г. Краснодар |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А32-32153/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) - Баранова В.В. (доверенность от 20.12.2017), от ответчика - акционерного общества "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково"" в лице филиала N 1 в г. Краснодаре (ИНН 7729101200, ОГРН 1027739613791) - Бакланова А.А. (доверенность от 15.02.2017), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково"" в лице филиала N 1 в г. Краснодаре на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 (судья Журавский О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-32153/2017, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество, водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково"" в лице филиала N 1 в г. Краснодаре (далее - предприятие) о взыскании 2 086 843 рублей 71 копейки задолженности по договору водоотведения от 01.01.2014 N 2971 за прием в систему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации (далее - ПДК) загрязняющих веществ (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 2, л. д. 2).
Решением от 29.05.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 24.07.2018, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы обоснованностью требований по праву и размеру. Выполненный истцом расчет стоимости услуг по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК загрязняющих веществ, проверен судом и признан верным. Контррасчет стоимости данных услуг ответчик не представил, как и не представил доказательств оплаты задолженности.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что между сторонами заключен договор водоотведения, а не водоснабжения, в связи с чем к нему подлежат применению нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг, что свидетельствует о неверном применении судом норм материального права. Также указывает, что действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду в пользу организаций водопроводно-коммунального хозяйства (далее - ВКХ). Филиал N 1 предприятия является абонентом, для которого установлены нормативы сброса загрязняющих веществ, в связи с чем к нему не подлежат применению нормы постановления главы администрации Краснодарского края от 28.05.20102 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 579). Общество указывает также на нарушение порядка отбора проб, обеспечения сохранности отобранных образцов, проведения лабораторных исследований.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы, представитель водоканала высказал по ним возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.01.2014 общество (организация ВКХ) и предприятие (абонент) заключили договор водоотведения N 2971, в соответствии с которым организация ВКХ, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 13 договора организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы; абонент в свою очередь обязан производить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за вред, причиненный водному объекту (подпункт "ж" пункта 14 договора).
С июля 2016 года по март 2017 года в целях осуществления контроля за качеством сточных вод в контрольных канализационных колодцах предприятия N 17 и 40, расположенных на территории филиала, обществом совместно с представителями предприятия осуществлялся отбор проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в процессе осуществления деятельности по адресу: г. Краснодар, Тополиная аллея, 3, с составлением соответствующих актов от 15.06.2016 N 344 и 347, от 01.09.2016 N 531 и 532, от 26.10.2016 N 669 и 672, от 24.11.2016 N 737 и 738, от 31.01.2017 N 68 и 71, от 14.02.2017 N 123 и 124, которые подписаны представителями ответчика (Романченко С. А., Петрусенко А. А.) без возражений и без замечаний по произведенному отбору проб сточных вод.
Пробы отобранных сточных вод направлены для проведения анализов в специализированную лабораторию.
По результатам проведенного лабораторного анализа установлено превышение ПДК загрязняющих веществ по компонентам: ХПК, БПК5 (протоколы испытаний от 21.06.2016 N 344-03 и 347-03, от 07.09.2016 N 531-03 и 532-03, от 01.11.2016 N 669-03 и 672-03, от 30.11.2016 N 737-03 и 738-03, от 06.02.2017 N 68-03 и 71-03, от 20.02.2017 N 123-03 и 124-03).
Согласно расчету водоканала размер платы за сброс загрязняющих веществ ПДК составил 2 086 843 рубля 71 копейка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения водоканала в арбитражный суд с иском.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - закон N 416-ФЗ) Правительством Российской Федерации приняты Правила N 644, устанавливающее порядок определения размера и компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - Правила N 644).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167). Исполнитель обязан соблюдать нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленные Правилами N 167, иными нормативно-правовыми актами и договором.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 579).
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 постановления N 579, предприятия, эксплуатирующие системы канализации населенных пунктов, взимают с абонентов плату за прием сточных вод с превышением ВУП концентрации загрязняющих веществ, а при отсутствии ВУП, утвержденных в установленном порядке, как за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также сверхнормативный прием сточных вод и загрязняющих веществ сверх пределов установленных лимитов водоотведения.
Согласно пункту 4.3 постановления N 579, за прием сточных вод взимается дополнительная плата в размере 100 процентов действующего тарифа за услуги канализации за превышение концентрации за каждый ингредиент. Кратность увеличения действующего тарифа ограничивается 500 процентами. Объем сточных вод, за который взимается дополнительная плата, определяется по фактически зарегистрированному объему водоотведения за период от дня установления факта превышения ДК и ВУП или залпового сброса загрязняющих веществ до устранения загрязнения и получения нормативных результатов нового контроля состава сточных вод (пункт 4.5 постановления N 579)
Согласно пункту 10 статьи 7 закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Обязанность компенсации расходов наступает у абонента в силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктом 114 названных Правил.
В пункте 123 Правил N 644 содержится формула определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для случая, когда абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 114 Правил N 644.
В силу пункта 119 Правил N 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Согласно пункту 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах абонента.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что условиями договора обязанность по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, эксплуатации ВКХ и внесению платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК возложена на плательщика, которым является предприятие, как лицо, обязавшееся оплачивать услуги истца, предприятие является надлежащим ответчиком по делу.
Судами установлено, что акты отбора проб составлены с участием уполномоченных представителей предприятия и подписаны ими без замечаний, расчет платы произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Контррасчета стоимости данных услуг ответчик не представил, каких-либо возражений относительно порядка отбора проб ответчик в установленный в договоре срок не заявил, доказательств иных результатов после проведения альтернативного исследования проб воды не предъявил.
Учитывая изложенные обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций сочли требования водоканала подлежащими удовлетворению и правомерно взыскали с ответчика 2 086 843 рубля 71 копейку.
Доводы кассационной жалобы о том, что филиал ответчика относится к категории абонентов, подпадающих под исключение в соответствии с пунктом постановления N 579, отклонены судебными инстанциями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" (далее - Порядок взимания платы за сброс сточных вод) установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 кубических метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Суды установили, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние участка сети канализации от 12.05.2014, являющимуся приложением к спорному договору, на балансе потребителя находится участок канализации внутренних и внутриплощадочных сетей до колодца N 42 и колодца N 18. От колодца N 8 до колодца N 10 участок канализации находится в совместной эксплуатационной ответственности с ОАО "Сатурн", от колодца N 10 до колодца N 18 - с заводом ПКБ "Пластмаш" и ОАО "Сатурн". Далее сеть находится на балансе ЗИП до коллектора на ул. Московской, далее сеть канализации принадлежит истцу. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что поскольку ответчик не доказал принадлежность ему канализационных сетей, а также установление ему нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, то он не подпадает под исключения, предусмотренные Порядком взимания платы за сброс сточных вод.
Доводы заявителя о том, что действующим законодательством в спорный период взимание платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации в пользу организаций ВКХ не предусмотрено, а также довод о нарушении порядка взятия проб и обеспечения сохранности отобранных образцов были предметом исследования и оценки судами первой и апелляционной инстанций. Суды обоснованно, со ссылками на нормативные правовые акты, отклонили названные аргументы ответчика. Иных выводов, отличных от выводов судов двух инстанций, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А32-32153/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.