г. Краснодар |
|
07 ноября 2018 г. |
Дело N А32-4476/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Ждоковой Нафисет Мухаджировны (ОГРНИП 304235714500012) - Флосмана В.С. (доверенность от 10.01.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Таракановской Н.С. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации муниципального образования Успенский район (ИНН 2357003709, ОГРН 1032331955083), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-4476/2017, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Ждокова Нафисет Мухаджировна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просила:
- признать незаконным решение департамента об отказе в передаче в собственность предпринимателю земельного участка площадью 332 000 кв. м (кадастровый номер 23:34:0501000:137), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: Российская Федерация, Краснодарский край, Успенский район, с/о Урупский, в границах земель АО "Кавказ", участок 93, выраженное в письме от 08.11.2016 N 52-31709/16-32-20, как противоречащее положениям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ);
- обязать департамент в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда направить предпринимателю проект договора купли-продажи земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:34:0501000:137 с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение департамента об отказе в передаче в собственность предпринимателю земельного участка площадью 332 000 кв. м с кадастровым номером 23:34:0501000:137, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, выраженное в письме от 08.11.2016 N 52-31709/16-32-20, в связи с его противоречием нормам Земельного кодекса и положениям Закона N 101-ФЗ. На департамент возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, направить предпринимателю проект соответствующего договора купли-продажи земельного участка. С департамента в пользу предпринимателя взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2018 решение от 07.06.2017 и постановление от 07.09.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа предложил проверить обстоятельства, связанные с возможностью заключения нового договора аренды непосредственно с заявителем; установить тождественность земельного участка с кадастровым номером 23:34:0501000:0128 (названного в договоре от 17.06.2003 N 3400000371) и испрашиваемого участка с кадастровым номером 23:34:0501000:137; оценить содержание заявления предпринимателя от 29.08.2016 б/н, приложения к нему; проверить правопреемство предпринимателя от крестьянского хозяйства "Солнечное".
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Успенский район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018, требования заявителя удовлетворены. Признано незаконным решение департамента об отказе в передаче в собственность спорного участка, содержащееся в письме от 08.11.2016 N 52-31709/16-32-20, в связи с его противоречием нормам Земельного кодекса и положениям Закона N 101-ФЗ. Суд возложил на департамент обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта направить предпринимателю проект договора купли-продажи земельного участка. Суды пришли к выводу об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка. Заявитель вправе без торгов приобрести в собственность арендуемый им земельный участок сельскохозяйственного назначения на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление. Податель жалобы указывает, что предприниматель не относится к тем землепользователям, которым земельные участки предоставляются в аренду без торгов и предварительной публикации. Поскольку договор аренды от 25.05.2007 N 8834000007 не породил правовых последствий ввиду своей ничтожности, департамент правомерно отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса). Выводы судов о том, что предприниматель является правопреемником КХ "Солнечное" не соответствуют содержанию представленных в дело доказательств. Суды не рассмотрели доводы департамента о ненадлежащем исполнении арендатором принятых на себя по договору обязательств (допускалась просрочка внесения арендной платы).
В отзыве предприниматель указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель департамента настаивал на удовлетворении жалобы. Представитель предпринимателя возражал против отмены решения и постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение от 16.04.2018 и апелляционное постановление от 08.08.2018 надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Успенского района Краснодарского края от 09.06.2003 N 333 (далее - постановление от 09.06.2003 N 333), по результатам рассмотрения на конкурсной основе заявления главы крестьянского хозяйства "Солнечное" Ждоковой Н.М. о выделении земельного участка под расширение крестьянского хозяйства, выделен в аренду сроком на 5 лет из фонда перераспределения земель района в границах плана акционерного общества "Кавказ" земельный участок площадью 33,2 га, из них пашни 33,2 га, для сельскохозяйственного использования, под расширение крестьянского хозяйства "Солнечное"; главе хозяйства предписано заключить с администрацией района договор аренды земли, который подлежал государственной регистрации в месячный срок со дня подписания постановления (т. 1, л. д. 16, 17).
17.06.2003 администрация Успенского района Краснодарского края (далее - администрация района; арендодатель) и глава крестьянского хозяйства "Солнечное" Ждокова Нафисет Мухаджировна (арендатор) заключили договор N 3400000371 аренды земель сельскохозяйственного назначения, по условиям которого арендодатель сроком на 5 лет (с 1 января 2003 года с учетом фактического использования земельного участка) сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 33,2 га, расположенный в границах плана земель акционерного общества "Кавказ", с кадастровым номером 23:34:0501 000:0128, для выращивания сельскохозяйственных культур (пункт 1.1 договора). В силу пункта 1.2 договора границы и размеры земельного участка обозначены на прилагаемом к договору плане земельного участка, который является составной и неотъемлемой частью договора. Арендная сделка зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 28.07.2003 (т. 1, л. д. 18 - 21).
В постановлении от 25.05.2007 N 415, сославшись на перерегистрацию главы крестьянского хозяйства "Солнечное" Ждоковой Н.М. в качестве индивидуального предпринимателя, правопреемство от крестьянского хозяйства "Солнечное", и на обращение предпринимателя в администрацию района с заявлением о продлении срока договора аренды от 17.06.2003 N 3400000431 на 10 лет, глава администрации района постановил расторгнуть договор аренды N 3400000431, предоставить Ждоковой Н.М. в аренду на новый срок 10 лет из фонда перераспределения земель Краснодарского края земельный участок общей площадью 33,2 га, с кадастровым номером 23:34:0501000:0137, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в границах, указанных в кадастровом плане (карте) земельного участка, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения; т. 1, л. д. 22 - 23).
