г. Краснодар |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А32-35380/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истца - министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940) - Шкильного Р.А. (доверенность от 11.01.2018), от ответчиков: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурмы Н.А. (доверенность от 04.01.2018), федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841) - Степаненковой Л.Н. (доверенность от 27.04.2017), в отсутствие третьих лиц - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, общества с ограниченной ответственностью "ЗемЭнергоЦентр", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 (судьи Ковалева Н.В., Нарышкина Н.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-35380/2017, установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество) и федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - предприятие) с иском, в котором просило:
- изъять для государственных нужд Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:43:0210001:142 площадью 5534 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:16373 площадью 58 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0210001:143 площадью 399 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с расположенными на участках улучшениями, а именно: уборной, мощением, пожарным резервуаром N 1, пожарным резервуаром N 2, путем прекращения права аренды общества, в целях строительства объекта: "Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к городу Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский (1 этап - строительство мостового перехода через реку Кубань)";
- изъять для государственных нужд Краснодарского края расположенный на указанных земельных участках объект недвижимого имущества - вольер с кадастровым номером 23:43:0000000:4449, площадью 207,6 кв. м, литера Б, инвентарный номер 03:401:001:010001610:0002, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Новороссийское направление железной дороги 676 км, и прочно связанные с ним улучшения, а именно: забор железобетонный, ограждение выгула, ограждение периметра, уборную, навес, навес, навес над выгулом, навес над выгулом, навес над выгулом, склад, мощение (дорожка к вольеру), освещение территории, путем прекращения права хозяйственного ведения предприятия, в целях строительства объекта: "Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский (1 этап - строительство мостового перехода через реку Кубань)";
- определить возмещение за изымаемые земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0210001:142, 23:43:0000000:16373, 23:43:0210001:143 и расположенные на участках улучшения (уборную, мощение пожарного резервуара N 1, пожарный резервуар N 2) в размере 10 400 924 руб. Определить, что возмещение за изымаемые объекты недвижимости перечисляется на расчетный счет общества;
- определить возмещение за изымаемый объект недвижимого имущества - вольер с кадастровым номером 23:43:0000000:4449 и прочно связанные с ним улучшения (забор железобетонный, ограждение выгула, ограждение периметра, уборная, навес, навес, навес над выгулом, навес над выгулом, навес над выгулом, склад, мощение (дорожка к вольеру), освещение территории) в размере 1 902 070 рублей 12 копеек. Определить, что возмещение за изымаемый объект недвижимости перечисляется на расчетный счет предприятия (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Иск основан на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), нормах Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивирован следующим. Документация по планировке территории объекта капитального строительства "Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к городу Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский (1 этап - строительство мостового перехода через реку Кубань)" утверждена приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (далее - департамент) от 03.04.2014 N 56. Министерством строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края (правопредшественник истца) издан приказ от 03.08.2015 N 149 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края" в целях строительства участка автомобильной дороги. Однако направленный в адрес общества и предприятия проект соглашения об изъятии, с установлением размера возмещения, ответчиками не подписан. Поэтому министерство обратилось в арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и объекта недвижимости для региональных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЗемЭнергоЦентр" и межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018, требования министерства удовлетворены. Суд изъял для государственных нужд Краснодарского края путем прекращения права аренды общества земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0210001:142, 23:43:0000000:16373, 23:43:0210001:143, определив, что размер подлежащей перечислению обществу денежной компенсации составляет 10 400 924 рубля. Суд изъял для государственных нужд Краснодарского края путем прекращения права хозяйственного ведения предприятия объект недвижимого имущества - вольер с кадастровым номером 23:43:0000000:4449, определив, что размер подлежащей перечислению предприятию денежной компенсации составляет 1 902 070 рублей 12 копеек.
