г. Краснодар |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А32-44499/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Винарт-Новороссийск" (ИНН 2315072972, ОГРН 1022302395170) - Маловой О.Ю. (доверенность от 10.01.2018), заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Патласовой Е.Л. (доверенность от 01.10.2018), Вилко И.В. (доверенность от 20.10.2017), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Филимонова С.С., Соловьева М.В.) по делу N А32-44499/2017, установил следующее.
ООО "Винарт-Новороссийск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС по городу Новороссийску (далее - инспекция) о признании незаконными действий по не включению общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр) как малое предприятие и возложении на инспекцию обязанности включить общество в единый реестр как малое предприятие (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением от 24.01.2018, оставленным без изменения постановлением от 13.07.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, принудительное включение общества в реестр может быть осуществлено только по согласованию с Федеральной налоговой службой Российской Федерации с использованием соответствующего программного обеспечения. У инспекции отсутствовали правовые основания для включения общества в реестр в 2015 и 2016 годах, поскольку оно не отвечало требованиям, установленным пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Уточненная декларация общества о среднесписочной численности работников не может являться доказательством того, что оно относится его к субъектам малого предпринимательства, поскольку достоверность этих сведений не подтверждена. Прокуратурой города Новороссийска нарушения действующего законодательства инспекцией не установлены.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представители инспекции настаивали на доводах жалобы.
Представитель общества просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили и из материалов дела видно, что общество указано в едином реестре как предприятие среднего бизнеса.
Общество, считая, что соответствует критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства по численности и доходам обратилось в налоговый орган с требованиями:
- внести общество в единый реестр и выдать справку об отнесении общества к субъектам малого предпринимательства;
- направить в налоговый орган информацию о том, когда общество будет внесено в единый реестр;
- признать соответствие общества критериям субъекта малого предпринимательства и внести в единый реестр сведения об обществе как о субъекте малого предпринимательства;
- от 07.08.2017 и от 08.08.2017 о включении в реестр.
Налоговый орган в письмах сообщил следующее:
- представление сведений (на бумажном носителе или в электронном виде), а также внесение изменений в единый реестр территориальный налоговый орган или Управление ФНС по субъектам не производит, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством (письмо от 15.08.2017 N 10-28/15507);
- в связи с несоответствием общества установленным условиям основания для внесения указанных сведений в единый реестр отсутствуют; при необходимости возможно обращение в налоговый орган за уточнением информации по вопросу корректности сведений, учитываемых для целей формирования реестра (письмо от 29.08.2017);
- изменения будут учтены при очередном обновлении единого реестра, проводимом ежемесячно 10-го числа за предшествующий месяц (письмо от 03.09.2017);
- сведения, содержащиеся в едином реестре, размещены в свободном доступе в поисковой системе единого реестра (https://www.Nalog.ru/opeNdata/7707329152-rsmp/); сведения об обществе внесены в единый реестр в 2016 году на основе сведений за предшествующий 2015 календарный год как о субъекте среднего предпринимательства;
в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) категория общества может быть изменена при формировании реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы) (письмо от 12.09.2017 N 12-20/37071).
Полагая, что действия инспекции по не включению общества при формировании единого реестра как малого предприятия являются неправомерными, нарушающими законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей.
Единый реестр впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год) и исходя из новых критериев.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.Nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506). Единый реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
В силу части 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает ФНС России.
В письме ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено данной статьей.
При этом положения указанных пунктов 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016 (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы).
При этом потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов малого и среднего предпринимательства может возникнуть в случае, когда они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (пункты 9 - 11 части 3 статья 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В письме от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554 "О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства" ФНС России сообщило, что начиная с 10.08.2017 принудительное включение юридического лица (индивидуального предпринимателя) в единый реестр, исключение из него и изменение категории субъекту малого и среднего предпринимательства (в случае неверного отражения в указанном реестре) будет осуществляться только по согласованию с ФНС России с использованием соответствующего программного обеспечения.
Приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр (далее - регламент).
В случае выявления в ЕГРЮЛ/ЕГРИП ошибки, допущенной регистрирующим органом при государственной регистрации, приведшей к отсутствию сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в едином реестре, следует внести в ЕГРЮЛ/ЕГРИП соответствующую корректирующую запись и в течение следующего рабочего дня убедиться в актуализации сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в Информационно-аналитической подсистеме пункт 2.2.1 регламента).
При невозможности устранения некорректного отражения сведений в едином реестре и (или) причин, препятствующих подъему сведений на федеральный уровень, налоговому органу необходимо:
- направить сообщение (с использованием программного обеспечения, обеспечивающего формирование единого реестра) на обработку в УФНС России не позднее чем за пять рабочих дней до истечения срока, указанного в пункте 1.8 регламента;
- направить заявку на сайт технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, проконтролировать ее исполнение (пункт 3.2.2 регламента).
В пункте 4.1 регламента установлено, что обработка сообщения, поступившего от регистрирующего или налогового органа в случаях, указанных в пунктах 2.2.1.2 и 3.2.2 регламента, осуществляется соответствующим структурным подразделением, в функционал которого входят вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или камерального контроля (налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также информационных технологий (при необходимости).
Согласно пункту 4.2 регламента на основании поступившего от регистрирующего или налогового органа сообщения, подтверждающего наличие документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям, изложенным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 регламента, УФНС России вносит сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в единый реестр.
Общество представило в инспекцию и в дело бухгалтерскую отчетность, подтверждающую, что в 2015 году среднесписочная численность его работников насчитывала менее 100 человек, выручка от реализации составляла менее 800 млн. рублей. Поэтому на момент формирования реестра (2016 год) общество отвечало критериям малого предприятия и подлежало включению в реестр в качестве такового.
Исходя из обстоятельств дела, суды правомерно признали действия налогового органа незаконными, поскольку установлена совокупность необходимых оснований, предусмотренных статьями 198, 200 и 201 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018 по делу N А32-44499/2017, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.