г. Краснодар |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А32-47645/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - администрации муниципального образования Выселковский район Краснодарского края, ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Цыцорина Александра Владимировича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 (судьи Шапкин П.В., Величко М.Г., Баранова Ю.И.) по делу N А32-47645/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования Выселковский район Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0201003:2 общей площадью 49 900 кв. м, имеющий адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 2,0 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Красный.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам, глава КФХ Цыцорин А.В.
Решением от 10.05.2018 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции указал, что муниципальное образование не является лицом, которое может претендовать на приобретение права собственности на спорный земельный участок в процессе разграничения (в отсутствие оснований отнесения его к муниципальной собственности).
Постановлением апелляционного суда от 24.07.2018 решение от 10.05.2018 отменено, иск удовлетворен. Вторая инстанция исходила из того, что государственная регистрация прав носит заявительный характер, регистрации подлежит только существующее право (возникшее на законных основаниях). Доказательств обращения Российской Федерации в лице уполномоченного органа за регистрацией права собственности на рассматриваемый земельный участок не имеется. Государственная регистрация призвана удостоверить государством юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, и не затрагивает самого содержания указанного права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Администрация наделена правом распоряжения спорным земельным участком.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить постановление апелляционного суда от 24.07.2018, оставить в силе решение от 10.05.2018, указывая, что Российская Федерация 04.04.2003 зарегистрировала право собственности на земельный участок площадью 49 900 кв. м с кадастровым номером 23:05:0201003:2. Согласно действующему законодательству, государственная регистрация является единственным доказательством существования права. Вывод апелляционного суда, основанный на ответе регистрирующего органа об ошибочном проведении регистрации прав на спорный земельный участок, не свидетельствует о реальном отсутствии документов, послуживших основанием такой регистрации. Иск о признании права или обременения отсутствующими подается лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления исков, предусмотренных гражданским законодательством. Доказательств, подтверждающих право муниципального образования на исследуемый земельный участок, в материалах дела не содержится. Муниципальное образование не является лицом, которое вправе претендовать на спорный земельный участок в процессе разграничения в отсутствие оснований отнесения его к муниципальной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить в силе обжалуемое постановление, ссылаясь на правильность выводов апелляционной коллегии. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), судебное заседание проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 09.01.2003 глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Светлана" Цыцорин А.В. и администрация заключили договор N 0500001372 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:05:0201003:0002 общей площадью 4,99 га, по адресу: в 2,0 км к юго-западу от п. Красный на землях КСП "Прогресс" Выселковского района. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (т. 1, л. д. 6 - 9).
4 апреля 2003 года в ЕГРП внесена запись за N 23-01.41-4.2003-190 о регистрации права собственности на данный участок за Российской Федерацией (т. 1, л. д. 26).
19 марта 2008 года арендодатель и арендатор подписали дополнительное соглашение об увеличении срока аренды до 18.03.2018 (т. 1, л. д. 11, 12).
19 сентября 2017 года Цыцорин А.В. обратился в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, предоставленного ранее по договору аренды от 09.01.2003 N 0500001372 (т. 1, л. д. 19).
По делу установлено, что предоставление в собственность данного земельного участка стало невозможным, так как при государственной регистрации договора аренды регистрирующий орган внес запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект (от 04.04.2003 N 23-01.41-4.2003-190).
Полагая, что спорный земельный участок является неразграниченным по уровням собственности, распоряжение которым должно осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления (чему препятствует регистрационная запись), администрация обратилась в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления его в силу актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми (за изъятиями) предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3, 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:05:0201003:2 находится в собственности Российской Федерации с 2003 года, а также в аренде крестьянского (фермерского) хозяйства по договору аренды от 09.01.2003 N 0500001372 (т. 1, л. д. 24).
Сведения о нахождении на данном участке объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, отсутствуют; участок предназначен для сельскохозяйственного использования; до государственной регистрации оспариваемого права находился в распоряжении органа местного самоуправления, передан в аренду (доказательства обратного материалы дела не содержат).
Согласно ответу регистрирующего органа от 10.04.2018 N 24-15/536 по запросу администрации относительно внесения сведений о земельном участке (23:05:0201003:2) государственная регистрация права собственности Российской Федерации осуществлена в связи с тем, что устаревшая версия программного продукта не позволяла проведение регистрации ограничения (обременения) без первичной регистрации права собственности на земельный участок, то есть регистрационная запись внесена ошибочно, без соответствующего заявления (т. 1, л. д. 122).
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Доказательства, свидетельствующие о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло на законных основаниях, отсутствуют, о чем верно указал апелляционный суд в обжалуемом судебном акте.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления от 24.07.2018 (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А32-47645/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
...
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2018 г. N Ф08-7526/18 по делу N А32-47645/2017