г. Краснодар |
|
13 ноября 2018 г. |
Дело N А53-28427/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 24.01.2018), в отсутствие истца - акционерного общества "Уралэлектромедь" (ИНН 6606003385, ОГРН 1026600726657), третьих лиц: публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" и акционерного общества "Новорослесэкспорт", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2018 (судья Казаченко Г.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 (судьи Нарышкина Н.В., Маштакова Е.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-28427/2017, установил следующее.
АО "Уралэлектромедь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 683 903 рублей 83 копеек пени за просрочку доставки груза.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Новороссийский морской торговый порт" и АО "Новорослесэкспорт".
Решением от 22.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.08.2018, с железной дороги в пользу общества взыскано 341 951 рубль 91 копейка неустойки. Суд установил факт просрочки доставки груза. Размер пени снижен на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. По ряду железнодорожных накладных срок доставки увеличился в связи с задержкой вагонов в пути следования по причине неприема вагонов станцией назначения по вине грузополучателей и занятости путей необщего пользования. В этом случае срок доставки груза продлевается, о чем составлены акты общей формы.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель железной дороги поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя железной дороги, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что по железнодорожным накладным общество отправило груз железнодорожным транспортом в адрес ПАО "Новороссийский морской торговый порт" и АО "Новорослесэкспорт" на станцию назначения Новороссийск-эксп. (СКЖД).
Ссылаясь просрочку доставки груза, общество начислило железной дороге 683 903 рубля 83 копейки неустойки, предусмотренной статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Неисполнение железной дорогой требования об уплате неустойки привело к судебному спору.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательств, разрешили спор на основании статей 29, 97 и 119 Устава, пунктов 6, 6.2, 6.3 и 7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, пунктов 3.1, 3.4 и 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, а также постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"".
Установив факт прибытия груза на станцию назначения с нарушением срока доставки, суды правомерно возложили на железную дорогу ответственность за просрочку доставки груза.
Суды признали несостоятельным довод железной дороги об увеличении срока доставки груза по ряду железнодорожных накладных по причине задержки на промежуточных станциях в связи с занятостью путей необщего пользования. Суды обоснованно указали, что железная дорога не представила доказательств извещения грузополучателя о задержке вагонов и направления ему соответствующих актов, а также нарушения грузополучателями норм оборота вагонов на путях необщего пользования, повлекших невозможность доставки грузов в установленный срок. Акты общей формы об указанных нарушениях железная дорога не составляла. Представленные акты общей формы о простое вагонов на станционных путях не соответствуют предъявляемым требованиям (не содержат подписей уполномоченных лиц; полномочия лиц, подписавших акты, не подтверждены). Дорожные ведомости не содержат даты прибытия и получения груза, а также подписи грузополучателя.
Таким образом, установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства основаны на результатах оценки материалов дела.
Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию железной дороги с оценкой доказательств, которая не входит в процессуальные полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 по делу N А53-28427/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.