г. Краснодар |
|
02 ноября 2018 г. |
Дело N А32-52211/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" (ИНН 2315072242, ОГРН 1022302384136) - Каторжнова Д.А. (доверенность от 10.11.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ламбина" (ИНН 2348027862, ОГРН 1082348000470) - Нагой А.Ш. (доверенность от 06.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ламбина" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2018 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 (судьи Ковалева Н.В., Нарышкина Н.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-52211/2017, установил следующее.
Акционерное общество "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - общество-1) подало в Арбитражный суд Краснодарского края иск к обществу с ограниченной ответственностью "Ламбина" (далее - общество-2) об установлении в целях строительства линейного объекта: "Реконструкция магистрального нефтепровода "Крымск - Краснодар". Строительство вдольтрассовой линии 10 кВ на участке 0 км - 101 км" (далее - линия электропередачи) с 20.12.2017 по 30.07.2019 (588 дней) права ограниченного пользования (сервитута) на часть площадью 429 кв. м земельного участка с кадастровым номером 23:26:0107000:10, часть площадью 6620 кв. м земельного участка с кадастровым номером 23:26:0107000:11, часть площадью 1852 кв. м земельного участка с кадастровым номером 23:26:0107000:14, часть площадью 3213 кв. м земельного участка с кадастровым номером 23:26:0107000:16, часть площадью 4402 кв. м земельного участка с кадастровым номером 23:26:0107000:18, расположенных по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах ООО "АФ "Алычевая", (далее части земельных участков) по приведенным координатам характерных точек границ, об установлении платы за ограниченное пользование (сервитут) частями земельных участков в названный период в размере 92 840 рублей 45 копеек (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы следующим. Обществом-1 подтверждена необходимость в ограниченном использовании частей земельных участков для строительства линии электропередачи. В границах земельных участков размещен принадлежащий обществу-1 на праве собственности магистральный трубопровод "Крымская-Краснодар" Ду300 (0-100,969 км) для перекачки нефтепродуктов общей протяжённостью 100,969 км с начальным пунктом (НПС км 9 ПК Крымская 0 км) и конечным пунктом (НПС км, ПК Краснодарский ПСП 100,969 км) проходящий по территории Крымского, Абинского, Северского, Тахтамукайского районов, г. Краснодара Краснодарского края (далее - трубопровод).
Линия электропередачи возводится в качестве сопутствующего трубопроводу объекта, является его неотъемлемой частью, предназначена для электроснабжения средств электро-химической защиты трубопровода от коррозии и для электроснабжения узлов запорной арматуры. Размещение линии электропередачи в одном техническом коридоре с трубопроводом соответствует требованиям федерального законодательства в области территориального планирования.
Общество-2 обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Общество-1 не проработало альтернативные варианты прокладки линии электропередачи. В письме от 22.03.2018 специализированная проектная организация - общество с ограниченной ответственностью "Терра-Юг" (далее - проектная организация) указывает на необязательность прокладки линии электропередачи вдоль трубопровода, на возможность осуществления подвода питания к узлам запорной арматуры и средствам электрохимической защиты трубопровода по иной траектории. Установление сервитута в отношении частей земельного участка препятствует обществу-2 в использовании земельных участков.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании плана приватизации государственного предприятия "Производственное объединение черноморских магистральных нефтепроводов" 1994 года, утвержденного Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 11.03.1994, общество-1 является собственником трубопровода. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 816-р утверждены схема территориального планирования Российской Федерации в части федерального трубопроводного транспорта, назначение, наименование, основные характеристики, местоположение и характеристики зон с особыми условиями использования территории планируемых для размещения объектов федерального значения в области трубопроводного транспорта на период до 2030 года.
На основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 15.01.2016 N 14 подготовлена документация по планировке территории для размещения объектов трубопроводного транспорта федерального значения, в том числе линии электропередачи. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.03.2017 N 218 утверждена соответствующая документация по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) для размещения линии электропередачи. Проектом полосы отвода Г.6.0000.17015-ЧТН/ГТП-500.000-ПП01, предусмотрено ее прохождение по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:26:0107000:10, 23:26:0107000:11, 23:26:0107000:14, 23:26:0107000:16, 23:26:0107000:18, принадлежащим на праве собственности обществу-2.
