г. Краснодар |
|
04 октября 2018 г. |
Дело N А32-30077/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества санаторий "Магадан" (ИНН 2318001955, ОГРН 1022302787187) - Чуб Ю.М. (доверенность от 07.08.2018), в отсутствие представителей ответчиков: администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), департамента имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи, департамента имущественных отношений Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи, департамента имущественных отношений администрации города Сочи, департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 (судьи Ванин В.В., Маштакова Е.А., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-30077/2017, установил следующее.
Открытое акционерное имущество "Санаторий "Магадан" (далее - общество) подало в Арбитражный суд Краснодарского края иск к администрации муниципального образования город-курорт Сочи, департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - администрация, департамент имущественных отношений администрации) о взыскании с муниципального образования город-курорт Сочи за счет средств его казны 21 810 679 рублей 43 копейки неосновательного обогащения в виде излишне внесенной арендной платы по договору от 18.03.1996 N 4900000098 аренды земельного участка площадью 123 300 кв. м с кадастровым номером 23:49:0123014:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, ул. Декабристов, 161 (далее - договор аренды, земельный участок), с 10.07.2014 по 31.12.2016, 2 612 005 рублей 52 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 10.07.2014 по 26.03.2017, процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) на сумму задолженности 21 810 679 рублей 43 копейки с 27.03.2017 по дату фактического исполнения обязательства (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент по финансам и бюджету администрации, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент по финансам, департамент имущественных отношений края).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018, иск удовлетворен со следующей мотивировкой. Арендная плата за земельный участок относится к регулируемым ценам. Для земельного участка, относящегося к категории земель особо охраняемых территорий (земли курорта федерального значения), с 2008 года по 2014 год действовала ставка арендной платы, установленная приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.09.2008 N 270 "Об определении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов" (далее - приказ Минэкономразвития N 270), в размере 3,04 рубля за 1 кв. м, а с 01.01.2015 - аналогичная ставка, установленная приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.03.2013 N 109 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" (далее - приказ Минэкономразвития N 109). Применение иной ставки в спорный период повлекло излишнее внесение арендной платы и неосновательное обогащение муниципального бюджета.
Администрация, департамент имущественных отношений администрации и департамент по финансам обжаловали решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов. Основания для перерасчета арендной платы, а также основания для взыскания с муниципального образования город-курорт Сочи суммы неосновательного обогащения отсутствуют. Заключая договор аренды, общество согласилось с размером арендной платы.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты изменить, взыскав с муниципального образования город-курорт Сочи 17 317 415 рублей 56 копеек неосновательного обогащения в виде излишне внесенной арендной платы по договору аренды с 10.07.2014 по 31.12.2016, а также 1 952 535 рублей 83 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами с 10.07.2014 по 26.03.2017.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании постановления главы администрации от 26.08.1994 N 759 "О порядке предоставления в аренду земельных участков в городе Сочи под приватизированными зданиями и сооружениями" комитет по управлению имуществом города Сочи (арендодатель) и акционерное общество открытого типа "Пансионат "Магадан"" (арендатор) 18.03.1996 заключили договор аренды земельного участка, площадь которого составляла 74 200 кв. м, под зданиями и сооружениями в целях санаторно-курортной деятельности до 01.01.2045.
Дополнительным соглашением от 21.08.1996 N 085 стороны уточнили площадь земельного участка и установили с 01.04.2000 годовую арендную плату в размере 566 630 рублей 10 копеек. На 2013, 2014 годы арендная плата устанавливалась в размере 3 428 039 рублей 82 копейки. Дополнительным соглашением от 13.01.2015 N 2 на основании приказа Минэкономразвития N 109 с 01.01.2015 годовой размер арендной платы установлен в размере 10 375 794 рубля, а на 2016 год с учетом коэффициента инфляции - 11 039 844 рубля 82 копейки.
С 10.07.2014 по 31.12.2016 общество внесло в качестве арендной платы 22 773 974 рубля 36 копеек, в том числе с 10.07.2014 по 31.12.2014 - 1 728 107 рублей 74 копейки, с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 10 269 058 рублей 39 копеек, с 01.01.2016 по 31.12.2016 - 10 776 808 рублей 23 копейки, что подтверждено платежными поручениями и сторонами не оспаривается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 N 974 общество включено в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (пункт 200.7 Программы). По данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием под пансионатом на 450 мест и пионерлагерем на 344 места (выписка из реестра от 16.08.2017 N 23/264/002/2017-9121).
