г. Краснодар |
|
19 октября 2018 г. |
Дело N А32-50419/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Новоросцемент" (ОГРН 1022302378207, ИНН 2315020195) - Мокроусовой Е.В. и Белова А.В. (доверенности от 23.10.2015и от 14.12.2017), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу на решение Арбитражного суда от 24.05.2018 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ефимова О.Ю., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-50419/2017, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Новоросцемент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) о признании незаконным отраженного в письме от 30.10.2017 N 09/7180 бездействия в вопросе предоставления в аренду земельного участка площадью 341 200 кв. м с кадастровым номером 23:47:0104017:780, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, относящегося к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и другие земли иного специального назначения, с разрешенным использованием для разведки и добычи мергеля (цементное сырье) на участке Новороссийск-4, (далее - земельный участок) как противоречащего статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), абзацу 2 пункта 2.7 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.04.2017 N 166 (далее - Административный регламент) и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о понуждении к принятию решения о предоставлении земельного участка обществу в аренду, подготовке и направлению ему проекта договора аренды земельного участка и заключению последнего.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что общество как обладатель лицензии на разработку недр вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. Территориальное управление при наличии необходимых и достаточных документов не приняло соответствующее решение. Необходимость соблюдения территориальным управлением внутриведомственных процедур не может препятствовать своевременному рассмотрению заявления и принятию по нему решения. Законные основания для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду обществу отсутствуют.
Территориальное управление обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судом первой и апелляционной инстанций. Общество не обосновало необходимость предоставления земельного участка непосредственно в испрашиваемой площади. В соответствии с пунктом 4.1.14 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальное управление не вправе принимать решение без согласования с Росимуществом. Им приняты все необходимые меры, направленные на своевременное рассмотрение заявления общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество выразило мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 26.03.2012 N 366 "Об итогах аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи мергелей (цементное сырье) на участке Новороссийский-4 в Краснодарском крае" Управление по недпропользованию по Краснодарскому краю выдало обществу лицензию от 13.04.2012 серии КРД N 04337 ТЭ на право разведки и добычи мергелей (цементного сырья) на участке недр Новороссийский-4, расположенном: в пос. Верхнебаканский м/о города Новороссийска Краснодарского края. Срок действия лицензии до 13.04.2032. Неотъемлемыми составными частями лицензии являются схема расположения участка недр, документ, содержащий сведения об участке недр, отражающие местоположение участка недр в административно-территориальном отношении с указанием границ особо охраняемых природных территорий, а также участков ограниченного и запрещенного землепользования с отражением их на схеме расположения участка недр, геологическую характеристику участка недр с указанием наличия месторождений (залежей) полезных ископаемых и запасов (ресурсов) по ним.
Условия пользования недрами отражают, что лицензионный участок расположен на территории муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края, на северной окраине пос. Верхнебаканский и включает 2 блока (из разведанных 4-х) месторождения Новороссийского-4 (пункт 2.1). Лицензионному участку придается статус горного отвода с ограничением по глубине нижней границей подсчета запасов (пункт 2.2.). Географические координаты угловых точек границ лицензионного участка в плане, площадь лицензионного участка 0,65 кв. км (пункт 2.2) Границы горного отвода будут учтены в установленном порядке после утверждения технического проекта разработки лицензионного участка и получения необходимых согласований и экспертиз.
Кадастровый учет земельного участка осуществлен 10.07.2015 с присвоением кадастрового номера 23:47:0104017:780.
Общество обратилось в территориальное управление с заявлением от 16.06.2017 (получено 20.06.2017) о предоставлении земельного участка в аренду до 13.04.2032 на период действия лицензии КРД 04337 ТЭ для разведки и добычи мергелей (цементное сырье). К заявлению приложены копии свидетельств ИНН 00186180, ОГРН 006215873, лицензии КРД N 04337 ТЭ с приложениями, кадастровый паспорт земельного участка N 2343/12/15-778423, технический проект разработки от 10.07.2008, заключение экспертизы N 30-ПД 004813-2008, протокол заседания от 30.06.2008, горноотводный акт со схемой от 14.03.2017, выписка из ЕГРН от 26.04.2017, приказы от 05.09.2007 N 140/1-ЛС, от 01.07.2010 N 325/1-ЛС, доверенности от 04.12.2015, реквизиты общества.
Письмом от 01.08.2017 N 09/2438 территориальное управление проинформировало общество о направлении в Росимущество пакета документов для дачи соответствующего поручения по предоставлению государственной услуги. В связи с истечением установленных сроков рассмотрения заявления общество 05.10.2017 обратилось в территориальное управление за разъяснениями о сложившейся ситуации и предоставлении информации о ходе рассмотрения заявления. В письме от 30.10.2017 N 09/7180 территориальное управление сообщило обществу об отсутствии согласования Росимущества по направленному пакету документов.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200).
В силу статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Вышеуказанные земельные участки предоставляется пользователю недр после получения им лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Земельным кодексом предусмотрена возможность заключения с недропользователем без проведения торгов договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6). В этом случае порядок предоставления включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка, подлежащего образованию, подачу заявления о предварительном согласовании предоставления участка, принятие решения о предварительном согласовании такого предоставления, обеспечение выполнения кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, подачу заявления о предоставлении участка и заключение договора аренды (статья 39.14).
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15), одним из которых является выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (пункт 46 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1).
Согласно пункту 1 утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). В силу пункта 4 указанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Положение N 459), согласно пункту 4.2.23 которого, территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет полномочия по предоставлению в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о предоставлении обществом всех необходимых документов, достаточных для принятия заинтересованным лицом решения по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду, а также о недопустимости влияния внутриведомественных отношений Росимущества и его территориальных органов на своевременное рассмотрение заявления общества о предоставлении земельного участка.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 по делу N А32-50419/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.