Общество-1 направило обществу-2 предложение (оферту) о заключении соглашения об установлении сервитута от 06.10.2017 (вручено 10.10.2017). Общество-2 в установленный срок оферту не акцептовало.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества-1 в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления сервитута (права ограниченного пользования соседним участком). Сервитут может устанавливаться для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, при условии отсутствия иной возможности осуществления соответствующих мероприятий. Сервитут устанавливается либо по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, либо, в случае недостижения такого соглашения, по решению суда (статьи 216, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Иск об установлении сервитута, согласно данному в пункте 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснению, относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что статья 274 Гражданского кодекса направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
При разрешении спора об установлении сервитута определяются реальные потребности собственника господствующей недвижимой вещи в пользовании служащим земельным участком, устанавливается возможность их удовлетворения посредством установления сервитута. Сервитут может быть установлен в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей заявителя как собственника недвижимости. При оценке существующих альтернативных способов удовлетворения потребностей заявителя суд самостоятельно определяет оптимальные условия сервитута, наименее обременительные для собственника служащего земельного участка и обеспечивающие разумный баланс интересов сторон спора. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса может назначить проведение экспертизы. Изложенные правовые подходы нашли отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 2509/10, от 28.02.2012 N 11248/11 и от 04.06.2013 N 16033/12. Бремя доказывания необходимости установления сервитута и невозможности использования недвижимого имущества без установления права ограниченного пользования чужим имуществом, в силу статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, относится на заявителя - инициатора установления такого права.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается образование земельных участков для строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 5 пункта 3 статьи 11.3).
Для размещения линейных объектов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.8). Одним из оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является строительство линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, а также объектов систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения (пункт 2 статьи 49). Земли сельскохозяйственного назначения или земельные участки в составе таких земель могут предоставляться на период осуществления строительства линий электропередачи, при этом их использование осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации для нужд сельского хозяйства и без перевода в земли иных категорий (часть 2 статьи 78). Права на земли, используемые или предназначенные для эксплуатации объектов энергетики, возникают у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральными и региональными законами. В отношении таких объектов устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий последних. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 89).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, которыми определено, что в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства установлены особые условия использования территорий. В пределах охранных зон земельные участки у арендаторов не изымаются. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. В пределах охранных зон воздушных линий электропередачи с письменного решения о согласовании сетевой организации допускается осуществление полива сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды составляет свыше 3 метров, полевых сельскохозяйственных работ с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров. Согласование сетевой организации не требуется, если названные параметры не превышаются. В случае если охранные зоны установлены на сельскохозяйственных угодьях, проведение плановых работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства осуществляется в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и правовые подходы высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Проектирование и строительство линии электропередачи на частях принадлежащих обществу-2 земельных участков предусмотрено документами территориального планирования и документацией по планировке территории. Ее размещение в техническом коридоре существующего трубопровода, находящегося в собственности общества-1, обосновано и целесообразно. Срок, на который испрашивается сервитут, соответствует нормативному сроку строительства линейного объекта. Предложенные обществом-1 условия сервитута оптимальны, наименее обременительные для общества-2 как собственника земельных участков. Установление сервитута не повлечет невозможность использования земельных участков по назначению и не нарушит разумный баланс интересов обществ-1,-2. Установление охранной зоны линии электропередачи не препятствует обществу-2 в использовании земельных участков в целях выращивания сельскохозяйственных культур.
Иные доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А32-52211/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, которыми определено, что в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства установлены особые условия использования территорий. В пределах охранных зон земельные участки у арендаторов не изымаются. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. В пределах охранных зон воздушных линий электропередачи с письменного решения о согласовании сетевой организации допускается осуществление полива сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды составляет свыше 3 метров, полевых сельскохозяйственных работ с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров. Согласование сетевой организации не требуется, если названные параметры не превышаются. В случае если охранные зоны установлены на сельскохозяйственных угодьях, проведение плановых работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства осуществляется в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2018 г. N Ф08-8598/18 по делу N А32-52211/2017