г. Краснодар |
|
19 ноября 2018 г. |
Дело N А32-6144/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Возжикова А.А. (доверенность от 21.06.2018), в отсутствие представителя истца - индивидуального предпринимателя Джогана Александра Яковлевича (ИНН 090104255522, ОГРНИП 316091700071583), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 (судьи Попов А.А., Малыхина М.Н., Сулименко О.А.) по делу N А32-6144/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Джоган Александр Яковлевич (далее - предприниматель) подал в Арбитражный суд Краснодарского края иск к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о внесении изменений в договор от 20.08.2008 N 7700000862 аренды земельного участка площадью 1139,63 кв. м с кадастровым номером 23:49:0121:006:0002, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пер. Львовский, 11, (далее - договор аренды, земельный участок) в редакции дополнительного соглашения от 04.02.2013 в части установления с 12.08.2017 годовой арендной платы (182 299 рублей 16 копеек) как произведения кадастровой стоимости земельного участка (12 153 277 рублей) и ставки арендной (1,5 % кадастровой стоимости) в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы необходимостью приведения условий договора аренды в соответствие действующим нормативным требованиям. Земельный участок в связи с его нахождением в границах особо охраняемой природной территории ограничен в обороте. Предприниматель как собственник находящихся на участке зданий, сооружений имеет право на льготу по арендной плате. Новый размер арендной платы следует применять с 12.08.2017 - момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531.
Управление обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Перерасчет годовой арендной платы за земельный участок определен по его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2017. Перерасчет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 возможен не ранее 01.01.2018, так как изменение размера арендной платы по договору аренды возможно не чаще одного раза в год.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании распоряжения управления от 24.07.2008 N 876-р управление (арендодатель) и Федоров Олег Геннадьевич (арендатор) 20.08.2008 заключили договор аренды земельного участка, расположенного в первой зоне округа санитарной охраны курорта, в целях эксплуатации принадлежавших арендатору объектов недвижимости с 24.07.2008 по 23.07.2057. Годовая арендная плата составила 180 973 рубля (пункт 3.1). Дополнительным соглашением от 04.02.2013, в связи с изъятием части земельного участка для государственных нужд его площадь уменьшена до 1073 кв. м, земельному участку присвоен кадастровый номер 23:49:0121006:1003, а годовая арендная плата с 01.01.2013 установлена в размере 212 818 рублей 82 копеек.
По договору от 23.03.2013 права и обязанности арендатора по договору аренды переданы Джогану Я.И, после смерти которого 17.04.2016 названные права и обязанности в порядке наследования перешли к предпринимателю (свидетельство о праве на наследство от 11.11.2016 серии 09АА N 0256135).
Предприниматель направил управлению письмо от 28.12.2016 с предложением о внесении в договор аренды изменений, касающихся нового расчета арендной платы. Управление в письме от 27.01.2017 N 09/902 сообщило предпринимателю о подготовке проекта дополнительного соглашения в связи со вступлением в наследство будет подготовлен после рыночной оценки земельного участка с целью изменения арендной платы.
Предприниматель 31.05.2017 получил от управления два экземпляра проекта дополнительного соглашения от 29.05.2017 с рыночной стоимостью земельного участка в размере 9 746 059 рублей и годовой арендной платой с 01.01.2017 в размере 974 605 рублей 90 копеек, определенных на основании пункта 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, и отчета от 30.03.2017 об определении рыночной стоимости земельного участка.
Предприниматель не согласился с примененной управлением методикой расчета арендной платы и 14.11.2017 направил управлению проект дополнительного соглашения, в котором предложил изложить условие договора аренды о размере арендной платы в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившей в силу 12.08.2017. Управление от заключения дополнительного соглашения в редакции предпринимателя отказалось.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения предпринимателя в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлен запрет на приватизацию земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте (пункт 2). Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5). Аналогичные нормы содержатся в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (30.12.2013; далее - Закон N 406-ФЗ) статьей 95 Земельного кодекса и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий. Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Статьями 2, 6 Закона N 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная", земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, в силу его части 3 статьи 10, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ, пункта 4 статьи 31 Закона N 33-ФЗ, пункта 2 статьи 3 Закона N 26-ФЗ, принятого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи до настоящего времени являются особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
При этом стороны не лишены права требовать внесения в заключенный ими договор аренды изменений, обусловленных изменениями законодательства (пункт 16 постановления Пленума N 73, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
Если стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, то независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2015 N 306-ЭС15-208).
В случае, если к договору аренды земельного участка подлежит применению регулируемая арендная плата, порядок определения ее размера, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа, по общему правилу, применяется для таких договоров с момента вступления в силу данного акта, даже если в момент заключения договора аренды такой порядок еще не был установлен (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившей в силу 12.08.2017, утвержден принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившей в силу 12.08.2017, при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, арендная плата определяется в размере 1,5 процентов его кадастровой стоимости, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Арендуемый предпринимателем под принадлежащими ему зданиями, сооружениями земельный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте и не может быть приватизирован. Условие договора аренды об арендной плате должно быть приведено в соответствие принципу учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения и подпункту "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившей в силу 12.08.2017. С 12.08.2017 арендная плата за земельный участок не может превышать 1,5 процента его кадастровой стоимости. Соответствующее изменение договора аренды с учетом специфики ценообразования в отношении публичных земель не противоречит законодательному запрету на изменение арендной платы чаще одного раза в год.
Доводы кассационной жалобы основаны на добросовестном заблуждении ее заявителя относительно содержания и смысла вышеприведенных нормативных положений и разъяснений высшей судебной инстанции.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А32-6144/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.