г. Краснодар |
|
12 октября 2018 г. |
Дело N А32-49513/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Лексика-СЛПК" (ИНН 7707291325, ОГРН 1027739511436) - Белотелова К.А. (доверенность от 24.04.2018), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Осокиной Н.В. (доверенность от 10.10.2018), Корякиной Т.С. (доверенность от 02.07.2018), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2018 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ефимова О.Ю., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-49513/2017, установил следующее.
АО "Лексика-СЛПК" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 16.10.2017 N 13-13/35984 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов; обязании возвратить 6 012 217 рублей 14 копеек излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов (5 095 099 рублей 25 копеек таможенной пошлины, 917 117 рублей 89 копеек налога на добавленную стоимость) (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 24.04.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.07.2018, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы ошибочной уплатой при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товара по спорным ДТ таможенной пошлины исходя из ставки 15%. Величина ставки таможенного тарифа в соответствии с приложением N 1 к Протоколу от 06.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1964" (далее - Протокол о присоединении, Соглашение ВТО) в отношении товара, классифицируемого по коду 4810 92 300 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), составляет 5%. В нарушение норм международных договоров Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и регионального интеграционного объединения таможня неправомерно отказала обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы ссылается, что на даты регистрации таможенных деклараций, указанных в заявлении общества, Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза устанавливалась ставка 15% от таможенной стоимости. Система соглашений ВТО предусматривает возможность невыполнения принятых ее членами обязательств. Соглашение ВТО не создает прав и обязанностей для физических или юридических лиц членов ВТО. Правительство Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации сохраняют право после присоединения к ВТО применять меры, необходимые для регулирования отношений, являющихся предметом Соглашения ВТО, в том числе и меры, противоречащие обязательствам, принятым Российской Федерацией в соответствии с Протоколом о присоединении.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что во исполнение заключенного между обществом и компанией "KOLICEVO KARTON D.O.O" (Словения) контракта от 01.01.2009 N 01/01/09-LEXICA, на таможенную территорию Таможенного союза ввезен картон мелованный, многослойный, для упаковки, не для пищевых целей, в листах и рулонах (далее - товар), который общество оформило по ДТ N 10317090/030815/0009859, 10317090/200715/0009404, 10317090/181015/0012508, 10317090/180515/0006524, 10317090/211215/0015944, 10317090/070616/0009070, 10317090/051015/0012087, 10317090/271015/0012924, 10317090/020915/0010856, 10317090/100915/0011196, 10317090/230915/0011625, 10317090/300915/0011929, 10317090/291015/0013015, 10317090/030915/0010914, 10317090/171215/0015657, 10317090/070315/0002966, 10317090/290315/0004268, 10317090/050415/0004639, 10317090/270315/0004125, 10317090/290415/0005659, 10317090/200515/0006633, 10317090/250515/0006784, 10317090/140615/0007832, 10317090/220615/0008203, 10317090/250615/0008391, 10317090/050915/0010981, 10317090/061015/0012142, 10317090/150915/0011332 (далее - спорные ДТ) с указанием кода ТН ВЭД 4810 92 900 9 "бумага и картон прочие: - многослойные: - прочие", ставка таможенной пошлины 5%.
По результатам проведенной при таможенном оформлении товара экспертизы таможней приняты решения о классификации товара в иной товарной подсубпозиции 4810 92 300 0 "только с одним беленым наружным слоем" (ставка таможенной пошлины 15%), произведен зачет денежного залога, внесенного обществом в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в размере 6 012 217 рублей 14 копеек дополнительно начисленных обществу таможенных платежей.
Товар по спорным ДТ выпущен таможенным органом для внутреннего потребления.
Впоследствии общество, полагая, что ставка таможенной пошлины в отношении спорного товара применена им неверно, обратилось в таможенный орган с заявлением от 05.10.2017 N 36 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
В письме 16.10.2017 N 13-13/35984 таможня сообщила обществу о невозможности возврата денежных средств в силу действующего законодательства.