Судебные инстанции установили, что в связи с необходимостью строительства на территории муниципального образования город Краснодар объекта регионального значения (автомобильной дороги) министерством строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края принят приказ от 03.08.2015 N 149 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края". Решено изъять земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0210001:142 площадью 5534 кв. м., 23:43:0000000:16373 площадью 58 кв. м и 23:43:0210001:143 площадью 399 кв. м, образованные из участка с кадастровым номером 23:43:0210001:19 площадью 94 605 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, по направлению Краснодар-Новороссийск, а также расположенного на них объекта недвижимого имущества - вольера с кадастровым номером 23:43:0000000:4449 площадью 207,6 кв. м, литера Б, инвентарный номер 03:401:001:010001610:0002, в целях строительства объекта: "Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский (1 этап - строительство мостового перехода через реку Кубань)". В соответствии с приказом департамента от 03.04.2015 N 56 место размещения объекта строительства соответствует документам территориального планирования (схеме территориального планирования Краснодарского края, проекту планировки). Иные варианты возможного размещения объекта регионального значения (варианты строительства автомобильной дороги) отсутствуют. В адрес общества и предприятия направлено уведомление от 06.08.2015 N 207-7857/15-01-08 о принятом решении. С целью определения размера возмещения за изымаемые земельные участки и строения министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края заключило договор с оценочной организацией на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков и объекта недвижимости (вольера). Согласно отчету об оценке от 06.03.2017 N 004-03/17, подготовленному ООО "ЗемЭнергоЦентр", подлежащая выплате обществу в качестве возмещения за изъятие земельных участков денежная сумма составляет 10 400 924 рубля. Денежная сумма, подлежащая выплате предприятию в качестве возмещения за изъятие вольера, составляет 1 902 070 рублей 12 копеек. Министерством подготовлен проект соглашения об изъятии имущества, в котором, в частности, предусмотрены условия изъятия, в том числе размеры возмещения и сроки выплат. Проект соглашения направлен ответчикам 14.04.2017 с сопроводительными письмами от 13.04.2017 N 60-4690/17-11.03-09 и N 60-4689/17-11.03-09. Однако общество и предприятие соглашение об изъятии не подписали, что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с исковым заявлением. При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что решение об изъятии земельных участков и вольера, оформленное приказом от 03.08.2015 N 149, принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 15.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" министерство является органом, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края в целях строительства объектов регионального значения, в том числе, автомобильных дорог. Решение об изъятии земельных участков для государственных нужд и объекта недвижимого имущества оформлено в соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса. Соблюдены и предусмотренные статьей 56.3 Земельного кодекса условия изъятия недвижимого имущества для государственных нужд в целях строительства объекта регионального значения, который предусмотрен схемой территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 438, а также документацией по планировке территории, утвержденной приказом департамента от 03.04.2014 N 56. Размер возмещения за изымаемое для государственных нужд недвижимое имущество, включающего рыночную стоимость недвижимого имущества (рыночную стоимость прав на земельные участки, права на которые подлежат прекращению), а также убытки, причиненные изъятием имущества, определен министерством на основании отчета об оценке от 06.03.2017 N 004-03/17, подготовленного ООО "ЗемЭнергоЦентр". Экспертным заключением саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков" N 23/070317/02 подтверждено, что отчет от 06.03.2017 N 004-03/17 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Ответчики сумму возмещения за изъятие не оспаривают, методику его расчета не опровергли. Проекты соглашений об изъятии недвижимости для региональных нужд соответствуют положениям статьи 56.9 Земельного кодекса. Суд первой инстанции указал также на отсутствие необходимости отражать в резолютивной части решения временных конструкций и улучшения, располагающиеся на изымаемых участках, поскольку в отчете об оценке при определении размера возмещения их стоимость учтена. Довод общества о том, что земельный участок не может быть изъят для государственных нужд, который обслуживает иные публичные интересы, отклонен апелляционным судом со ссылкой на пункт 5 статьи 56.3 Земельного кодекса и утвержденные Минэкономразвития России "Рекомендации по применению Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (пункт 39). Не принят ввиду необоснованности и довод ответчика о необходимости учета при изъятии особенностей целевого назначения и нормативного регулирования в отношении земель железнодорожного транспорта. Суд апелляционной инстанции отметил, что основаниями для изъятия объектов недвижимости послужили документы территориального планирования Краснодарского края, утвержденные в установленном порядке, и не оспоренные ответчиками.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие сделанных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Изъятие в гражданско-правовом порядке земельного участка железнодорожного транспорта, предназначенного для удовлетворения публичных нужд (интересов), с целью удовлетворения других публичных нужд (интересов), является неправомерным. Установление приоритетов в использовании земельных участков не входит в компетенцию судебных органов. Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником повлечет прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Удовлетворение исковых требований лишает общество законного права владения и пользования земельными участками по предназначению, а также препятствует исполнению обществом обязанностей, установленных законодательством о транспортной безопасности. Изъятие спорных участков приведет к изменению целостности сформированного земельного участка полосы отвода железной дороги, а равно к нарушению норм отвода, требований по обеспечению транспортной безопасности и деятельности железнодорожного транспорта. Изъятие части полосы отвода железной дороги с расположенными на них кабельными линиями электроснабжения, магистральными кабелями связи, оборонительным сооружением типа "ДОТ", системой видеонаблюдения и проникновения, приведет к изменению целостности ранее сформированного земельного участка полосы отвода железной дороги. Суды неправильно применили к спорным отношениям положения статьи 49 Земельного кодекса в части изъятия, как исключительной меры. Субаренда земельного участка является достаточной мерой, обеспечивающей возможность строительства объекта регионального значения. При этом выводы судов, равно как и доводы министерства, об обоснованности изъятия для указанной цели, отсутствуют.
