Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2018 г. N Ф08-7831/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 июля 2018 г. |
дело N А32-50419/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представителей Мокроусовой Е.В. по доверенности от 23.10.2015, Белова А.В. по доверенности от 14.12.2017;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2018 по делу N А32-50419/2017 по заявлению открытого акционерного общества "Новоросцемент", заинтересованное лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, о признании незаконным отказа, принятое в составе судьи Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новоросцемент" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит:
- признать бездействие Территориального управления, выразившееся в непредставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:47:0104017:780, площадью 341200 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и другие земли иного специального назначения, разрешенное использование: для разведки и добычи мергеля (цементное сырье) на участке Новороссийск-4, нашедшее свое отражение в письме от 30.10.2017 N 09/7180 незаконным как противоречащее статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), абзаца 2 пункта 2.7 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2017 N 166 и нарушающее права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- обязать Территориальное управление принять решение о предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:47:0104017:780, площадью 341200 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и другие земли иного специального назначения, разрешенное использование: для разведки и добычи мергеля (цементное сырье) на участке Новороссийск-4, подготовить и направить обществу проект договора аренды указанного земельного участка, соответствующего действующему законодательству и заключить указанный договор аренды с заявителем (в соответствии с уточнёнными в порядке ст. 49 АПК РФ и принятыми судом требованиями).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 24.05.18г. судом заявленные требования общества удовлетворены. Распределены судебные расходы. Судебный акт мотивирован наличием у общества предусмотренных ст. 36 ЗК РФ оснований для получения спорного земельного участка в аренду и наличием у управления полномочий на предоставление участка в аренду обществу.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Жалоба мотивирована тем, что общество не обосновало необходимость предоставления земельного участка непосредственно в испрашиваемой площади для установления соответствия площади для целей недропользования, поскольку несоответствие испрашиваемой площади целям использования земельного участка является основанием для отказа в предоставлении в аренду земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 4.1.14 Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Межрегиональное территориальное управление самостоятельно предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 341 200 кв.м., в связи с чем управление не обладает полномочиями на предоставление данного земельного участка без согласования этого с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. В настоящее время управление ожидает ответа из агентства, о чем сообщалось ранее обществу. Со стороны управления предприняты все необходимые действия, направленные на дачу ответа на обращение общества. Выход за рамки установленных полномочий, выраженный в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, без согласования с агентством невозможен.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Управление и Росимущество своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.04.2012 на основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 26.03.2012 N 366, по итогам аукциона, обществу выдана лицензия КРД 04337 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча мергелей (цементное сырье) на участке Новороссийский-4, расположенный в пос. Верхнебаканский м/о город Новороссийск Краснодарского края. Срок окончания действия лицензии - 13.04.2032.
Неотъемлемой частью данной лицензии является: 1) условия пользования недрами; 2) копия решения, являющегося основанием предоставления лицензии, принятое в соответствии со статей 101 Закона Российской Федерации "О недрах"; 3) схема расположения участка недр; 4) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, 5) копия свидетельства о постановке пользователя недр на налоговый учет; 6) документ, содержащий сведения об участке недр, отражающие местоположение участка недр в административно - территориальном отношении с указанием границ особо охраняемых природных территорий, а также участков ограниченного и запрещенного землепользования с отражением их на схеме расположения участка недр; геологическую характеристику участка недр с указанием наличия месторождений (залежей) полезных ископаемых и запасов (ресурсов) по ним; обзор работ, подтвержденных ранее на участке недр, наличие на участке недр горных выработок, скважин и иных объектов, которые могут быть использованы при работе на этом участке; сведения о добытых полезных ископаемых за период пользования участком недр (если ранее производилась добыча полезных ископаемых); наличие других пользователей недр в границах данного участка недр; 7) перечисление предыдущих пользователей данным участком недр (если ранее участок недр находился в пользовании) с указанием оснований, срока предоставления (переход права) участка недр в пользование и прекращения действия лицензии на пользование этим участком недр (указывается право переоформления лицензии); 8) краткая справка о пользователе недр, содержащая: юридический адрес пользователя недр, банковские реквизиты, контактные телефоны.
В соответствии с пунктом 1.2 условий пользования недрами лицензионный участок расположен на территории муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края, на северной окраине пос. Верхнебаканский и включает 2 блока (из разведанных 4-х) месторождения Новороссийского-4.
Лицензируемому участку придается статус горного отвода с ограничением по глубине нижней границей подсчета запасов (пункт 2.2. условия пользования недрами). В абзаце втором пункта 2.2 условия указаны географические координаты угловых точек, ограничивающих границы лицензионного участка в плане. Площадь лицензионного участка составляет 0,65 кв. м. В соответствии с абзацем 3 пункта 2.2 Лицензии границы горного отвода будут учтены в установленном порядке после утверждения технического проекта разработки Лицензионного участка и получения необходимых согласований и экспертиз.
10.07.2015 был произведен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:47:0104017:780, площадью 341 200 +/- 204 кв. м., на котором расположен указанный горный отвод, что подтверждается кадастровым паспортом от 14.07.2015 N 2343/12/15-778423.
16.06.2017 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:47:0104017:780 площадью 341 200 кв. м. сроком до 13.04.2032 (на срок действия лицензии КРД 04337 ТЭ) для разведки и добычи мергелей (цементное сырье) на участке Новороссийский-4, расположенный в Краснодарском крае, г. Новороссийске, п. Верхнебаканский.
