Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2018 г. N Ф08-8111/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 июля 2018 г. |
дело N А32-32153/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Баранова В.В., по доверенности от 20.12.2017 N 212,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 по делу N А32-32153/2017,
принятое в составе судьи Журавского О.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" к акционерному обществу "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" о взыскании задолженности по договору водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - ООО "Краснодар Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к акционерному обществу "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" в лице филиала N 1 в г. Краснодаре (далее - АО МПБК "Очаково", ответчик) о взыскании задолженности по договору водоотведения от 01.01.2014 N 2971 за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ, в размере 2 086 843 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Выполненный истцом расчет стоимости услуг по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ, проверен судом и признан верным. Также с АО МПБК "Очаково" в лице филиала N 1 в г. Краснодаре в пользу ООО "Краснодар Водоканал" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 33 434 руб.
АО МПБК "Очаково" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что между сторонами заключен договор водоотведения, а не водоснабжения, в связи с чем, к нему подлежат применению нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг, что свидетельствует о неверном применении судом норм материального права. Также указывает, что действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду в пользу организаций водопроводно-коммунального хозяйства. Филиал N 1 общества является абонентом, для которого установлены нормативы сброса загрязняющих веществ, в связи с чем к нему не подлежат применению нормы Постановления Главы администрации Краснодарского края от 28.05.20102 N 579. Общество в жалобе указывает также на нарушение порядка взятия проб и обеспечения сохранности отобранных образцов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. В подтверждение правомерности заявленных доводов указывает, что по инициативе АО МПБК "Очаково" аналитической лабораторией ООО Центр экологии и охраны труда "НООСФЕРА" проведены испытания отобранных АО МПБК "Очаково" параллельных проб, результаты испытаний которых совпадают с результатами испытаний Испытательного центра питьевой воды и сточных вод Лаборатории по контролю за качеством промышленных стоков ООО "Краснодар Водоканал".
От АО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "Краснодар Водоканал" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указал на возможность рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя АО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково".
С учетом доводов истца, располагая информацией о надлежащем извещении ответчика о месте и времени судебного заседания, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие и наличию оснований для удовлетворения ходатайства АО МПБК "Очаково".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) был заключен договор водоотведения от 01.01.2014 N 2971, в соответствии с которым организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре (т.1 л.д. 20-28).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 13 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы; абонент в свою очередь обязан производить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за вред, причиненный водному объекту (подпункт "ж" пункта 14 договора).
В целях исследования качественного и количественного состава сточных вод ответчика по основным показателям загрязнения испытательной лабораторией сточных вод - Испытательный центр питьевой воды ООО "Краснодар Водоканал" совместно с представителями АО МПБК "Очаково" в контрольных канализационных колодцах ответчика N 17 и N 40, расположенных на территории общества, проводились отборы проб сточных вод, о чем составлены акты отбора проб от 15.06.2016 N 344 и N 347, от 01.09.2016 N 531 и N 532, от 26.10.2016 N 669 и N 672, от 24.11.2016 N 737 и N 738, от 31.01.2017 N 68 и N 71, от 14.02.2017 N 123 и N 124, которые подписаны представителями ответчика (Романченко С. А., Петрусенко А. А.) без возражений и без замечаний по произведенному отбору проб сточной воды.
По результатам исследования отобранных проб сточных вод на основании протоколов испытаний от 21.06.2016 N 344-03 и N 347-03, от 07.09.2016 N 531-03 и N 532-03, от 01.11.2016 N 669-03 и N 672-03, от 30.11.2016 N 737-03 и N 738-03, от 06.02.2017 N 68-03 и N 71-03, от 20.02.2017 N 123-03 и N 124-03 в сточной воде ответчика выявлено превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим компонентам: ХПК, БПК5.
Данные обстоятельства послужили основанием для выставления истцом ответчику счетов на оплату за услуги по приему сточных вод в систему канализации с загрязнениями, превышающими предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, на общую сумму 2 086 843 руб. 71 коп.
Поскольку ответчиком указанная задолженность оплачена не была, истец обратился в суд за защитой своих нарушенных прав.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее - Правила N 644).
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится путем подачи абонентом ежемесячно декларации, а в случаях непредставления декларации, сброса сточных вод с нарушением установленных требований, сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций - на основании результатов анализов.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется на основании формул, предусмотренных пунктами 120, 123, 123.1 (формула расчета кратности превышения, значение которой используется при расчете по формуле, установленной пунктом 123) Правил N 644.
Согласно Решению Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N АКПИ18-155 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644" данное правовое регулирование способа расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, когда основанием для расчета платы за негативное воздействие являются декларация либо результаты анализов контрольных проб сточных вод, соответствует требованиям законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, направлено на достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение и их абонентов и не нарушает принцип равенства участников гражданского оборота.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 в Правила N 167, внесены изменения, а именно: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 данных Правил. Остальные пункты названных Правил (9, 61, 62, 64, 65, 67, 69-71) являются действующими. Об этом прямо указано в пункте 2 постановлении Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения".
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Принимая во внимание, что предмет настоящего спора касается платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а не платы за негативное воздействие на окружающую среду, спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи со вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам).
Пунктом 65 названных Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - Постановление N 579).
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 Постановления N 579, предприятия, эксплуатирующие системы канализации населенных пунктов, взимают с абонентов плату за прием сточных вод с превышением ВУП концентрации загрязняющих веществ, а при отсутствии ВУП, утвержденных в установленном порядке, как за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ, а также сверхнормативный прием сточных вод и загрязняющих веществ сверх пределов установленных лимитов водоотведения.
Согласно пункту 4.3 Постановления N 579, за прием сточных вод взимается дополнительная плата в размере 100 процентов действующего тарифа за услуги канализации за превышение концентрации за каждый ингредиент. Кратность увеличения действующего тарифа ограничивается 500 процентами.
Объем сточных вод, за который взимается дополнительная плата, определяется по фактически зарегистрированному объему водоотведения за период от дня установления факта превышения ДК и ВУП или залпового сброса загрязняющих веществ до устранения загрязнения и получения нормативных результатов нового контроля состава сточных вод (п. 4.5 Постановления N 579).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что требования истца основаны на актах отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему канализации.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. При отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств (пункт 68 Правил N 167).
В пункте 2 Правил N 644 указано, что контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод регламентирован в разделе X Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Отборы проб сточных вод ответчика производились из контрольных колодцев на территории ответчика, что подтверждается актами отбора проб сточных вод. Все акты отбора подписаны представителями ответчика без замечаний и без возражений. Таким образом, указанные колодцы являются контрольными и согласованными с ответчиком.
Перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента, принимаемых в централизованную систему водоотведения утверждены сторонами в приложении N 7 к договору, что соответствует положениям действующего законодательства.
Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах, негативно влияющих на работу централизованной системы водоотведения.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и не опровергнуты ответчиком, конррасчет не предоставлен.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм гражданского законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Довод о том, что ответчику на праве собственности принадлежат канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения, опровергается актом разграничения балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности от 12.05.2014, являющегося приложением к договору водоотведения от 01.01.2014 N 2971, согласно которому до коллектора на ул. Московской, канализационная сеть находится на балансе ЗИП.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводимые ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которые получили правовую оценку и были предметом исследования, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 по делу N А32-32153/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.