г. Краснодар |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А32-50306/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д" (ИНН 2306029191, ОГРН 1062306016464) - Семёновой И.Р. (доверенность от 01.07.2016), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Зудова О.Б. (доверенность от 10.05.2018), Ананьева Ю.Е. (доверенность от 15.02.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2018 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ефимова О.Ю., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-50306/2017, установил следующее.
ООО "Вега-Д" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий таможни в лице Ейского таможенного поста по отказу в выпуске товара по ДТ N 10309030/280917/0001232 (далее - спорная ДТ); обязании выпустить товар по спорной ДТ.
Решением суда от 04.05.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.08.2018, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы законностью отказа таможни и отсутствием нарушений прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на представление таможне всех имеющихся в его распоряжении документов о заключении и исполнении контракта, соблюдение запретов и ограничений. Декларант представлял в таможню письма завода-изготовителя о гарантийных сроках на ввезенный портландцемент. ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.01.2016 N 1-ст (далее - ГОСТ Р 56836-2016) имеет рекомендательный характер. Сертификат на ввезенную партию товара получен в установленном порядке, на момент ввоза товара и проведения дополнительного инспекционного контроля сертификат являлся действительным, качество товара подтверждено результатами дополнительного инспекционного контроля.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению е подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в соответствии с внешнеторговым контрактом от 07.02.2017 N ADCM 3500CE17-01, заключенным с компанией "ADOCIM CIMENTO BETON SANAYI VE TICARET A.S." (Турецкая Республика), общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - портландцемент серый, предназначен для общестроительных работ (не предназначен для дорожного строительства) марки CEM I 42,5 R, не огнеупорный (500 слинг-бэгов по 30 бумажных 4-хслойных мешков весом по 50 кг в каждом, всего 15 тыс. мешков) в количестве 100 тыс. тонн (далее - спорный товар).
С целью совершения таможенных операций, связанных с помещением под таможенную процедуру (выпуск для внутреннего потребления) поступившего товара, общество оформило и подало в Ейский таможенный пост спорную ДТ.
Для подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений декларант представил сертификат соответствия от 20.06.2017 РОСС TR.СГ43.В02721, выданный органом по сертификации ООО "Новосибсертификация+" на основании протокола испытаний от 13.06.2017 N 451 о соответствии спорного товара требованиям ГОСТа 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.10.2016 N 1361-ст (далее - ГОСТ 31108-2016) и ГОСТа 30515-2013 "Цементы. Общие технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 654-ст (далее - ГОСТ 30515-2013).
По результатам таможенного контроля таможенный орган принял решение от 29.09.2017 N 41-10.2/00429 об отказе в выпуске товара по спорной ДТ на основании статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс), по причине истечения гарантийного срока, указанного в ГОСТе 30515-2013, и рекомендовал обществу представить новую ДТ с действительным сертификатом соответствия на декларируемую партию товара (л. д. 15 т. 1).
Общество обжаловало отказ таможенного органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 Кодекса (в редакции, действующей в спорный период) товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 152 Кодекса перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (статья 179 Кодекса).
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (статья 188 Кодекса).
В статье 183 Кодекса установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (статья 4 Кодекса).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 Кодекса установлено, что выпуск товара осуществляется таможенным органом, в том числе, при предоставлении таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с Кодекса и (или) иными международными договорами членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товара.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона N 184-ФЗ.
Обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации (статья 25 Закон N 184-ФЗ).
В силу абзаца первого пункта 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации издало постановление от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", которым определен перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 930 "О внесении изменений в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации дополнен разделом 2523 "Цемент".
Статьей 52 Договора о Евразийском Экономическом Союзе (подписан 29.05.2014 в г. Астана) предусмотрено, что технические регламенты Евразийского Экономического Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Евразийской экономической комиссией единый перечень.
В Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 N 102), содержится позиция "22. Строительные материалы и изделия".
С целью однозначной идентификации продукции, для которой требуется проведение обязательного подтверждения соответствия, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного пунктом 1 этого постановления, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее - Информация).
