Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2018 г. N Ф08-7526/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 июля 2018 г. |
дело N А32-47645/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.
судей М.Г. Величко, Ю.И. Барановой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы апелляционной жалобы администрации муниципального образования Выселковский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2018 по делу N А32-47645/2017
по иску администрации муниципального образования Выселковский район (ИНН 2328009030, ОГРН 1022303557209) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам, главы КФХ Цыцорина Александра Владимировича
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Выселковский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском и просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0201003:2 общей площадью 49900 кв. м, имеющий адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 2,0 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Красный.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам, глава КФХ Цыцорин Александр Владимирович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2018 отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которыми на территории Краснодарского края в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципального района. Требование, направленное на погашение записи о регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не является самостоятельным способом защиты нарушенного или оспариваемого права, а является механизмом исполнения судебного акта о признании права отсутствующим. Незаконная регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не должна влиять на возможность реализации представителем публичного собственника земельного участка права на распоряжение своим имуществом.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 09.01.2003 главой крестьянско-фермерского хозяйства "Светлана" Цыцориным А.В. и администрацией Выселковского района подписан договор N 0500001372 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:05:0201003:0002 общей площадью 4,99 га, имеющего адрес: в 2,0 км к юго-западу от п. Красный на землях КСП "Прогресс" Выселковского района. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
04.04.2003 в государственный реестр прав и обременений была внесена запись N 23-01.41-4.2003-190 о регистрации права собственности на участок за Российской Федерацией.
19.03.2008 муниципальным образованием и арендатором подписано соглашение об увеличении срока аренды до 18.03.2018.
19.09.2017 А.В. Цыцорин обратился в администрацию муниципального образования Выселковский район с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, предоставленного ему ранее по договору аренды N 0500001372 от 09.01.2003 года.
Однако предоставление в собственность данного земельного участка является невозможным, так как при государственной регистрации договора аренды филиалом Краснодарского краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Выселковскому району была внесена запись о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок за Российской Федерацией (N 23-01.41-4.2003-190 от 04.04.2003 года).
Истец полагает, что земельный участок по существу является неразграниченным по уровням собственности, распоряжение которым должно осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления - истцом, однако такое (законное) распоряжение невозможно в силу ненадлежащей регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что муниципальное образование не является лицом, которое вправе претендовать на приобретение права собственности на спорный земельный участок в процессе разграничения (первичное право) в отсутствие оснований для отнесения его к муниципальной собственности.
Вместе с тем судом при вынесении оспариваемого судебно акта не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 52 абз. 4 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из смысла пункта 52 указанного Постановления следует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации.
Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права ответчика, истец должен доказать, что запись в государственном реестре недвижимости нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.
Такая правовая позиция по данному вопросу соответствует судебно-арбитражной практике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11).
Следовательно, правом на обращение в суд с исковым заявлением о признании права (обременения) отсутствующим обладает лицо, за которым зарегистрировано право собственности или иное вещное право на тот же объект, что и у ответчика, либо лицо, которое в силу закона осуществляет правомочия собственника в случаях прямо предусмотренных законом в отношении спорного объекта недвижимости.
Так как зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок препятствует возможности органу местного самоуправления муниципального образования Выселковский район распоряжаться земельным участком, на который государственная собственность не разграничена, поэтому истец и обратился в суд за защитой нарушенного права.
Согласно выписке из ЕГРН, участок с кадастровым номером 23:05:0201003:0002 находится в собственности Российской Федерации с 2003 года, а также находился в аренде по договору от 09.01.2003 N 0500001372 (л.д. 6-17, 24 т. 1).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в указанной выписке из ЕГРН не имеются сведения о нахождении на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации. Более того, данный земельный участок предназначен для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:05:0201003:0002 ранее, до регистрации права на него Российской Федерации, находился в распоряжении администрации, передавался в аренду, и в собственность Российской Федерации никогда не передавался. Доказательств об обратном в материалы дела не представлено.
Администрацией муниципального образования Выселковский район был направлен запрос в отношении внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:05:0201003:2, на что был получен ответ из Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому району (Выселковский сектор) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации было осуществлено в связи с тем, что устаревшая версия программного продукта отдела не позволяла проведение регистрации ограничения (обременение) на земельные участки без первичной регистрации права собственности (т. 1 л.д.122).
Из содержания данного ответа следует, что регистрационная запись внесена ошибочно, без соответствующего заявления.
В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией, как установлено коллегией судей, не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
Вместе с тем, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер и такой регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок не имеется.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Доказательств, подтверждающих, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникли на законных основаниях в деле отсутствуют.
Более того, спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации в иных предусмотренных федеральным законом случаях, в частности, земельный участок не относится к землям лесного фонда, особо природным охраняемым территориям, не относится к землям, на которых располагаются автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, земельный участок не предоставлялся для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 23:05:0201003:0002 не относится к земельным участкам, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае Краснодарского края, или в муниципальной собственности, а также в федеральной собственности, согласно критериям, определенным ст. 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что правом распоряжения спорным земельным участком наделен именно истец.
Пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Пунктом 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ответчик не предоставил документального подтверждения разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном ст. 17 ЗК РФ и Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" порядке, не подтвердил факта обращения за регистрацией права собственности Российской Федерации, а также не представил доказательств, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Таким образом, зарегистрированное право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не основано на законе и подлежит признанию отсутствующим.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается ввиду освобождения как истца, так и ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2018 по делу N А32-47645/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0201003:2 общей площадью 49 900 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Выселковский район, примерно в 2,0 км. по направлению на юго-запад от ориентира пос. Красный.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47645/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2018 г. N Ф08-7526/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация муниципального образования Выселковский район
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: ИП глава крестьянско-фермерского хозяйства, ИП глава КФХ Цыцлрин А.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по КК в лице МО по Выселковскому и Тихорецкому р-ну, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, Цыцорин Александр Владимирович