 по 2016 годы, в рамках которой установлено, что глава КФХ страховые взносы в отношении членов КФХ Гуньковой Л.В. и Гуньковой М.М. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 не уплачивал.
По результатам проверки пенсионным фондом составлен акт от 25.09.2017 N 1 и вынесено решение от 18.10.2017 N 1, в соответствии с которым страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 110 591 рубля 52 копеек и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 21 692 рублей 96 копеек.
Не согласившись с решением пенсионного фонда, страхователь обратился с настоящим заявлением в суд, ссылаясь на отсутствие полномочий у пенсионного фонда на вынесение оспариваемого ненормативного правового акта.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (действовавшего в спорный период) плательщик страховых взносов обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ независимо от способа регистрации крестьянского хозяйства на главы крестьянских (фермерских) хозяйств возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с принятием Закона N 250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Суды установили, что задолженность главы КФХ по страховым взносам образовалась за период 2014 - 2016 годы.
Решение пенсионного фонда от 18.10.2017 N 1 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах в виде предложения произвести уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 110 591 рубля 52 копеек и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 21 692 рублей 96 копеек вынесено пенсионного фонда в порядке осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Данным решением начислены только страховые платежи, глава КФХ не привлечен к ответственности.
На основании изложенного окружной суд приходит к выводу о том, что по имевшим место до 01.01.2017 нарушениям требований Закона N 212-ФЗ правомочие на рассмотрение вопроса о привлечение к ответственности имеют только органы пенсионного фонда и ФСС России.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу. Доводы кассационной жалобы сделаны при неправильном применении норм материального права.
Доводы жалобы о необоснованном привлечении к участию в деле третьего лица - налогового органа, окружным судом отклоняется, поскольку не свидетельствуют о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.03.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А63-19383/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.