Ассоциация российских банков обращается в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка идентификации клиента - юридического лица, имеющего единственного участника, который одновременно является единоличным исполнительным органом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), а также пунктом 1.2 Инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И "Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция Банка России N 204-И) на кредитные организации возложена обязанность идентификации клиента, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев при открытии и ведении банковских счетов.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ и пункту 2.1 Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 499-П) идентификация осуществляется путем установления в отношении клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Приложениями 1 и 2 к Положению Банка России N 499-П, с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) данных из государственных и иных информационных систем.
На основании пункта 5.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца или обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также иные документы, предусмотренные Законом N 115-ФЗ и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции Банка России N 204-И для открытия счета клиент обязан представить (банк обязан получить) документы и сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, этой Инструкцией и банковскими правилами. Кроме того, банк вправе использовать любые доступные ему на законных основаниях источники информации для получения документов и сведений, а также для установления действительности и достоверности документов и сведений, представленных ему для открытия счета и при ведении счета (пункт 1.9 Инструкции Банка России N 204-И).
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статье 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Приложению 2 к Положению Банка России N 499-П сведения, которые содержатся в уставе общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО), и которые должны быть получены банком в целях идентификации клиентов и выгодоприобретателей, являющихся юридическими лицами, совпадают со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), за исключением сведений об органах юридического лица.
При этом возникает вопрос, необходимо ли кредитным организациям для целей идентификации при открытии и ведении счета дополнительно запрашивать учредительные документы клиента - юридического лица, зарегистрированного, например, в форме ООО, в котором единственный участник одновременно является единоличным исполнительным органом общества.
С учетом изложенного просим разъяснить, правомерны ли выводы Ассоциации о том, что:
1) с 1 апреля 2022 года (даты вступления в силу Инструкции Банка России N 204-И) кредитные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации определяют в банковских правилах перечень сведений и документов, необходимых для открытия счета, и в случае, если необходимость истребования соответствующего документа прямо не возложена на кредитные организации законодательством Российской Федерации, самостоятельно определяют, с использованием каких документов и (или) информационных систем в данной кредитной организации будут осуществляться мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждение достоверности этих сведений;
2) кредитная организация проявит разумную степень осмотрительности, если в целях идентификации клиента - юридического лица, зарегистрированного, например, в форме ООО, в котором единственный участник одновременно является единоличным исполнительным органом общества, будет использовать только сведения, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, в качестве достоверных данных без дополнительного предоставления клиентом учредительных документов, а в целях идентификации клиента - юридического лица, зарегистрированного в форме ООО, в котором имеются несколько участников, образован совет директоров (наблюдательный совет) и (или) коллегиальный исполнительный орган, сведения о которых указаны в предоставляемой в кредитную организацию анкете клиента, - будет запрашивать у клиента учредительные документы в дополнение к сведениям из ЕГРЮЛ?
Принимая во внимание важность минимизации регуляторных рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением кредитными организациями требований противолегализационного законодательства, просим высказать официальную позицию Банка России по вышеуказанным вопросам.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 2 мая 2023 г. N А23-02/5-218 "О необходимости проверки учредительных документов клиента - юридического лица при идентификации"
Опубликование:
-