город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2018 г. |
дело N А32-44499/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Филимоновой С.С., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Винарт-Новороссийск" Маловой О.Ю. по доверенности от 10.01.2018 N 03,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края Огурцова С.А. по доверенности от 18.05.2018 N 1058,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 по делу N А32-44499/2017, принятое в составе судьи Погорелова И.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винарт-Новороссийск" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края о признании малым предприятием, обязании внести общество в реестр
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Винарт-Новороссийск" (далее - ООО "Винарт-Новороссийск", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску (далее - налоговая инспекция, налоговый орган), в котором просило:
- признать незаконными действия налоговой инспекции по невключению общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие;
- обязать налоговый орган включить общество в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ (т. 1 л.д. 100)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены доказательства соответствия дохода и среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган сослался на неправильное применение судом норм материального права, поскольку с 10.08.2017 принудительное включение юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется только по согласованию с Федеральной налоговой службой с использованием специального программного обеспечения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Винарт-Новороссийск" указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество 08.08.2017 установило, что отсутствует в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и числится как предприятие среднего бизнеса.
Общество, считая, что соответствует критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства по численности и доходам обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску с заявлениями о необходимости внесения в Единый реестр по отнесению общества к субъектам малого предпринимательства:
- 08.08.2017 о внесении изменений в Единый реестр как о субъекте малого предпринимательства и выдаче справки об отнесении общества к субъектам малого предпринимательства (т.1 л.д. 64);
- 10.08.2017 о необходимости выдачи справки об отнесении общества к субъектам малого предпринимательства и дачи ответа на письмо от 08.08.2017 (т.1 л.д. 63);
- 21.08.2017 о направлении налоговым органом информации о том, когда общество будет внесено в реестр малого предпринимательства (т.1 л.д. 58-59);
- 22.08.2017 о соответствии общества критериям субъекта малого предпринимательства и необходимости внесения налоговым органом в Единый реестр сведений об обществе как о субъекте малого предпринимательства (т.1 л.д.60-62);
- 07.08.2017, 08.08.2017 о включении в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Налоговый орган письмами сообщил:
- 15.08.2017 N 10-28/15507, что представление сведений (на бумажном носителе или в электронном виде), а также внесение изменений в реестр территориальным налоговым органом или Управлением ФНС по субъектам не производится в связи с тем, что это не предусмотрено действующим законодательством (т.1 л.д. 35-36);
- 29.08.2017, что в связи с несоответствием общества установленным условиям оснований для внесения сведений в Единый реестр не имеется; при необходимости возможно обращение в налоговый орган за уточнением информации по вопросу корректности сведений, учитываемых для целей формирования реестра (т.1 л.д. 37);
- 03.09.2017, что изменения будут учтены при очередном обновлении Единого реестра, проводимом ежемесячно 10 числа за предшествующий месяц (т.1 л.д. 34);
- 12.09.2017 N 12-20/37071@, что сведения, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещены в свободном доступе и доступны при обращении к поисковой системе реестра (https://www.Nalog.ru/opeNdata/7707329152-rsmp/); сведения об обществе внесены в Единый реестр в 2016 году на основе сведений за предшествующий 2015 календарный год как субъект среднего предпринимательства; в соответствии с ч.4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ категория общества может быть изменена при формировании реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годы) (т.1 л.д. 28-29);
Общество в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве субъекта малого предпринимательства не включено.
Полагая, что действия налоговой инспекции по невключению общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие являются незаконными, нарушающими законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 408-ФЗ) Закон N 209 был дополнен, в частности, ст. 4.1, предусматривающей ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209 предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Законом N 408-ФЗ также были изменены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства: вместо критерия выручки используется критерий дохода, вместо критерия средней численности сотрудников - критерий среднесписочной численности сотрудников. Соответствующие изменения вступили в силу с 1 января 2016 года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209 в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр) впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год) и исходя из новых критериев.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр), размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.Nalog.ru/ (ч. 1, 2, 9 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
В силу ч. 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение Единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба - ФНС России.
Письмом ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Налоговая служба сообщила, что впервые категория субъекта малого и среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 гг.).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей.
При этом положения вышеуказанных пунктов 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 1 января 2016 года (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, впервые категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы).
При этом потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов малого и среднего предпринимательства может возникнуть в случае когда они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. п. 9 - 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС.
В письме от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554 "О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства" ФНС России сообщило, что, начиная с 10 августа 2017 года принудительное включение юридического лица (индивидуального предпринимателя) в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, исключение из него и изменение категории субъекту малого и среднего предпринимательства (в случае неверного отражения в указанном реестре) будет осуществляться только по согласованию с Федеральной налоговой службой с использованием соответствующего программного обеспечения.
Согласно указанному письму в настоящее время проводится работа по внесению соответствующих изменений в Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом ФНС России от 19 августа 2016 года N СА-7-6/442@.
