г. Краснодар |
|
22 ноября 2018 г. |
Дело N А32-34152/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от Министерства экономики Краснодарского края - Коваль Я.В. (доверенность от 12.01.2018), в отсутствие конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Нарек" Карпенко Павла Владимировича, иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства экономики Краснодарского края на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2018 (судья Романов М.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 (судьи Николаев Д.В., Стрекачёв А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-34152/2012, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Нарек" (далее - должник) в Арбитражный суд Краснодарского края поступило заявление Министерства экономики Краснодарского края (далее - министерство) о разногласиях относительно суммы задолженности в размере 238 067 рублей и учете данной задолженности в составе текущих платежей, обязав управляющего учесть задолженность в сумме 238 067 рублей в числе текущих платежей.
Определением суда от 20.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.09.2018. в признании задолженности в размере 238 067 рублей текущими платежами отказано. Производство по заявлению в части обязания конкурсного управляющего должника учесть задолженность перед бюджетом Краснодарского края в размере 238 067 рублей в числе текущих платежей должника прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствуют основания для отнесения спорной суммы задолженности к текущим платежам.
В кассационной жалобе министерство просит отменить определение суда от 20.07.2018 и постановление апелляционного суда от 17.09.2018, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что обязанность должника возвратить субсидию возникла после возбуждения дела о банкротстве должника, предъявленные к должнику денежные требования являются текущими. Нарушения условий субсидирования также возникли после возбуждения дела о банкротстве должника, в случае выполнения требований по предоставлению субсидий, обязательства по ее возврату не возникли бы у должника.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 5 указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.07.2012 N 839 в рамках краевой целевой программы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 N 150 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае
на 2009-2012 годы" (далее - Краевая целевая программа), утвержден Порядок предоставления субсидий отдельным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения из краевого бюджета затрат на осуществление предпринимательской деятельности (Порядок субсидирования).
Должник, пострадавший от наводнения (акт обследования утраченного имущества юридического лица (индивидуального предпринимателя), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования город - курорт Геленджик 6-7 июля 2012 года), обратился к министерству с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения затрат.
Приказом от 21.08.2012 N 38 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" было принято решение о предоставлении, в том числе должнику, бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, имущество которых находилось в зоне подтопления, затопления на территориях муниципальных образований, в которых в 2012 году введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной наводнением.
Денежные средства в размере 238 067 рублей перечислены должнику 07.09.2012 (платежное поручение N 5839222).
Пунктом 1.6.2 Порядка субсидирования установлено условие предоставления субсидий, согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие субсидию, обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчетную документацию по форме, в сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом (в соответствии с Краевой целевой программой уполномоченным органом является Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края), подтверждающей:
- затраты, понесенные субъектом малого и среднего предпринимательства не ранее 07.07.2012 на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка;
- использование суммы субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка.
Форма, сроки и порядок представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии, установлены приказом от 02.08.2012 N 18 "Об установлении форм, сроков и порядка предоставления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными на территории Российской Федерации, имущество которых находилось в зоне подтопления (затопления) на территориях муниципальных образований Краснодарского края, в которых в 2012 году введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной наводнением" (далее - приказ от 02.08.2012 N 18).
Согласно пункту 1.2 приказа от 02.08.2012 N 18 отчетная документация, предусмотренная подпунктом 1.1 приказа, представляется в уполномоченный орган не позднее 90 дней со дня поступления суммы субсидии на счет субъекта малого и среднего предпринимательства. Должник должен был представить отчетность не позднее 07.12.2012.
В связи с тем, что должник не представил в установленный срок отчетность, министерство направило уведомления (требования) от 26.12.2012 N 201 -3136/12-05-03/12 и от 15.03.2013 N 201- 945/13-05-03/12.
Согласно пункту 1.3 приказа от 02.08.2012 N 18 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, не позднее 15 мая года, следующего за отчетным периодом, представляет информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде.
В связи с тем, что должник не представил информационное письмо, министерство направило уведомление (требование) от 22.05.2013 N 201-1938/13-04-03/12.
О необходимости предоставлять отчетность должник был уведомлен, что подтверждается заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения затрат. В соответствии с пунктом 3.6 Порядка субсидирования, если субъект малого и среднего предпринимательства не представляет отчетность в уполномоченный орган в течение 30 дней со дня истечения срока, установленного уполномоченным органом, сумма полученной субсидии в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого и среднего предпринимательства подлежит возврату в краевой бюджет. Однако, несмотря на неоднократное требование министерства о возврате субсидии в краевой бюджет, должник не вернул субсидию в краевой бюджет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 по делу N А32-25182/2013 с должника в пользу Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края взыскано 238 067 рублей (возврат субсидии).
Возникшие с конкурсным управляющим разногласия по отражению невозвращенной субсидии в качестве текущего либо реестрового платежа явились основанием для обращения министерства в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления министерства, суды руководствовались статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьями 5, 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" (пункты 8, 9) (далее - постановление N 63).
Суды установили, что заявление о признании должника банкротом принято определением суда от 12.11.2012, спорный платеж осуществлен 07.09.2012.
Решением от 16.12.2013 должник признан несостоятельным (банкротом).
В обоснование требований министерство указало, что направило уведомление о необходимости возврата субсидии в адрес должника после принятия заявления о признании должника банкротом, поэтому требования являются текущими.
Суды установили, что субсидия перечислена должнику 07.09.2012, то есть обязательства по переводу денежных средств исполнены до возбуждения в отношении должника дела о банкротстве 12.11.2012. Причиной направления уведомления о возврате субсидии послужило нарушение получателем условий предоставления субсидии, то есть установление обстоятельств, при которых субсидия не подлежала выдаче.
Суды оценили в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) представленные в дело доказательства, учитывая разъяснения, данные в постановлении N 63, сделали вывод о том, что отсутствуют основания для отнесения спорной суммы задолженности к текущим платежам. Суды сделали вывод о том, что направление должнику уведомления о возврате субсидии 22.05.2015 (то есть после возбуждения в отношении общества дела о несостоятельности (банкротстве)), в рассматриваемом случае не имеет правового значения для квалификации подлежащей возврату суммы субсидии в качестве текущего платежа.
Суды установили, что согласно Порядку предоставления субсидий отдельным категориям субъектом малого и среднего предпринимательства в целях возмещения из краевого бюджета затрат на осуществление предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 N 150, изначально были предусмотрены условия о возвратности предоставляемой субсидии, что предполагает необходимость учета именно даты ее перечисления получателю для целей квалификации в качестве текущего или реестрового требования. В свою очередь, принимая решение о выдаче субсидии, администрация должна предполагать возможные риски несоблюдения получателями субсидии - субъектами малого и среднего предпринимательства предусмотренного пунктом 1.6.2. Порядка субсидирования условия предоставления субсидий в виде обязанности предоставлять в уполномоченный орган отчетную документацию по форме, в сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом (Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края).
Суд кассационной инстанции учитывает правовые выводы, изложенные в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 306-ЭС16-20880 по делу N А12-32961/2016.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 по делу N А32-34152/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.