Считая, что администрация неверно производила расчет арендной платы с 01.01.2013 по 31.12.2016, общество направило ей претензию от 27.03.2017 с предупреждением о необходимости зачета 3 040 135 рублей 82 копеек излишне внесенной арендной платы за 2013 год в счет будущих платежей, а также возврата 26 084 237 рублей 40 копеек излишне внесенной арендной платы с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Претензия оставлена администрацией без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) одним из основных принципов земельного законодательства названо деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7). Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункты 2, 4 пункта 1 статьи 7). Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83). В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное значение (пункт 10 статьи 85). К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель), в силу статей 606, 610, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса (в редакции, действующей после 01.03.2015), порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, определяется соответственно уполномоченными федеральным органом и органом местного самоуправления.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
При этом стороны не лишены права требовать внесения в заключенный ими договор аренды изменений, обусловленных изменениями законодательства (пункт 16 постановления Пленума N 73, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
Согласно пункту 7 статьи 16, пункту 2.1 статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения, относятся к собственности Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, предусмотрена возможность расчета арендной платы в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
Приказом Минэкономразвития N 109 с 01.01.2015 до 01.01.2040 в отношении находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, утверждена ставка арендной платы в размере 17,22 рубля за 1 кв. м, а относящихся к категории земель особо охраняемых территорий - 3,04 рубля за 1 кв. м. Признанным утратившим силу приказом Минэкономразвития N 270 в редакции приказа от 04.04.2011 N 147 до 01.01.2015 предусматривались аналогичные ставки для земельных участков, находящихся как в федеральной, так и в муниципальной собственности.
Утвержденным постановлением администрации города Сочи от 18.07.2016 N 1699 Порядком расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов предусмотрена возможность определения в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, размера регулируемой арендной платы за находящиеся в муниципальной собственности земельные участки (подпункт "б" пункта 2), предоставленные для размещения объектов, перечень которых приведен в пункте 4 Порядка.
Действовавшим до 01.08.2016 постановлением главы города Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" предусматривался расчет арендной платы в соответствии со ставками арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, которые устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 5.4).
Установленные приведенными нормативными актами Минэкономразвития ставки арендной платы дифференцированы в зависимости от категории земель, к которой относится земельный участок (земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий), а не выделенных в пределах границ населенных пунктов зон (зон особо охраняемых территорий). В материалах дела отсутствуют доказательства относимости земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий в смысле статьи 94 Земельного кодекса. В этой связи, выводы судов первой и апелляционной инстанций о применимости в рассматриваемом случае ставок арендной платы в размере 3,04 рубля за 1 кв. м, установленных приказами Минэкономразвития N 109, 270 для земельных участков, относящихся к категории земель особо охраняемых территорий, и о наличии на стороне муниципального образования неосновательного обогащения в размере 21 810 679 рублей 43 копеек не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, суды не учли, что общество отыскивает неосновательное обогащение за период до 31.12.2016, а установленные с 01.01.2015 приказом Минэкономразвития N 109 ставки действуют только в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, постановление главы города Сочи от 30.06.2009 N 210 действовало до 01.08.2016, а в перечне объектов, приведенном в пункте 4 действующего с 02.08.2016 Порядка, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 18.07.2016 N 1699, олимпийские объекты отсутствуют.
Суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. Направление дела на новое рассмотрение в данном случае обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А32-30077/2017 отменить.
Дело N А32-30077/2017 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленные приведенными нормативными актами Минэкономразвития ставки арендной платы дифференцированы в зависимости от категории земель, к которой относится земельный участок (земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий), а не выделенных в пределах границ населенных пунктов зон (зон особо охраняемых территорий). В материалах дела отсутствуют доказательства относимости земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий в смысле статьи 94 Земельного кодекса. В этой связи, выводы судов первой и апелляционной инстанций о применимости в рассматриваемом случае ставок арендной платы в размере 3,04 рубля за 1 кв. м, установленных приказами Минэкономразвития N 109, 270 для земельных участков, относящихся к категории земель особо охраняемых территорий, и о наличии на стороне муниципального образования неосновательного обогащения в размере 21 810 679 рублей 43 копеек не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2018 г. N Ф08-7574/18 по делу N А32-30077/2017
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4667/2024
08.02.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30077/17
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30077/17
21.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6959/19
23.04.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4255/19
31.01.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30077/17
04.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7574/18
16.07.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9593/18
16.05.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30077/17