Суд первой инстанции установил, что среднесписочная численность работников общества в 2015 году, с учетом представленных в налоговый орган в марте 2016 года уточнений (т.1 л.д. 38), составляла менее 100 человек, выручка от реализации составляла менее 800 млн. рублей, что подтверждается бухгалтерской (финансовой) отчетностью (т.1 л.д. 104-115).
Учитывая изложенное, общество при формировании Единого реестра изначально подлежало включению в качестве субъекта малого предпринимательства.
В августе 2017 года общество также не было включено в реестр в качестве субъекта малого предпринимательства. В настоящее время общество включено в реестр в качестве субъекта среднего предпринимательства.
Отсутствие общества в реестре в качестве субъекта малого предпринимательства не позволяет обществу участвовать в торгах для таких субъектов, пользоваться льготами, предоставляемым таким лицам, а также получать финансовую поддержку в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в качестве субъекта малого предпринимательства.
Учитывая, что общество изначально подлежало включению в Единый реестр в качестве субъекта малого предпринимательства, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края и обязал налоговый орган включить общество в Единый реестр в качестве субъекта малого предпринимательства.
Довод налогового органа о том, что с 10.08.2017 принудительное включение юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется только по согласованию с Федеральной налоговой службой с использованием специального программного обеспечения, судебной коллегией не принимается.
Приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Регламент).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Регламента настоящий Регламент определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр МСП) при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в Реестре МСП или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в Реестре МСП (далее - сообщение). Формирование и направление сообщения осуществляется с использованием функции "Вас нет в реестре или данные некорректны?" сервиса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства", размещенного на сайте ФНС России. Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля.
Сформированное заявителем сообщение поступает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - регистрирующий орган) и (или) налоговый орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - налоговый орган) (пункт 1.4. Регламента).
Обработка поступившего в регистрирующий орган сообщения осуществляется структурными подразделениями, в функционал которых входят вопросы ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) и внесения исправлений в указанные реестры, а также информационных технологий (при необходимости) (пункт 2.1 Регламента).
В случае выявления в ЕГРЮЛ/ЕГРИП ошибки, допущенной регистрирующим органом при государственной регистрации, приведшей к отсутствию сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Реестре МСП, следует внести в ЕГРЮЛ/ЕГРИП соответствующую корректирующую запись и в течение следующего рабочего дня убедиться в актуализации сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в Информационно-аналитической подсистеме (далее - ИАП) (пункт 2.2.1 Регламента).
При невозможности устранения некорректного отражения сведений в Реестре МСП и (или) причин, препятствующих подъему сведений на федеральный уровень, налоговому органу необходимо:
направить сообщение (с использованием программного обеспечения, обеспечивающего формирование Реестра МСП) на обработку в УФНС России не позднее чем за пять рабочих дней до истечения срока, указанного в пункте 1.8 настоящего Регламента;
направить заявку на Сайт технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, проконтролировать ее исполнение (пункт 3.2.2 Регламента).
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента обработка сообщения, поступившего от регистрирующего или налогового органа в случаях, указанных в пунктах 2.2.1.2 и 3.2.2 настоящего Регламента, осуществляется соответствующим структурным подразделением, в функционал которого входят вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или камерального контроля (налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также информационных технологий (при необходимости).
Согласно пункту 4.2 Регламента на основании поступившего от регистрирующего или налогового органа сообщения, подтверждающего наличие документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям, изложенным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 настоящего Регламента, УФНС России вносит сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Реестр МСП.
Учитывая, что предусмотрен порядок внесения принудительного включения юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в случае допущения ошибки при вводе данных в соответствующие информационные базы и сервисы, фактически внесение, обработку и проверку данных, выполняет налоговый орган по месту нахождения юридического лица, а также направление заявок на исправление некорректной информации и контроль выполнения таких заявок посредством Сайта технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" и передачу сведений на федеральный уровень, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование общества.
В рассматриваемом случае общество направляло заявление о внесении изменений в реестр с использованием указанного ресурса, однако соответствующие изменения в реестр внесены не были.
С учетом того, что ошибочное включение общества в реестр субъектов среднего предпринимательства обусловлено неправомерными действиями налоговой инспекции и в отсутствие объективных доказательств невозможности налогового органа по месту нахождения юридического лица как структурного подразделения УФНС РФ принудительно направить сообщение с использованием специального программного обеспечения в УФНС РФ, а также невозможности направить заявку службе технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России о необходимости внесения изменений в реестр, суд апелляционной инстанции полагает, что выявленные ошибки, послужившие основанием для отнесения общества к иной категории субъектов предпринимательства, могут быть исправлены на основании уточненных сведений и документов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края. Доказательства того, что налоговой инспекцией принимались конкретные меры по устранению допущенной им ошибки в отношении общества и эти меры были неэффективны, материалы дела не содержат.
Таким образом, имеется совокупность оснований для признания незаконными действия налогового органа и применения положений закона, направленных на устранение неправомерности действий государственного органа путем внесения общества в реестр в качестве субъекта малого предпринимательства.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 по делу N А32-44499/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44499/2017
Истец: ООО ВИНАРТ-НОВОРОССИЙСК
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края