Общество обжаловало решение таможенного органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали вывод об обоснованности заявленных обществом требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно части 2 статьи 77 Таможенного кодекса для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (статья 6 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
06 декабря 2011 года подписан Протокол о присоединении, который вступил в силу с 22.08.2012, согласно приложению N 1 к которому ставка таможенного тарифа в отношении товара, классифицируемого по коду 4810 92 300 0, составляет 5%.
С даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.
При этом первая, присоединяющаяся к ВТО, сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза (пункт 1 статьи 1 Договора 19.05.2011 "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", заключенного между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (далее - Договор от 19.05.2011),.
С момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО (пункт 2 статьи 1 Договора от 19.05.2011).
Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами (пункт 1 статьи 2 Договора от 19.05.2011).
Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2 статьи 2 Договора от 19.05.2011).
Судебные инстанции исследовали представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и, установив, что в спорном периоде времени ставка таможенного тарифа в отношении ввезенного обществом по спорным ДТ товара, классифицируемого по коду 4810 92 300 0, составляла 5%, сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия таможенного органа, выраженные в письме от 16.10.2017 N 13-13/35984, не соответствуют действовавшим в спорный период международным договорам Российской Федерации и таможенному законодательству Таможенного союза.
Таможенный тариф в отношении ввезенного обществом по спорным ДТ товара подлежал применению исходя из ставки в размере 5%. Следовательно, таможенные платежи, уплаченные с применением ставки более 5%, являются излишне уплаченными.
Сходная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2017 N 308-КГ17-9157, 27.07.2017 N 308-КГ17-9160.
Суд рассмотрел и обоснованно отклонил ссылки таможни на статью 22 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (подписана в г. Марракеше 15.04.1994, далее - Договоренность) и пункт 3 статьи 9 Соглашения ВТО в обоснование довода о праве Российской Федерации не соблюдать обязательства, вытекающие из названного Соглашения.
Так, судебная коллегия отметила, что статья 22 Договоренности не предусматривает, что невыполнение одним из членов ВТО своих обязательств допустимо в соответствии с обязательствами в рамках ВТО, а лишь устанавливает порядок действий на случай нарушения одним из членов ВТО своих обязательств.
В силу пункта 3 статьи 9 Соглашения ВТО решение об освобождении члена от обязательства, вытекающего из настоящего Соглашения или любого из Многосторонних торговых соглашений, принимается Конференцией министров в исключительных обстоятельствах. Согласно подпункту "а" пункта 3 статьи 9 Соглашения ВТО просьба об освобождении от обязательства, вытекающего из настоящего Соглашения, представляется Конференции министров для рассмотрения на основе практики принятия решений путем консенсуса. Конференция министров устанавливает срок рассмотрения такой просьбы, который не должен превышать 90 дней.
Решение Конференции министров об освобождении от обязательства устанавливает наличие исключительных обстоятельств, оправдывающих такое решение, сроки и условия его применения, а также дату окончания его действия (пункт 4 статьи 9 Соглашения ВТО).
Изложенное свидетельствует, что Соглашением ВТО предусмотрена лишь возможность освобождения члена ВТО от обязательств в исключительных случаях по просьбе самого члена ВТО и на основании решения Конференции министров, но не возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств.
Таможня не представила доказательства, свидетельствующие о том, что такое решение об освобождении было принято в отношении обязательства Российской Федерации об установлении с 22.08.2012 ставок ввозной таможенной пошлины на картоны многослойные на уровне 5%.
Правильность классификационных кодов и расчет суммы излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом не оспаривается.
Установив излишнюю уплату обществом 6 012 217 рублей 14 копеек таможенных платежей в связи с применением при их исчислении ставки 15% вместо 5%, судебные инстанции правомерно обязали таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи.
Суд учел, что в соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно обязали таможенный орган осуществить возврат декларанту излишне взысканные таможенные платежи.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А32-49513/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (статья 6 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
...
Суд учел, что в соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2018 г. N Ф08-8586/18 по делу N А32-49513/2017
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6435/19
12.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8586/18
16.07.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9440/18
24.04.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49513/17