Министерство в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению истца, выводы судебных инстанций основаны на нормах гражданского и земельного законодательства, а также соответствуют материалам дела. В данном случае прекращение права собственности на земельные участки одного публично-правового образования в пользу другого публично-правового образования в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не осуществляется. Общество, ссылаясь в жалобе на особенности целевого назначения и нормативного регулирования земель железнодорожного транспорта, не возражает против предоставления спорных участков в субаренду для целей строительства. Данное обстоятельство, по мнению министерства, свидетельствует о том, что изъятие земельных участков не может привести к нарушению требований транспортной безопасности и деятельности железнодорожного транспорта. Фактически имеется возможность для строительства объекта (автомобильной дороги) и переноса линий электроснабжения, кабелей и других объектов. Подлежат учету и нормы градостроительного законодательства, отражающие требования по размещению отдельных объектов (их возведению) на соответствующих землях с учетом удаленности строящегося объекта от железнодорожного полотна и т. п. Документация по планировке территории, послужившая основанием для принятия решения об изъятии земельных участков, ответчиками в установленном законом порядке не оспорена. Ходатайство о проведении экспертизы по вопросу о возможности иного варианта размещения объекта регионального значения (автомобильной дороги) ответчики не заявили.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители общества и предприятия поддержали доводы кассационной жалобы, которую просили удовлетворить.
Представитель министерства возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с необходимостью строительства на территории муниципального образования город Краснодар объекта регионального значения (автомобильной дороги) принят приказ министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края от 03.08.2015 N 149 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края". Принято решение об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0210001:142 (площадью 5534 кв. м), 23:43:0000000:16373 (площадью 58 кв. м) и 23:43:0210001:143 (площадью 399 кв. м). Данные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0210001:19 площадью 94 605 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, по направлению Краснодар-Новороссийск. Также принято решение об изъятии расположенного в границах земельных участков объекта недвижимого имущества - вольера с кадастровым номером 23:43:0000000:4449 площадью 207,6 кв. м, литера Б, инвентарный номер 03:401:001:010001610:0002. Изъятие осуществляется в целях строительства объекта: "Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский (1 этап - строительство мостового перехода через реку Кубань)".
Приказ принят в целях реализации государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 N 1170, впоследствии замененной государственной программой Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" от 12.10.2015 N 965. Данная программа предусматривает строительство подъезда (автодороги) к г. Краснодару. Приказ от 03.08.2015 N 149 издан во исполнение утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 438 схемы территориального планирования Краснодарского края, а также утвержденной приказом департамента от 03.04.2014 N 56 документации по планировке территории. В приказе департамента от 03.04.2014 N 56 отражено, что место размещения объекта строительства соответствует документам территориального планирования (схеме территориального планирования Краснодарского края, проекту планировки). Иные варианты возможного размещения объекта регионального значения (строительства автомобильной дороги) отсутствуют.
Ответчикам направлено уведомление от 06.08.2015 N 207-7857/15-01-08 о принятом решении.
С целью определения размера возмещения за изымаемое имущество министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края заключило договор с оценочной организацией на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков и вольера. Согласно отчету об оценке от 06.03.2017 N 004-03/17, подготовленному ООО "ЗемЭнергоЦентр", размер возмещения за изъятие земельных участков у общества составляет 10 400 924 рубля. Денежная сумма, подлежащая выплате предприятию в качестве возмещения за изъятие вольера, составляет 1 902 070 рублей 12 копеек.
Экспертным заключением саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков" N 23/070317/02 подтверждено, что отчет об оценке от 06.03.2017 N 004-03/17 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Министерством подготовлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества у правообладателей для региональных нужд, в котором предусмотрены условия изъятия, в том числе, размер возмещения и сроки выплат.
Проект соглашения истцом направлен ответчикам 14.04.2017 с сопроводительными письмами от 13.04.2017 N 60-4690/17-11.03-09 и N 60-4689/17-11.03-09.
Поскольку общество и предприятие не подписали названное соглашение, министерство обратилось в арбитражный суд с иском об изъятии недвижимого имущества (трех земельных участков и вольера).