Во исполнение указанного поручения Правительства Российской Федерации Росстандарт разместил в электронно-цифровой форме на своем официальном сайте www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Информацию, включающую в графе 2 раздела "(5730, 5740) 2523 Цемент" ссылки на коды 23.51.12 ("портландцемент") ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). В графе 3 данного раздела Информации содержится указание на национальные стандарты, требованиям которых должны отвечать портландцементы.
К их числу отнесен, в том числе, ГОСТ Р 56836-2016, на основании которого осуществляется оценка соответствия ввозимых на территорию Таможенного союза цементов.
ГОСТ Р 56836-2016 устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982. Данный стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц. Стандарт может применяться как при обязательной, так и при добровольной сертификации цементов (статья 1).
Объектами обязательной сертификации являются цементы, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, и выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации (пункт 4.1 ГОСТа Р 56836-2016).
Сертификат соответствия является действительным в течение гарантийного срока, установленного в национальных стандартах на конкретную продукцию (пункт 4.12 ГОСТа Р 56836-2016).
Суд установил, что в сертификате соответствия от 20.06.2017 РОСС TR.СГ43.В02721 указано о соответствии спорного товара требованиям ГОСТов 31108-2016 и 30515-2013, в соответствии с которыми маркировка ЦЕМ I 42.5 Б означает портландцемент типа ЦЕМ I класса 42,5, быстротвердеющий.
Согласно пунктам 11, 12 ГОСТа 31108-2016 транспортировка и хранение, а также гарантии изготовителя цементов осуществляется по ГОСТу 30515-2013.
Пунктом 12 ГОСТа 30515-2013 установлено, что изготовитель гарантирует соответствие цемента требованиям стандарта на этот цемент при соблюдении правил его транспортирования и хранения при поставке без упаковки на момент поставки, но не более 60 суток (для быстротвердеющих цементов не более 45 суток) с даты отгрузки, а при поставке в таре - в течение 60 суток (для быстротвердеющих цементов в течение 45 суток) с даты отгрузки. В стандартах на цементы конкретных видов допускается увеличение гарантийного срока.
Учитывая изложенное и дату отгрузки партии цемента (02.08.2017), судебные инстанции обоснованно сочли, что гарантийный срок, указанный в ГОСТе 30515-2013, на соответствие которому выдан сертификат соответствия от 20.06.2017 РОСС TR.СГ43.В02721, истек 17.09.2017, в то время как таможенное декларирование товара осуществлено 28.09.2017. Вывод суда о недействительности указанного сертификата соответствия, представленного декларантом при декларировании товара по спорной ДТ, ввиду истечения гарантийного срока основан на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам дела, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд сослался на ответ ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" от 30.10.2017 N 1-101/5-118 по запросу таможни, содержащий ссылку на пункт 4.12 ГОСТа Р 56836-2016, исходя из которого сертификат соответствия является действительным в отношении продукции, изготовленной (выпускаемой в обращение) во время действия сертификата соответствия, в течение гарантийного срока, установленного в национальных (межгосударственных) стандартах на конкретную продукцию, сертификат соответствия от 20.06.2017 РОСС TR.СГ43.В02721 не распространяет действие на товары, предъявленные к таможенному декларированию 27.09.2017 и 28.09.2017.
Суд правильно отметил, что действующими ГОСТами продление гарантийного срока какими-либо лицами (иностранным изготовителем, импортером и иными) не предусмотрено, отклонив соответствующий довод общества. Гарантийный срок определяется национальными стандартами, на соответствие которым выдан сертификат соответствия.
Суд дал надлежащую правовую оценку доводу общества о рекомендательном характере ГОСТа Р 56836-2016.
Ссылка общества на письмо завода-изготовителя об иных гарантийных сроках на ввезенный портландцемент подлежит отклонению, поскольку указанные положения ГОСТов не предусматривают возможность учета гарантийного срока, установленного заводом-изготовителем.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В силу подпункта 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная в федеральный бюджет обществом за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина (1500 рублей) подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А32-50306/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вега-Д" излишне уплаченную в федеральный бюджет по платежному поручению от 03.09.2018 N 472 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.