г. Краснодар |
|
29 ноября 2018 г. |
Дело N А53-12121/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Николаев Д.В., секретарь судебного заседания Пушкина А.А.), от заявителя - закрытого акционерного общества "НИВА" (ИНН 6121002684, ОГРН 1026101284186) - Новгородова Я.Д. (доверенность от 25.04.2016), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129) - Петровой К.Ю. (доверенность от 04.06.2018), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2018 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В) по делу N А53-12121/2018, установил следующее.
ЗАО "Нива" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным постановления от 16.04.2018 по делу N 69/28.ВД.8/569/171-ГК/ПР/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа; рассмотрении вопроса о снижении размера назначенного штрафа ниже низшего предела (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 22.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2018, суд признал незаконным и отменил оспариваемое обществом постановление министерства.
Судебные акты мотивированы тем, что министерство на момент вынесения оспариваемого постановления пропустило двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, для привлечения общества к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены постановления административного органа.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Министерство указывает, что суды при вынесении судебных актов не учли изменения, внесенные Федеральным законом от 20.12.2017 N 414-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 414-ФЗ) в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса равен одному году, поэтому отсутствовали правовые основания для признания незаконным оспариваемого постановления по мотиву истечения срока привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества и министерства, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу предоставлено право пользования недрами - добыча подземных вод на Чекалинском участке для технологического обеспечения водой объекта сельского хозяйства, на основании лицензии серии РСТ N 02487 вид лицензии ВЭ.
В период с 05.03.2018 по 03.04.2018 в соответствии с приказом от 26.02.2018 N 171-ГК министерство провело плановую выездную проверку деятельности общества по вопросу выполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установило, что общество осуществляет деятельность с нарушением лицензионных обязательных требований: в нарушение пункта 4.3 условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии серии РСТ N 02487 вид лицензии ВЭ), обществом в срок до 01.12.2011 не согласованы с Распорядителем недр и Донским БВУ "Схемы систем водопотребления и водоотведения"; в нарушение пункта 4.4 условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии серии РСТ N 02487 вид лицензии ВЭ), обществом в срок до 01.03.2012 не разработана и не согласована с Распорядителем недр Программа ведения мониторинга подземных вод на срок действия лицензий; в нарушение пункта 7.2 условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии серии РСТ N 02487 вид лицензии ВЭ), обществом не представляются Распорядителю недр в срок до 15 января года, следующего за отчётным, отчёты о выполнении условий пользования недрами по лицензиям; в нарушение пункта 7.1 условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии серии РСТ N 02487 вид лицензии ВЭ), обществом не ведётся учёт сведений по форме 3.1, полученных в результате учёта объёма отбора подземных вод в соответствии с "Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", утверждённым приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, ежеквартально не представляются в Донское БВУ.
Результаты проверки министерство зафиксировало в акте проверки от 03.04.2018 N 38/171-ГК/28-ВД.8. По факту выявленных нарушений административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 03.04.2018 N 69/28.ВД.8/569/171-ГК/ПР/2018. Рассмотрев материалы административного дела, постановлением от 16.04.2018 N 69/28.ВД.8/569/171-ГК/ПР/2018 министерство привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление министерства является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом. Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Согласно частям 1 и 3 статьи 169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. Решение подписывается судьей, а в случае коллегиального рассмотрения дела - всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда объявляется председательствующим в том судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, после принятия решения арбитражного суда. В судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. В этом случае арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме, и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле. Объявленная резолютивная часть решения должна быть подписана всеми судьями, участвовавшими в рассмотрении дела и принятии решения, и приобщена к делу.
Как видно из материалов дела, резолютивная часть решения по данному делду объявлена судом первой инстанции 19.06.2018, решение в полном объеме изготовлено 22.06.2018. Имеющаяся в деле резолютивная часть решения от 19.06.2018 не подписана судьей Арбитражного суда Ростовской области Пименовым С.В., принявшим решение (т. 1, л. д. 59).
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении, является основанием для отмены решения, постановления в любом случае.
Судом апелляционной инстанции указанное нарушение оставлено без внимания в нарушение положений части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как установлено пунктом 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судом апелляционной инстанции решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении. Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не устранил допущенное судом первой инстанции нарушение; при наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для безусловной отмены решения, решение не отменил и не рассмотрел дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, как предписано частью 6.1 статьи 268 Кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае нарушения судом норм процессуального права, являющегося безусловным основанием для отмены судебного акта, суд кассационной инстанции, отменяя обжалуемый судебный акт, направляет дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену судебных актов, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В связи с установлением судом кассационной инстанции допущенных судами процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов, доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, а также норм процессуального права, не являющихся основанием для безусловной отмены судебных актов, не проверялись.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 по делу N А53-12121/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.