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статье 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) также предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Судами установлено, что основанием для принятия министерством строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края приказа от 03.08.2015 N 149 об изъятии недвижимого имущества послужили схема территориального планирования Краснодарского края, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 438, и документация по планировке территории, утвержденная приказом департамента от 03.04.2014 N 56. Утвержденная департаментом документация по планировке территории, как и приказ от 03.04.2014 N 56, являются действующими, они не оспорены (не признаны недействительными) в установленном законом порядке. Поэтому суды признали, что приказ министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края приказа от 03.08.2015 N 149 принят в соответствии требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства.
На основании пункта 2 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 15.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" министерство является органом, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края в целях строительства объектов регионального значения, в том числе автомобильных дорог. Ранее аналогичные функции были возложены на министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края. Поэтому суды признали, что решение об изъятии спорного недвижимого имущества принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что решение об изъятии земельных участков (иного недвижимого имущества) для государственных (региональных) нужд принято в соответствии с установленными требованиями.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Судами при разрешении спора установлено, что проект соглашения об изъятии земельных участков министерством направлен обществу и предприятию (правообладателям изымаемой недвижимости). Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу о соблюдении министерством порядка и сроков принудительного изъятия у ответчиков объектов недвижимости для региональных нужд. Поскольку общество и предприятие не подписали соглашение об изъятии недвижимости, министерство правомерно обратилось в арбитражный суд с иском о принудительном изъятии земельных участков и объекта недвижимости (вольера).
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано следующее. По требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 56.8 Земельного кодекса).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).
Размер выкупной цены изымаемого недвижимого имущества определен министерством на основании отчета об оценке от 06.03.2017 N 004-03/17, подготовленного ООО "ЗемЭнергоЦентр". В соответствии с данным отчетом денежная сумма, подлежащая уплате (возмещению) обществу, составляет 10 400 924 рублей, а предприятию - 1 902 070 рублей 12 копеек. Отчет об оценке прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в саморегулируемой организации оценщиков "Региональная ассоциация оценщиков" (в дело представлено положительное заключение N 23/070317/02). При этом ответчики сумму возмещения за изъятие недвижимости не оспаривают, доказательств, опровергающих предложенный министерством в проекте соглашения об изъятии размер возмещения, причитающегося обществу и предприятию, не представили.
С учетом приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу наличии (доказанности министерством) оснований для удовлетворения заявленного им иска о принудительном изъятии у ответчиков земельных участков и объекта недвижимости (вольера).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод общества о неправомерности (невозможности в судебном порядке) изъятия в гражданско-правовом порядке земельного участка, предназначенного для удовлетворения публичных нужд (интересов), с целью удовлетворения других публичных нужд (интересов), проверялся судами при разрешении спора. Данный довод отклонен судебными инстанциями со ссылкой на пункт 5 статьи 56.3 Земельного кодекса и утвержденные Минэкономразвития России "Рекомендации по применению Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 39). Податель жалобы не учитывает, что законодатель допустил возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публично-правового образования, для нужд другого публичного образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных (арендных) прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом само изъятие (в этой форме прекращения прав) осуществляться независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок. Изъятие для нужд публично-правового образования (в данном случае - для региональных нужд) земельных участков, относящихся к федеральной собственности, не приводит и к коллизии публичных интересов (к конфликту интересов между разными уровнями публичной власти). Применительно к спорным отношениям (подпункт 2 статьи 49, пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса) изъятию земельных участков предшествует подготовка документов территориального планирования, проекты которых подлежат согласованию органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях и порядке, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статьи 16, 27).
Не может быть принят судом довод общества о том, что изъятие спорных участков повлечет нарушение норм отвода, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и деятельности железнодорожного транспорта. В нарушение норм статьи 65 Кодекса ответчик не доказал (документально не подтвердил), что в результате изъятия земельных участков будут нарушены требования, предусмотренные законодательством о транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. Напротив, из кассационной жалобы следует, что общество полагает возможным передать министерству спорные участки для целей строительства объекта регионального значения (автодороги), но на условиях субаренды, что также свидетельствует о возможности использования арендуемого земельного участка по целевому назначению.
Толкование подпункта 2 статьи 49 Земельного кодекса, предложенное подателем жалобы, противоречит буквальному содержанию указанной нормы, предусматривающей именно изъятие земельных участков для строительства объектов (в том числе, автомобильных дорог) федерального, регионального или местного значения.
Доводы кассационной жалобы общества не опровергают обоснованность выводов судов по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства. Правовая позиция общества фактически сводится к несогласию с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, и направлена на их переоценку, которая в силу положений статьи 286 Кодекса не входит в полномочия суда округа. С учетом изложенного, окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 17.07.2018 N 26893).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу N А32-35380/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.