Администрация района (арендодатель) и предприниматель (арендатор) 25.05.2007 заключили договор N 8834000007 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 33,20 га, с кадастровым номером 23:34:0501000:0137, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, предназначенный для сельскохозяйственного производства. В пункте 1.3 договора отражено, что он является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору с 25.05.2007. В силу пункта 7.2 договора он действует в течение 10 лет, до 25 мая 2017 года. Арендная сделка зарегистрирована в ЕГРП 25.07.2007, о чем на договоре имеется соответствующая отметка (т. 1, л. д. 24 - 39).
Земельный участок с кадастровым номером 23:34:0501000:137 находится в собственности Краснодарского края, право зарегистрировано в ЕГРН 02.08.2004 (т. 1, л. д. 77).
В департамент 30.08.2016 поступило заявление предпринимателя о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:34:0501000:137, для целей выращивания сельскохозяйственной продукции (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса), с приложенными к нему документами (согласно описи; т. 1, л. д. 10 - 12).
Письмом от 08.11.2016 N 52-31709/16-32-20 департамент отказал предпринимателю в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, указав, что поскольку договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, от 25.05.2007 N 8834000007 имеет признаки ничтожной сделки и не породил правовых последствий, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов согласно подпункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 13 - 15).
Предприниматель, полагая, что решение департамента об отказе в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:34:0501000:137, выраженное в письме от 08.11.2016 N 52-31709/16-32-20, противоречит положениям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
По правилам статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что законные основания для отказа в предоставлении предпринимателю в собственность испрашиваемого участка с кадастровым номером 23:34:0501000:137 у департамента отсутствовали. Предприниматель является арендатором названного земельного участка, право аренды возникло на основании договора от 17.06.2003 и в установленном порядке не прекращено. Информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании арендатором спорного земельного участка отсутствует. Уполномоченный орган также не представил доказательств, свидетельствующих о фактах ненадлежащего использования заявителем земель сельскохозяйственного назначения. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление предпринимателя (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента следует отклонить.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса (утратила силу с 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды с главой крестьянского хозяйства "Солнечное") земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 названной статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В материалы дела представлена копия газеты "Рассвет" от 29.04.2003 N 50 (7594), согласно которой администрация информировала о возможном предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе и участка, предоставленного заявителю (т. 3, л. д. 28).
Договор аренды от 17.06.2003 N 3400000371 заключен в установленном порядке (кадастровый номер земельного участка - 23:34:0501000:0128), прошел процедуру государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса договор аренды заключается на срок, определенный договором. Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса).
С учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в редакции постановления от 25.01.2013 N 1, статье 10 Закона N 101-ФЗ, статье 34 Земельного кодекса, заключенный с главой крестьянского хозяйства договор аренды земельного участка мог быть возобновлен на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса.
При таких обстоятельствах довод департамента о ничтожности договора аренды от 25.05.2007, а также указание в постановлении от 25.05.2007 N 415 на необходимость расторжения ранее заключенного договора в связи с предоставлением участка в аренду на новый срок, правового значения не имеют.
В письме органа кадастрового учета от 20.04.2005 N 40 указано, что 28.04.2005 снят с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:34:0501000:0128. Из указанного документа следует, что участок с кадастровым номером 23:34:0501000:0128 площадью 33,2 га, поставленный на учет в условной системе координат и участок с кадастровым номером 23:34:0501000:137, поставленный на кадастровый учет 16.06.2004 в системе координат МСК-23, являются двойниками, в связи с чем сведения о первом участке исключены из государственного кадастра недвижимости.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что объект договора аренды от 17.06.2003 не изменился.
Все сведения о хронологии предоставления в аренду испрашиваемого участка, о самом договоре аренды от 17.06.2003, факте правопреемства содержались в постановлении главы администрации Успенского района от 25.05.2007 N 415 о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края, которое входило в состав документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении участка в собственность (т. 3, л. д. 18, 23 - 27).
Кроме того, документы, послужившие основанием для возникновения, изменения и прекращения арендных правоотношений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0501000:137 (ранее - 23:34:0501000:0128), переданы администрацией в департамент по запросу от 26.01.2016 N 52-1069/16-32.19.
Суды также установили, что глава КФХ "Солнечное" Ждокова Н.М. зарегистрирована 06.10.2000 в качестве предпринимателя без образования юридического лица в соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса на основании свидетельства о государственной регистрации от 06.10.2000 N Р-013 и своего статуса не меняла (т. 1, л. д. 41 - 45; т. 3, л. д. 30).
Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, из содержания которой следует в качестве даты первоначальной регистрации до 01.01.2004 указана дата - 06.10.2000, а в качестве основания - свидетельство о государственной регистрации от 06.10.2000 N Р-013.
В 2004 году произошло переименование (с главы КФХ "Солнечное" Ждоковой Н.М. на индивидуального предпринимателя Ждокову Н.М.), индивидуальному предпринимателю присвоен ОГРНИП - 304235714500012.
Никаких сведений об изменении организационно-правовой формы (статуса) представленная в дело выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не содержит, так как указанное обстоятельство привело бы к ликвидации предыдущего лица.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что в данном случае перерегистрация упоминалась лишь в контексте присвоения ОГРНИП и смены наименования, в остальном предприниматель является тем же субъектом правоотношений, что и был на момент заключения первоначального договора аренды спорного участка от 17.06.2003.
Иные доводы департамента рассмотрены при производстве по делу в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
С учетом изложенного Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2018, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А32-4476/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.