К заявлению общество приложило копии следующих документов: свидетельство ИНН 00186180, свидетельство ОГРН 006215873, лицензия КРД N 04337 ТЭ с приложениями, кадастровый паспорт земельного участка N 2343/12/15-778423, технический проект разработки от 10.07.2008; заключение экспертизы N 30-ПД 004813-2008; протокол заседания от 30.06.2008; горноотводный акт со схемой от 14.03.2017; выписка из ЕГРН от 26.04.2017; приказ N 140/1-ЛС от 05.09.2007, приказ N 325/1-ЛС от 01.07.2010, доверенности от 04.12.2015, реквизиты общества. Заявление получено Территориальным управлением 20.06.2017, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции.
Письмом от 01.08.2017 N 09/2438 территориальное управление проинформировало общество о направлении в Росимущество пакета документов для дачи соответствующего поручения по предоставлению государственной услуги.
05.10.2017 в связи с истечением установленных сроков рассмотрения заявления, общество обратилось в территориальное управление о разъяснении сложившейся ситуации и предоставлении информации о ходе рассмотрения заявления.
30.10.2017 в письме N 09/7180 территориальное управление сообщило обществу об отсутствии согласования Росимущества по направленному пакету документов.
Полагая, что бездействие управления, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления от 16.06.2017 противоречит земельному законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда об удовлетворении заявления общества ввиду следующего.
В силу норм ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду, и соответствующий договор аренды заключается, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами (пп. 10 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
По смыслу приведенных норм материального права в их совокупности и взаимосвязи земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с недропользованием, предоставляются исключительно пользователям недр на срок не менее срока соответствующей лицензии.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно п. 46 указанного Перечня к заявлению о предоставлении земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю необходимо приложить выдержку из лицензии на пользование недрами, подтверждающую границы горного отвода (за исключением сведений, содержащих государственную тайну).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду на основании пп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, истребование дополнительных документов не допускается.
Как верно установлено судом первой инстанции, обществом представлены необходимые и достаточные документы для принятия решения по вопросу предоставления спорного земельного участка аренду.
Порядок предоставления Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов урегулирован Административным регламентом, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2017 N 166 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.2. государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
При предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных положением о территориальном органе Росимущества (пункт 2.3 Административного регламента).
Пунктом 2.7 Административного регламента установлено, что при предоставлении земельного участка без проведения торгов путем заключения договора аренды земельного участка срок предоставления государственной услуги не должен превышать шестидесяти дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.
Пунктом 2.21 Административного регламента регламентированы основания для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса.
В рассматриваемом случае заявление общества поступило в управление 20.06.2017 и направлено в агентство 01.08.2017. Доказательства рассмотрения указанного заявления в установленный Административным регламентом срок в дело не представлены (направление в адрес общества мотивированного отказа либо проекта договора аренды участка). Обоснованные возражения относительно несвоевременного рассмотрения заявления общества Управлением также не представлены.
Ссылка территориального управления на отсутствие у него полномочий на предоставление спорного земельного участка в отсутствие соответствующего поручения Росимущества, в силу того, что площадь земельного участка превышает 10 га, судом первой инстанции правомерно отклонена как несостоятельная.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено положение Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение об агентстве).
В силу пункта 1 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 Положения об агентстве предусмотрено, что Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
К полномочиям Управления отнесены, в том числе принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.35(1)), предоставление земельных участков, средства от продажи которых поступают в федеральный бюджет (пункт 5.37(4)).
Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Положение).
В пунктах 4.1, 4.1.14 Положения определено, что территориальный орган самостоятельно осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном порядке предоставление в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
Согласно пунктам 4.2, 4.2.23 Положения Территориальное управление по поручению Управления предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Необходимость соблюдения процедуры, названной в подпункте 4.2.23 Положения, не может выступать препятствием для реализации прав заявителя, предусмотренных подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, а также исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в срок, установленный законом и подзаконными нормативными актами.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут являться причиной нарушения прав заинтересованных лиц (сроков рассмотрения заявлений о приобретении прав на земельные участки), установленных Земельным кодексом и Административным регламентом.
Бездействие соответствующего органа по нерассмотрению заявления общества нарушает права заявителя на своевременное рассмотрение заявления и оформление земельно-правовых отношений, не соответствует положениям Земельного кодекса и Административного регламента, что в силу статей 198, 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание тот факт, что единственным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю послужило отсутствие в приложенных материалах утвержденного горноотводного акта.
В данном случае обществом в Территориальное управление предоставлена копия горноотводного акта к лицензии от 14.03.2017 (внесен в реестр Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору под N 2148), в связи с чем предоставленный обществом пакет документов направлен в Управление для повторного рассмотрения (письмо от 01.08.2017 N 09/2438). Управление какие-либо возражения относительно представленного еще в августе 2017 года пакета документов в ходе рассмотрения дела не представило.
Доказательств невозможности предоставления обществу спорного земельного участка в аренду Управлением не представлено, тогда как в силу части 5 статьи 200 АПК РФ именно на Управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для такого бездействия.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и в силу вышеизложенного отклоняются.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества. При этом с учетом требований части 5 статьи 201 АПК РФ суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении обществу в аренду испрашиваемых земельных участков и направить в его адрес проект договора аренды с предложением о его заключении.
Аналогичная правовая позиция относительно возможности возложения на заинтересованное лицо обязанности по подготовке и направлению проекта договора заявителю в случае оспаривания бездействий уполномоченного органа изложена в постановлениях АС Северо-Кавказского округа от 07.09.2016 по делу N А32-38709/2015, от 19.01.2015 по делу N А32-6720/2014, постановлении АС Волго-Вятского округа от 11.12.2014 по делу N А43-4142/2014.
Основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2018 по делу N А32-50419/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50419/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2018 г. N Ф08-7831/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Новоросцемент"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: Фед агентство по упр государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом